Интуитивно кажется, что плавающие тела стремятся к минимизации расстояния между центром тяжести и точкой приложения равнодействующей силы Архимеда к подводной части.
Собственно, потенциальную энергию системы можно переписать в виде

где

- вертикальная координата центра масс тела,

- вертикальная координата центра масс вытесненной жидкости,

- масса тела.
Если тело и жидкость однородны, разница этих координат всегда будет положительной, и её можно называть расстоянием, но в общем случае она может принимать и отрицательные значения.
Рассмотрим, к примеру, "вертикальный катамаран" - конструкцию из двух жёстко соединённых корпусов, расположенных один над другим так, что плавучесть судна сосредоточена преимущественно в верхнем, а масса - преимущественно в нижнем. Такая конструкция будет существенно устойчивее обычного катамарана хотя бы в том смысле, что если обычный катамаран перевернётся во время шторма, вернуть его в исходное положение будет практически невозможно. Вертикальный же катамаран всегда вернётся в исходную позицию.