Скоро на рынке,возможно, появятся роликовые коньки с одним роликом.
Первый же вопрос: «А зачем?»
На это я вам отвечу, как бывший спортсмен. Какое преимущество имеют традиционные «ледяные» коньки перед роликовыми? Фигурные или хоккейные коньки на льду дают человеку замечательные возможности для свободного и легкого перемещения по плоскости. Десятки приемов: коньковый ход позволяет мощно разгоняться, то же при движении назад. Работа на кривых, наклоны и изменение радиуса кривизны, движение по синусоиде. перебежка, змейка. Варьируя радиус кривизны траектории, можно набирать или гасить скорость, выполнять элементы фигурного катания. Доступны крутые развороты и прыжки с изменением направления движения. Что же роликовые?, с их качественными подшипниками - ролики тормозят на криволинейных траекториях, мешают друг другу: в результате ничего, кроме тупого конькового хода.
Выход есть, - оставить по одному ролику на ботинке. Однако при этом возникает серьезное неудобство, - при малейшем отклонении точки касания роликом опоры от проекции центра тяжести возникает выталкивающая сила и конек стремительно выкатывается из-под конькобежца. Как удержать равновесие на коньке с одним роликом? Нужно увеличить осевой момент инерции ролика. Представим себе вместо ролика массивный металлический вал. Чтобы раскрутить такой вал, нужно приложить значительную силу в течение довольно длительного времени. И наоборот, такой ролик-вал будет продолжать крутиться при тормозящем усилии, двигая конек вперед. Удержание равновесия с такими роликами, если, конечно, абстрагироваться от их большого веса, не составит труда.
Однако можно создать искусственный осевой момент инерции с помощью активного силового привода, вмонтированного в ролик конька. При попытке ролика ускориться силовой привод тормозит это ускорение, а возникающая при этом энергия запасается в конденсаторе. При замедлении ролика энергия конденсатора подается на силовой привод, и ролик подталкивается вперед. Возникает полная аналогия большого осевого момента инерции ролика.
Изестен целый ряд одноколесных транспортных средств таких как Segway, Segwheel, Honda U3-X, Enicycle, Toyota Winglet. Все они используют легкие и мощные бесколлекторные сервомоторы с неодимовыми магнитами. Если проанализировать все эти устройства, можно заметить, что они работают на одном принципе. Один или несколько датчиков – гироскопов отслеживают вертикальность корпуса транспортного средства. При отклонении корпуса от вертикали процессор отдает команду активному приводу на компенсацию этого отклонения. Так сохраняется равновесие. То есть все эти устройства имеют корпус, который следует поддерживать в вертикальном положении.
У роликового конька нет тележки – корпуса, ботинок конька меняет свой наклон из разных соображений и реакции процессора на такие наклоны не будут адекватными. Размещать гироскоп на корпусе роллера тоже не эффективно. Возможно, но такая система имела бы мало общего с катанием на коньках. Кроме того гироскоп- датчики не способны устранить самопроизвольное выкатывание роликового конька из-под человека.
В описываемом здесь
http://rulev-igor.net/theme_204.htmlустройстве используется другой принцип поддержания равновесия. Стабилизируется угловая скорость ролика, причем та скорость, которую ролик получает в момент своего соприкосновения с опорной поверхностью. Это дает не только надежную опору роллеру, но и многочисленные возможности по тактике катания на роликовых коньках.
Вопрос к пользователям сайта, будут ли востребованы в спортивном мире Idler skates?