2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 количество целых решений неравенства
Сообщение18.03.2008, 18:27 
Аватара пользователя


10/03/08
46
Коми Республика г.Ухта
Найдите число целых значений неравениства :$\sqrt{4-x}-\frac{2}{\sqrt{4-x}}\le1 ответ: 4, немогу понять Может у меня ошибка, вот ход решения:
ОДЗ: Х<4
Затем возводим в квадрат, еденицу в лево и упращаем в итоге получили:
$\frac{x^2-9x+18}{4-x}\le0 вводим ф-цию: y=$\frac{x^2-9x+18}{4-x};
D(y); x\neq4
y=0; x^2-9x+18=0 x1=6; x2=3
Основываясь на ОДЗ рассматриваем промежуток $x\in (-\infty;4)
Меньше 0 только промежуток от 3 до 4, 3- сплошная точка и является единственным решением.
т. е. мой ответ 1

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2008, 18:34 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Для начала решите неравенство

$$
y - \frac{2}{y} \leqslant 1
$$

при ограничении $y > 0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неравенство
Сообщение18.03.2008, 19:08 


29/09/06
4552
Ну, и в процессе решения примера от Профессора, расскажите:
Alexoid писал(а):
Затем возводим в квадрат, еденицу в лево и упращаем в итоге получили:

По какому праву Вы всё это проделываете? Вам дали некое неравенство --- а Вы его курочите, еденицы перетаскиваете, в квадраты возводите, вроде как другое неравенство решаете... Попробуйте человеческими словами объяснить.

Возможно, эта беседа на близкую тему, Вас немного просветит.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2008, 20:14 
Аватара пользователя


10/03/08
46
Коми Республика г.Ухта
Алексей К.
У меня назревает один воприсик вот завтра я решу этот проклятый примерчик, и думаю он у меня останется (воприсик), просто надо хорошенько подумать, :offtopic2: а перед тем как подумать надо хорошо подумать стоит-ли вообще думать :shock: :lol: :!: :!: :!: во как извените тавтологию - это влияние домашней среды обитания + дикое желание поскореи сдать экзамены

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2008, 20:45 


29/09/06
4552
Я припоминаю дикое желание (хоть как-то) сдать экзамены по истории (КПСС, в частности), философии, квантовой механике... А вот с этими задачками у меня было только дикое желание всё понять и научиться их щёлкать как орешки.
Возможно, несмотря на это различие, я завтра вполне пойму Ваш завтрашний вопросик... :D

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2008, 23:18 
Аватара пользователя


10/03/08
46
Коми Республика г.Ухта
Алексей К. писал(а):
возводя обе части $-2<1$ в квадрат, мы получаем чушь $4<1$. И делать такие штуки надо осторожно.

Т.е. получается, что возводя в квадрат область определения сужается и мы можем потереть корни, а возводя в квадратный корень(радикал), то область расширяется, тут проще корни преобретаются и лишние отбрасываются с помощью проверки или ОДЗ.
Вот решение:
1 способ )
....I ОДЗ: X<4
II ввож ф-цию: $y=\sqrt{4-x}-\frac{2}{\sqrt{4-x}}-1
y=0; $$y=\sqrt{4-x}-\frac{2}{\sqrt{4-x}}-1=0;
$t=\sqrt{4-x}; t\ge0; $t-\frac{2}{t}-1=0|*t
$t^2-t-2=0; t1=2; t2=-1;- не удовлетворяет условию t\ge0
Вернёмся к замене :$\sqrt{4-x}=2
4-x=2^2;
x=4-4=0;
Основываясь на ОДЗ Рассматриваем прямую где x\in(-\infty;4)
$y<0; x\in [0;4)
Ответ: 4 корня (0;1;2;3)

2 способ )
....I ОДЗ: X<4
II сначала всё упрощаем пишу - подробно
$(\sqrt{4-x}-\frac{2}{\sqrt{4-x}})^2\le 1^2
перенесём 1 влево:
$(4-x)-4+(\frac{4}{4-x})-1\le0;   4-x-4+\frac{4}{4-x}-1\le0
$\frac{4-4+x}{4-x}-x\le0
$\frac{x^2-4x+x}{4-x}\le0
ВВодим ф-цию: $y=\frac{x^2-3x}{4-x}\le0
D(y);$x\neq4
y=0; $x^2-3x=0; $x=0; $x=3
Основываясь на ОДЗ Рассматриваем прямую где x\in(-\infty;4)
$y<0; x\in [0;3]
Ответ: 4 корня (0;1;2;3)
если что не так поправте :roll: :!: :!: :!:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2008, 23:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


17/10/05
3709
:evil:
Alexoid писал(а):
или $\sqrt{4-x}=-1$

Ой-ё-ёй!

Alexoid писал(а):
II сначала всё упрощаем пишу - подробно

Вам уже указали однажды, что возводить в квадрат неравенства нельзя!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2008, 23:50 
Аватара пользователя


10/03/08
46
Коми Республика г.Ухта
Alexoid писал(а):
или $\sqrt{4-x}=-1$

Ой-ё-ёй!
а наверное когда заменяем $t=\sqrt{4-x}; то необходимо ограничение $t\ge0
тады t=-1 --- отбрасывается!!!!!
так :?:

Добавлено спустя 14 минут 34 секунды:

незваный гость писал(а):
:evil:
Вам уже указали однажды, что возводить в квадрат неравенства нельзя!

Ну хорошо а такие неравенства почему возводим $\sqrt{\frac{x^2-7} {2x}}<\sqrt{3} или $\sqrt{\frac{15-10х}{x}}\le5 предворительно найдя ОДЗ и решаем как $\frac{x^2-7} {2x}<3 или $\frac{15-10х}{x}\le25
я просто пытаюсь восполнить пробел в знаниях, а то получается эти решай так, а эти так, но вед этому есть какое-то логическое объяснание :?:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2008, 23:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/11/06
1096
Одесса, ОНУ ИМЭМ
Цитата:
Т.е. получается, что возводя в квадрат область определения сужается и мы можем потереть корни, а возводя в квадратный корень(радикал), то область расширяется, тут проще корни преобретаются и лишние отбрасываются с помощью проверки или ОДЗ.

Наоборот, именно при возведении в квадрат могут появиться новые корни: уравнение $x=1$ имеет один корень, а уравнение $x^2=1$ - уже два. С областью определения все тоже происходит с точностью до наоборот.

"Возводить в квадратный корень" - это пять! При взятии корня следует рассмотреть оба возможных варианта его значения, тогда ничего не теряется. То есть, решая $x^2=1$ следует записать совокупность из двух уравнений: $x=1$ и $x=-1$.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2008, 00:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Если на области определения неравенства обе его части неотрицательны, то возводить их в квадрат можно, иначе - нельзя. Все дело в том, что возведение в квадрат - это применение к частям неравенства функции \[y = x^2 \], а эта функция монотонно возрастает только для неотрицательных значений х.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2008, 00:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Alexoid писал(а):
незваный гость писал(а):
Вам уже указали однажды, что возводить в квадрат неравенства нельзя!

Ну хорошо а такие неравенства почему возводим $\sqrt{\frac{x^2-7} {2x}}<\sqrt{3} или $\sqrt{\frac{15-10х}{x}}\le5 предворительно найдя ОДЗ и решаем как $\frac{x^2-7} {2x}<3 или $\frac{15-10х}{x}\le25
я просто пытаюсь восполнить пробел в знаниях, а то получается эти решай так, а эти так, но вед этому есть какое-то логическое объяснание :?:


В данных неравенствах обе части в ОДЗ заведомо неотрицательны, поэтому при возведении в квадрат посторонние решения (при учёте ОДЗ) не появляются. В том же неравенстве, которое Вы возводите в квадрат, левая часть может быть отрицательной (например, при $x=3$), и из-за этого при возведении в квадрат могут появляться посторонние решения.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2008, 06:27 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Чего все прицепились к возведению в квадрат? Здесь это делать не нужно.

Положим $y = \sqrt{4-x}$. Нужно решить неравенство

$$
y - \frac{2}{y} \leqslant 1
$$

при условии $y > 0$. А так как $y$ положителен, то обе части неравенства можно смело на него умножать, после чего получится неравенство

$$
y^2 - 2 \leqslant y
$$

или

$$
y^2 - y - 2 \leqslant 0
$$

Как решать такие неравенства известно со школы.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2008, 09:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
Профессор Снэйп писал(а):
Чего все прицепились к возведению в квадрат? Здесь это делать не нужно.


Да чего тут про замену переменной говорить - это же за высший пилотаж сейчас почитается!
Слышал, что в инструкции по проверке ЕГЫ (часть С) есть такой пункт:
Если при решении неравенства или уравнения ученик не нашёл ОДЗ, то независимо от остального им написанного, он получает 0 баллов за задачу.
Так что получите Профессор Снэйп 0 баллов за такое, с позволения сказать, решение. :D
Впрочем не расстраивайтесь, я бы получил ровно столько же.

Вот школьники и начинают с ОДЗ - нужно это или нет для данной конкретной задачи. Без труда можно привести массу примеров, где трезвомыслящему человеку вообще не должно прийти в голову выписывать неравенства, описывающие ОДЗ, а тем более их решать.

Приведу парочку:

1) $\sqrt{x^4+2008x^2-2008} > x^2$
Инструкция требует решения неравенства $x^4+2008x^2-2008 \ge 0$

2) $\sqrt{5\sin x - 1}=-\sqrt{6} \cos x$
Согласно инструкции, если ученик присоединит к этому уравнению его следствие $\cos x \le 0$, возведёт уравнение в квадрат, найдёт все его решения, подставит их в неравенство для отсева посторонних, он получит 0 баллов - он ведь не только не решал неравенство $5\sin x - 1 \ge 0$, но даже его и не выписывал.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2008, 09:47 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
bot писал(а):
Если при решении неравенства или уравнения ученик не нашёл ОДЗ, то независимо от остального им написанного, он получает 0 баллов за задачу.


Страшно!

Впрочем, школьные требования --- это отдельная грустная тема. Помню, как мне в школе не зачли решение неравенства из-за того, что в ответе у меня было написано

$$
x > 1
$$

вместо положенного по уставу

$$
x \in (1, +\infty)
$$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2008, 10:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
Наверно есть инструкция: если ученик не выписал множество решений, то задание не засчитывать
Ну дык Вы дошли до неравенства x>1 и с ним не справились. :D

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 32 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group