Да об этом, собственно, и речь! Все эти "лебеди-раки-щуки" - это разные варианты подумать что-то о том ответе, которого у нас ещё нет.
Если хотите, это то, с каким настроением надо читать научную фантастику.
Ну в таком ключе я ничего против лебедей, щук и раков не имею, это даже в определённых пределах полезно.
А вот Новую космогонию Лема почитайте, я же рекомендовал.
Обязательно прочту, спасибо большое за рекомендацию. Главное время выкроить.
Потому что там начинается с "какой из коэффициентов приближённо 0, а не 1", а всего коэффициентов 3. Вот и получается
Ой, ну я и глупость сделал, не понял сразу, что вы имели в виду. Конечно вы правы, получается 8 вариантов.
Ну вот смотрите. Вы хорошо знаете, что есть такие развлечения, как настольные игры, кинофильмы (и целый Голливуд), компьютерные игры (и целая игровая индустрия, в том числе немало подстегнувшая развитие графических карт и процессоров). Это же вообще невозможно предсказать ни из какого "умысла" - это чистые развлечения. Однако они есть, и движут определённые процессы в экономике и в технологии. Или - наркоторговля, проституция, азартные игры, какие-нибудь маньяки. Это всё у человечества есть, хотя основной целью человечества далеко не является.
Теперь представьте себе цивилизацию, которая без космоса живёт и в ус не дует, но в ней образовалась случайно какая-то прослойка подростков, которые развлекаются и выпендриваются друг перед другом, летая по космосу (как у нас - на яхтах по тёплым морям), или пуская по космосу своих роботов (как у нас - создавая механические модельки или компьютерные программы). Кто их остановит? Или что? Да ничего. А они, между тем, "завоюют" окружающий космос не хуже, чем какие-нибудь государственные программы или бизнес-корпорации, ведомые престижем, прибылью, нуждой в новых территориях и т. п.
Да, индустрия развлечений это значительный "двигатель" в развитии человечества, и тут не столь важно идёт речь о таких нейтральных вещах как индустрия компьютерных игр и видеоигр, киноиндустрия, шоу-бизнес, индустрия настольных игр или о несколько одиозных наркоторговле, проституции и азартных играх(маньяки это отдельный разговор), которые где-то легальны,а где-то нет, да тут ещё и вопрос, что считать нейтральный, а что одиозным, важен объём спроса и предложения, причём как реальные объёмы, так и потенциальные, и то как эти объёмы влияют на научно-технический и социально-культурный прогресс. Какие-то направления в сфере индустрии развлечений могут оказывать существенное влияние, как киноиндустрия или наркоторговля, за счёт значительных масштабов, большого числа инструментария необходимого для их роста и большого количества конечных и промежуточных потребителей. А что-то остаётся почти не замеченным, причём существенную роль играют разные факторы, та же мода, например. Угадать на длинных промежутках времени конечно нельзя, но прогнозы на небольшие сроки возможны, есть даже такие формирующиеся дисциплины как экономика развлечений, социология развлечений, психология развлечений...
Насчёт того кто или что остановит таких подростков: освоение космоса как хобби/развлечение намного проблематичней, потому что в отличие от видеоигр или наркотиков такое хобби требует огромных вложений, особенно стартовых. И это только экономическая составляющая. А есть ещё юридическая(едва ли государства/корпорации или что там будет их аналогом, если только таковой не будет отсутствовать, не обратят внимание на такую деятельность), психологическая, социологическая, этическая, эстетическая, педагогическая и бог ещё знает какая. Кроме того такие хобби будут требовать огромного времени, намного больше нынешней продолжительности жизни человека, так что реально такое может быть не раньше, чем радикально удлинится жизнь человека из-за биотехнологий, компьютерной загрузки сознания или чего-то подобного.