продолжение
III этап, 2007-2008 учебный год. Второй день
УСЛОВИЯ ЗАДАЧ
8 класс
8.5. Числа
и
таковы, что
. Число
— наибольшее из
и
. Определите, какое из чисел
и
, — третье по величине. (И. Рубанов)
8.6. Лестница насчитывает
ступенек, на каждой из них написано одно из чисел
или
. Число на ступеньке указывает, на сколько ступенек следует с нее шагнуть (вверх, если число положительное, или вниз, если число отрицательное). Известно, что с какой бы ступеньки ни начинался путь, он не выйдет за пределы лестницы и обязательно пройдет через верхнюю ступеньку. Может ли сумма всех чисел на ступенькях быть отрицательной? (М. Мурашкин)
8.7. На сторонах треугольника
отмечены точки:
на
,
на
, и
на
. Через точку
проведены две прямые:
и
. Аналогично через точку
проведены прямые
и
, а через точку
— прямые
и
. Докажите, что если прямые
и
пересекаются в одной точке, то прямые
и
образуют треугольник, равный
.(Л. Емельянов)
8.8. На окружности отмечены
точек, делящих её на равные дуги. Двое играют в следующую игру. Ходят по очереди. Ход состоит в том, чтобы обвести кружочками пару диаметрально противоположных точек и ещё одну точку. Дважды обводить одну и ту же точку нельзя. Проигрывает тот, кто не может сделать очередного хода. Кто из игроков имеет выигрышную стратегию? (Дайте ответ в зависимости от
)(И. Рубанов)
9 класс
9.5. Каждый из пассажиров автобуса получил билет с шестизначным номером, причем все номера билетов — последовательные числа. Какое наибольшее количество пассажиров могло ехать в автобусе, если ровно у
из них в номере билета есть цифра
? (М. Мурашкин)
9.6. см. 8.6
9.7. На сторонах треугольника
отмечены шесть точек:
и
на
,
и
на
,
и
на
. Известно, что
,
и
. Докажите, что треугольники
и
равновелики. (Л. Емельянов)
9.8. Каждое натуральное число от
до
домножили на некоторую степень двойки с неотрицательным целым показателем, после чего все числа сложили. Полученная сумма также оказалась степенью двойки. При каких
такое возможно? (М. Мурашкин, А. Кришеник)
10 класс
10.5. см. 9.5.
10.6. Натуральное число
обладает следующим свойством: для любых натуральных
и
число
делится на
. Докажите, что
делится на
для любого натурального
.(В. Сендеров)
10.7. Пусть
— произвольная точка на стороне
треугольника
. На сторонах
и
взяты точки
и
соответственно так, что
и
. Перпендикуляры, проведенные в точках
и
к сторонам
и
соответственно, пересекаются в точке
. Докажите, что
, где
- центр вписанной окружности треугольника
. (Т. Емельянова)
10.8. Может ли ладья обойти все клетки шахматной доски
, побывав на каждой клетке ровно по разу, чередуя ходы длиной в одну и в две клетки? (Считается, что, делая ход в две клетки, ладья не проходит по промежуточной клетке.) (А. Грибалко)
11 класс
11.5. Назовем тройку положительных чисел
удобной, если система неравенств
,
,
имеет ровно два целых решения. Докажите, что тройка
удобна тогда и только тогда, когда
— длины сторон некоторого треугольника. (Я. Агаханов)
11.6. Найдите все такие пары натуральных чисел
, что
,
— нечетно, и
. (В. Сендеров)
11.7. Дан параллелепипед
. Сфера
с центром на диагонали
пересекает ребра
в точках
соответственно, а ребра
— в точках
соответственно. Оказалось, что плоскости
и
параллельны, но треугольники
и
неравны. Докажите, что диагональ
образует равные углы с ребрами
и
. (П. Кожевников)
11.8. Шахматную доску разбили на двухклеточные прямоугольники. Каждый из них требуется закрасить каким-нибудь цветом так, чтобы любые две клетки доски, отстоящие на ход коня, были раскрашены в разные цвета. Какого наименьшего числа цветов заведомо хватит для этого? (Ход коня состоит в перемещении на две клетки по горизонтали и одну по вертикали, или же на две клетки по вертикали и одну по горизонтали.) (А. Грибалко)