Ну, древние гении не были такими уж бескультурными, они тоже умели составлять таблички.
Табличка табличке рознь. Многие дети в 8 лет самостоятельно замечают закон коммутативности умножения, при этом весьма сомнительно, что хоть один из них заметил этот закон, анализируя табличку умножения на задней обложке. Дети замечают эту закономерность на отдельных примерах. (Любопытно, что ещё в 7 лет дети обычно эту закономерность самостоятельно не замечают. А коммутативность сложения замечают!)
Я думаю, что Вы поняли бы меня лучше, если бы попытались представить Архимеда, сидящего перед ванной и аккуратно заполняющего табличку с названием "Эврика!" результатами отдельных экспериментов.
Наоборот, я хотел в истории найти подсказку для того, чтобы сделать покороче дистанцию от опытных данных до закономерности, дистанцию, которая преодолевается случайным прыжком-догадкой. (А-ля загадка зарождения жизни.)
Я понял Вас. Я же хотел сказать, что подсказку Вы потеряли в тёмном лесу, а ищете под ближайшим фонарём, потому что там светлее (имхо, конечно).
Мне кажется, что это аргумент за [знание теоремы], потому что измерением трудно найти пифагоровы тройки из Plimpton 322.
Ну или правы те исследователи, которые полагают данные этой таблички результатом постановки / решения алгебраических, а не геометрических задач.