2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Неожиданные строки известных авторов
Сообщение03.04.2015, 14:27 


13/05/14
476
При чтении книг у любого читателя складываются некоторые стереотипы творчества авторов. Вот, например, А. Дюма. Сразу стереотип – мушкетеры, шпаги, дуэли, погони и интриги. Легкая литература, легкий стиль.
Но иногда натыкаешься на очень поразительные строки, которые заставляют задуматься или погрустить. Как кто-то сказал: «Иногда и о слово можно споткнуться».
В толстенной трилогии "Виконт де Бражелон" есть очень много замечательных мест.
Чтобы процитировать их понадобится несколько страниц. Поэтому приведу только одно из них:
Цитата:
Еще через несколько минут друзья простились. Арамис и Портос направились к лошадям. Атос, смотря на друзей, готовых пуститься в неведомый путь, почувствовал, что глаза его заволакивает какая-то пелена и на сердце его легла невыносимая тяжесть.
"Как странно,- думал он,- откуда у меня такое неудержимое желание еще раз обнять Портоса?!"
В этот момент Портос обернулся. Поймав на себе взгляд Атоса, он устремился к нему, широко раскрыв объятия. И они обнялись столь же легко, как обнимались когда-то в молодости, когда их сердца были горячими и жизнь была полна счастья.

Честное слово. Я таких строк от А. Дюма не ожидал.
Или, например, "Былое и думы" Герцена. Конечно -- это прекрасная и очень интересная книга. Однако, сразу представляешь бородатого А.И., его скитания, революционную борьбу, журнал «Колоколъ», его неприятие «марксидов» (он не любил Маркса и его сторонников) и прочее, чем нас хорошо нашпиговали в школе.
Но как неожиданно ярко описаны его детские и юношеские годы.... Великолепны в своей страшной прямоте "Рассказ о семейной драме" и "Oceano Nox".
А чего стоит вот этот маленький кусочек:
Цитата:
"...Она лежала вся в цветах - сторы были опущены - я сидел на стуле, на том же обычном стуле возле кровати; кругом было тихо, только море шипело под окном. Флер, казалось, приподнимался от слабого, очень слабого дыхания… Кротко застыли скорби и тревога, - словно страданье окончилось бесследно, их стерла беззаботная ясность памятника, не знающего, что он представляет. И я все смотрел, смотрел всю ночь, ну, а как в самом деле она проснется? Она не проснулась. Это не сон, это - смерть."

Как это тонко, искренне, правдиво и страшно…
Или вот, Мопассан «Милый друг». То же легкий. Амуры, шуры-муры, любовные игры сразу с тремя любовницами... Однако у него есть и это:
Цитата:
Полумрак, обволакивавший труп Форестье, пугал Жоржа, но он упорно продолжал рассматривать его. Дрожащее пламя свечи подчеркивало худобу этого высохшего лица, приковавшего к себе, приворожившего и мысль и взгляд Дюруа. Вот он, Шарль Форестье, его друг, с которым он беседовал еще вчера! Как ужасна и непостижима эта полная гибель живого существа! О, теперь у него все время звучали в ушах слова истерзанного страхом смерти Норбера де Варена: "Никто оттуда не возвращается!" Народятся миллионы, миллиарды почти во всем подобных ему существ, у которых все будет, как у него: и глаза, и нос, и рот, и мыслящий череп, но -- тому, кто лежит сейчас на этой кровати, уже не воскреснуть вновь.

И вот это:
Цитата:
Столько-то лет он жил, как все люди, ел, смеялся, на что-то надеялся, кого-то любил. А теперь все для него кончено, кончено навсегда. Вот она, жизнь! Каких-нибудь несколько дней, а затем -- пустота! Ты появляешься на свет, ты растешь, ты счастлив, ты чего-то ждешь, затем умираешь. Кто бы ты ни был" -- мужчина ли, женщина ли, -- прощай, ты уже не вернешься на землю! И все же каждый из нас несет в себе лихорадочную и неутолимую жажду бессмертия, каждый из нас представляет собой вселенную во вселенной, и каждый из нас истлевает весь, без остатка, чтобы стать удобрением для новых всходов. Растения, животные, люди, звезды, миры -- все зарождается и умирает для того, чтобы превратиться во что-то иное. Но ни одно существо не возвращается назад -- будь то насекомое, человек или планета!

При чтении легкий ступор и мурашки по коже; просто и гениально...

Предлагаю участникам форума поделиться своими мыслями по этому вопросу (наличия неожиданных строк). Буду очень признателен за другие неожиданные строки других авторов.
Интересен также вопрос, а в чем причины такого сильного эмоционального воздействия "неожиданных" строк? Неужели только жизненным опытом читателя?

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение06.04.2015, 12:13 


27/02/09
2835
sqribner48 в сообщении #999665 писал(а):
Интересен также вопрос, а в чем причины такого сильного эмоционального воздействия "неожиданных" строк? Неужели только жизненным опытом читателя?

sqribner48,
У Вас 3 цитаты из 4 это, так сказать, близкое соприкосновение со смертью и одна - расставание ("маленькая смерть"(с)), что же здесь удивительного?

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение06.04.2015, 12:26 


14/01/11
3040
Вообще, как мне кажется, "Виконт де Бражелон", глубже и трагичнее, чем две первые части трилогии. Может быть, это связано с тем, что автор навеки расстаётся со своими героями, предавая их смерти по ходу повествования?

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 12:03 


13/05/14
476
druggist, Sender.
Спасибо, что откликнулись. Я уже хотел обратиться к модератору с просьбой удалить это сообщение. Мне кажется, восприятие художественной литературы зависит от конкретного индивидуума, во многом от его личного опыта и от мастерства писателя. Ведь действительно, каждый из нас видел закаты, рассветы, звездное небо. Каждый из нас, возможно, влюблялся, дружил, видел смерть своих родных, близких, знакомых… И каждый из нас вроде смог бы описать виденное, но только у больших (великих) писателей получаются те неожиданные строки, которые нас «берут за живое» и буквально потрясают.
Не секрет, что с возрастом изменяется восприятие читаемой книги. Так, я в молодости в романе «Война и мир» Толстого любил и вычитывал как гурман военные сцены и французские mots.
Но сейчас с возрастом, когда (как выразился один из участников форума «пахнет оттуда») мне нравятся бытовые сцены. Ну что-то вроде этого:
Цитата:
В ее отсутствие Николай позволил себе галопом прокатить дочку. Запыхавшись, он быстро скинул смеющуюся девочку и прижал ее к груди. Его прыжки напомнили ему танцы, и он, глядя на детское счастливое личико, думал о том, какою она будет, когда он начнет ее вывозить старичком и, как бывало покойник отец танцевал с дочерью Данилу Купора, пройдется с нею мазурку.

Как это гениально просто, ясно и красиво. Или вот это
Цитата:
Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться и все плакали. Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать этот страшный шаг.

!!! …

(Оффтоп)

Вы скажете: «Ну вот опять за свое». Пожалуй Вы правы. Что поделаешь? Видимо возраст и все пережитое берут свое. (Я очень рано, сразу после окончания школы, потерял отца).

druggist. Вы конечно правы. Но я имел в виду не только эти потрясающие строки о смерти и о расставании, а вообще о некоторых гениальных в своей простоте завораживающих строках.
Разве не трогательны вот эти строки:
Цитата:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Но это уже не проза, а поэзия. И не просто поэзия, а совсем другая поэзия.

Sender.
И Вы то же правы. Это, действительно, конец. Конец всем героям и всей трилогии. Но как великолепны «Завещание Портоса», «Ангел смерти», «Последняя песнь поэмы». Если цитировать лучшие места из них, то для этого понадобилось бы несколько страниц …
Напоследок привожу еще одну великолепную цитату:
Цитата:
Все в доме вдруг словно потемнело; все лица вытянулись, сделалась странная тишина; со двора унесли на деревню какого-то горластого петуха, который долго не мог понять, зачем с ним так поступают.

Попробуйте без интернета указать автора и название произведения, из которого взята эта цитата. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 12:55 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
О смерти... думала много...
Эти думы здесь .

Потрясло стихотворение В. А. Жуковского

А. С. ПУШКИН

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мёртвому прямо в глаза; были закрыты глаза.
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нём, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нём; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?

И то же самое Жуковский написал в письме отцу поэта С. Л. Пушкину 15 февраля 1837 г.:

Цитата:
Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нём в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжёлого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нём развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне всё хотелось у него спросить: “Что видишь, друг?” И что бы он отвечал мне, если бы мог на минуту воскреснуть? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нём и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нём и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда всё земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 14:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Мне Базаров (это я относительно загадки уважаемого ТС) никогда не нравился, раздражал. А прошлым летом я перечитал это сугубо школьное произведение и взглянул по-другому. Но мне больше нравится чисто формальная сторона литературы. Конечно, я познакомился со всеми этими постмодернистскими штучками, но и без теории неожиданные совпадения, выпадения, аллюзии и иллюзии мне гораздо милее слюнявых эмоций. Скрытая рифма умиляет больше слёз унылой Наташи. И все эти сопливые рассуждения о Таинствах мне по барабану. Текст гораздо эстетичнее описываемого им смысла. А если это не так, то пусть подохнет на пыльной полке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 15:26 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
gris в сообщении #1001175 писал(а):
И все эти сопливые рассуждения о Таинствах мне по барабану.

Не иначе как вы там уже были :shock:

А я до сих пор не постигла смерть матери (12 лет прошло). Гроб и тело в гробу, и я сижу рядом и... ничего не могу понять.
И сны, в которых мама является... И то, что она мне сказала во сне... И то, что она сказала во сне моей дочери...

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 16:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495

(Оффтоп)

Я во сне довольно часто вижу умерших, и меня это совершенно не колышет.

Вот пример. Недавно случился у меня разговор на тему компаративного анализа двух моих любимых мостов. Один из них в М., другой в СПб. Уже будучи поверженным оппонентом, несомненно превосходящим меня во всех отношениях, я стоном испустил из себя вспомнившиеся вдруг строки:
А мне мила моя нелепая Москва,
Горбатые мосты, кривые улочки и люди
Спешащие, неведомо куда,
Пришедшие, неведомо откуда.
Или что-то в этом роде. Вот это выражение "пришедшие, неведомо откуда; идущие, неведомо куда" — оно же из глубины веков. Из летописей, из житий. И вариации есть у Лескова, у Достоевского, у Пушкина. Любимое выражение создателей фанфиков. Это же не просто слова, а отчётливо узнаваемый мем. Когда я встречаю его (ну или другой) в тексте, то у меня появляется ощущение развлетвлённой молнии, доходящей до берестяных грамот. Пробирает озноб. Из-за этого некоторые произведения я перечитываю по многу раз, но маленькими порциями: по одной-две странички. А собственно судьбы и переживания героев являются лишь побочным фоном.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 16:23 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
gris в сообщении #1001203 писал(а):
...и люди
Спешащие, неведомо куда,
Пришедшие, неведомо откуда.

Вот и рассуждение о Таинствах, которое вам (только что вы сказали) "по барабану".
Вас не поймёшь.

(Оффтоп)

Одно дело просто видеть во сне умерших. Другое дело, когда они что-то важное говорят.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 16:40 


13/05/14
476
Однако у вас тут целая дискуссия. Не ожидал
gris
Эк "куда нас к черту, сударь, занесло". Насчет Отцов и детей я полностью с Вами не согласен. Это отнюдь не школьная книга. Это просто у нас была такая система обучения. В результате которой у большинства учеников возникло стойкое отрицательное отношение к многим произведениям.
Nataly-Mak
Спасибо за стихотворение и выдержку из письма. Не знал. Это очень интересно, особенно выдержка из письма. Честно говоря, стихотворение меня как-то не потрясло. Очень тяжелый стиль. Кажется гекзаметр? Таким стилем, помнится, изложены переводы Илиады и Одиссеи Гомера. Воистину сколько людей столько и впечатлений. Это очень личное. К сожалению, что потрясает одного человека, может оставить равнодушным другого.
Мне очень нравятся баллады Жуковского. Особенно баллада «Лесной царь». А в ней последнее:
Цитата:
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

Ну вот опять мы сместились во что-то грустное. А я этого совсем не хотел. Я просто хотел поделиться своим удивлением о неожиданных (но удивительно потрясающих) строках разных известных произведений.
Взять хотя-бы, например, Тургенева. Его нечастная любовь к Полине Виардо. И все его герои также робки и несчастны в любви. И соответственно такой же робкий художественно-образный язык. От его произведений веет какой-то грустью. Первая любовь, Ася. Рудин, Дым, Накануне, Вешние воды. Но есть одно произведение, которое просто выламывается из этого стиля – Отцы и дети. И какой там суровый, ясный и прекрасный в своей простоте язык. Не удержусь и приведу только одну цитату:
Цитата:
Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. Отец Алексей совершил над ним обряды религии. Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрагание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице. Когда же, наконец, он испустил последний вздох и в доме поднялось всеобщее стенание, Василием Ивановичем обуяло внезапное исступление. «Я говорил, что я возропщу, – хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то, – и возропщу, возропщу!» Но Арина Власьевна, вся в слезах, повисла у него на шее, и оба вместе пали ниц. «Так, – рассказывала потом в людской Анфисушка, – рядышком и понурили свои головки, словно овечки в полдень.

Перефразируя О. Бендера можно сказать: «Если это не гениально, пусть бросят в меня камень»…
Мне кажется, тут нечего больше сказать. Пусть «говорят» строки Ф.А. Тютчева
Цитата:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Ф.И.Тютчев, «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

И вот эти:
Цитата:
Весь день она лежала в забытьи –
И всю её уж тени покрывали –
Лил тёплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она –
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось –
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось..

Даже если бы Тютчев ничего больше не написал, он все равно остался бы великим поэтом.
Мне кажется, что эти строки так и просятся в Вашу антологию

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 17:26 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
Я недавно совершенно случайно наткнулась на это:
http://www.youtube.com/watch?v=txJfPGGV1gQ

Там стихотворение нашей современницы, оно здесь:
http://www.stihi.ru/2005/07/21-1484

Меня очень взволновали эти стихи. Вроде так просто написано, но как глубоко и точно!

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 19:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


24/02/12
1842
Москва
sqribner48 в сообщении #1001151 писал(а):
восприятие художественной литературы зависит от конкретного индивидуума, во многом от его личного опыта
Совершенно верно. Поэтому свериться с другим человеком в этом вопросе проблематично.
Но если уж говорить о потрясении и задевании за живое, то для меня это -- проза Евгения Ивановича Замятина. Особенно такие рассказы как "Пещера", "Север", "Ела", "Наводнение", "Рассказ о самом главном" и, конечно, роман "Мы". В поэзии -- многие стихи Пастернака, особенно последние сборники "На ранних поездах", "Когда разгуляется", "Стихотворения Юрия Живаго".
А тема смерти гениально раскрыта Цветаевой в двух довольно ранних стихотворениях "Уж сколько их упало в эту бездну..." и "Идешь, на меня похожий..."
Не буду вставлять сюда тексты, их легко найти если есть желание, а если нет -- значит и читать не надо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 20:14 


27/02/09
2835
gris в сообщении #1001203 писал(а):
Вот пример. Недавно случился у меня разговор на тему компаративного анализа двух моих любимых мостов. Один из них в М., другой в СПб.

А что за мост в Москве? Не Лефортовский часом? У меня такое смутное воспоминание, что когда-то он тоже был Дворцовым...

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 20:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
druggist,

(Оффтоп)

выполняя совет вышеуказанного собеседника, выставляю картинку напоказ под Вашу ответственность. Вы почти угадали с местом, мост чуть ниже по течению.
Изображение

И вот осмеливаюсь выложить Высокий отзыв: "Теперь мост нравится. И цветовая гамма, и архитектурный стиль позади соответствуют ему в аккурат. А уж орёл на переднем плане — завершающий мазок, нанесённый уверенной рукой Мастера. Вашей рукой. (признайтесь, что Вы его прифотошопили; признайтесь! а то я буду разочарован)
Нет, действительно понравилось. И орёл действительно очень удачно сел. Прижался к правильному для композиции краю.А что мне в этой картинке понравилось — так это что всё в унисон. И бешеный ор самого моста, и разинутые глотки архитектурных шедевров там сзади. Причём все орут одну и ту же сторону. Это хорошо.
А вот птичка пытается эту композицию уравновесить. Но деликатно. Если бы она села на левый угол, то это вышло бы фрондёрство. Но она села на правый, который хоть и правый, но всё же левее мейнстрима. И говорит типа: "ну я за вами, за вами, конечно, только не бегите уж так-то".
Серьёзно предлагаю послать Вашу предпоследнюю картинку на какой-нить конкурс. Она действительно хороша."

Хочу сразу предупредить: птица на парапете не ворон, и я не специально туда её посадил, хотя именно это самое и подумал :oops:


А в тему: Если "Отцы и дети" не самое что ни на есть школьное произведение, то можете закидать меня пельменями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 21:37 


13/05/14
476
gris в сообщении #1001359 писал(а):
А в тему: Если "Отцы и дети" не самое что ни на есть школьное произведение, то можете закидать меня пельменями.

(Оффтоп)

А Вы хитрый потому, что не камнями а пельменями (Вы наверно из Сибири).

Бедный Тургенев, если бы он знал, что его книга будет самой школьной, то он бы ее не написал.
А я считаю, что самой школьной книгой является роман Горького "Мать" - очень своевременная книга. Ну а самая самая школьная -- это роман Чернышевского "Что делать".

(Оффтоп)

Если нет, то закидайте меня голубцами или долмой...

Спасибо за стихи "Идешь, на меня похожий...". Прочитал. Очень понравилось

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CDDDS


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group