2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Неожиданные строки известных авторов
Сообщение03.04.2015, 14:27 


13/05/14
476
При чтении книг у любого читателя складываются некоторые стереотипы творчества авторов. Вот, например, А. Дюма. Сразу стереотип – мушкетеры, шпаги, дуэли, погони и интриги. Легкая литература, легкий стиль.
Но иногда натыкаешься на очень поразительные строки, которые заставляют задуматься или погрустить. Как кто-то сказал: «Иногда и о слово можно споткнуться».
В толстенной трилогии "Виконт де Бражелон" есть очень много замечательных мест.
Чтобы процитировать их понадобится несколько страниц. Поэтому приведу только одно из них:
Цитата:
Еще через несколько минут друзья простились. Арамис и Портос направились к лошадям. Атос, смотря на друзей, готовых пуститься в неведомый путь, почувствовал, что глаза его заволакивает какая-то пелена и на сердце его легла невыносимая тяжесть.
"Как странно,- думал он,- откуда у меня такое неудержимое желание еще раз обнять Портоса?!"
В этот момент Портос обернулся. Поймав на себе взгляд Атоса, он устремился к нему, широко раскрыв объятия. И они обнялись столь же легко, как обнимались когда-то в молодости, когда их сердца были горячими и жизнь была полна счастья.

Честное слово. Я таких строк от А. Дюма не ожидал.
Или, например, "Былое и думы" Герцена. Конечно -- это прекрасная и очень интересная книга. Однако, сразу представляешь бородатого А.И., его скитания, революционную борьбу, журнал «Колоколъ», его неприятие «марксидов» (он не любил Маркса и его сторонников) и прочее, чем нас хорошо нашпиговали в школе.
Но как неожиданно ярко описаны его детские и юношеские годы.... Великолепны в своей страшной прямоте "Рассказ о семейной драме" и "Oceano Nox".
А чего стоит вот этот маленький кусочек:
Цитата:
"...Она лежала вся в цветах - сторы были опущены - я сидел на стуле, на том же обычном стуле возле кровати; кругом было тихо, только море шипело под окном. Флер, казалось, приподнимался от слабого, очень слабого дыхания… Кротко застыли скорби и тревога, - словно страданье окончилось бесследно, их стерла беззаботная ясность памятника, не знающего, что он представляет. И я все смотрел, смотрел всю ночь, ну, а как в самом деле она проснется? Она не проснулась. Это не сон, это - смерть."

Как это тонко, искренне, правдиво и страшно…
Или вот, Мопассан «Милый друг». То же легкий. Амуры, шуры-муры, любовные игры сразу с тремя любовницами... Однако у него есть и это:
Цитата:
Полумрак, обволакивавший труп Форестье, пугал Жоржа, но он упорно продолжал рассматривать его. Дрожащее пламя свечи подчеркивало худобу этого высохшего лица, приковавшего к себе, приворожившего и мысль и взгляд Дюруа. Вот он, Шарль Форестье, его друг, с которым он беседовал еще вчера! Как ужасна и непостижима эта полная гибель живого существа! О, теперь у него все время звучали в ушах слова истерзанного страхом смерти Норбера де Варена: "Никто оттуда не возвращается!" Народятся миллионы, миллиарды почти во всем подобных ему существ, у которых все будет, как у него: и глаза, и нос, и рот, и мыслящий череп, но -- тому, кто лежит сейчас на этой кровати, уже не воскреснуть вновь.

И вот это:
Цитата:
Столько-то лет он жил, как все люди, ел, смеялся, на что-то надеялся, кого-то любил. А теперь все для него кончено, кончено навсегда. Вот она, жизнь! Каких-нибудь несколько дней, а затем -- пустота! Ты появляешься на свет, ты растешь, ты счастлив, ты чего-то ждешь, затем умираешь. Кто бы ты ни был" -- мужчина ли, женщина ли, -- прощай, ты уже не вернешься на землю! И все же каждый из нас несет в себе лихорадочную и неутолимую жажду бессмертия, каждый из нас представляет собой вселенную во вселенной, и каждый из нас истлевает весь, без остатка, чтобы стать удобрением для новых всходов. Растения, животные, люди, звезды, миры -- все зарождается и умирает для того, чтобы превратиться во что-то иное. Но ни одно существо не возвращается назад -- будь то насекомое, человек или планета!

При чтении легкий ступор и мурашки по коже; просто и гениально...

Предлагаю участникам форума поделиться своими мыслями по этому вопросу (наличия неожиданных строк). Буду очень признателен за другие неожиданные строки других авторов.
Интересен также вопрос, а в чем причины такого сильного эмоционального воздействия "неожиданных" строк? Неужели только жизненным опытом читателя?

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение06.04.2015, 12:13 


27/02/09
2835
sqribner48 в сообщении #999665 писал(а):
Интересен также вопрос, а в чем причины такого сильного эмоционального воздействия "неожиданных" строк? Неужели только жизненным опытом читателя?

sqribner48,
У Вас 3 цитаты из 4 это, так сказать, близкое соприкосновение со смертью и одна - расставание ("маленькая смерть"(с)), что же здесь удивительного?

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение06.04.2015, 12:26 


14/01/11
3041
Вообще, как мне кажется, "Виконт де Бражелон", глубже и трагичнее, чем две первые части трилогии. Может быть, это связано с тем, что автор навеки расстаётся со своими героями, предавая их смерти по ходу повествования?

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 12:03 


13/05/14
476
druggist, Sender.
Спасибо, что откликнулись. Я уже хотел обратиться к модератору с просьбой удалить это сообщение. Мне кажется, восприятие художественной литературы зависит от конкретного индивидуума, во многом от его личного опыта и от мастерства писателя. Ведь действительно, каждый из нас видел закаты, рассветы, звездное небо. Каждый из нас, возможно, влюблялся, дружил, видел смерть своих родных, близких, знакомых… И каждый из нас вроде смог бы описать виденное, но только у больших (великих) писателей получаются те неожиданные строки, которые нас «берут за живое» и буквально потрясают.
Не секрет, что с возрастом изменяется восприятие читаемой книги. Так, я в молодости в романе «Война и мир» Толстого любил и вычитывал как гурман военные сцены и французские mots.
Но сейчас с возрастом, когда (как выразился один из участников форума «пахнет оттуда») мне нравятся бытовые сцены. Ну что-то вроде этого:
Цитата:
В ее отсутствие Николай позволил себе галопом прокатить дочку. Запыхавшись, он быстро скинул смеющуюся девочку и прижал ее к груди. Его прыжки напомнили ему танцы, и он, глядя на детское счастливое личико, думал о том, какою она будет, когда он начнет ее вывозить старичком и, как бывало покойник отец танцевал с дочерью Данилу Купора, пройдется с нею мазурку.

Как это гениально просто, ясно и красиво. Или вот это
Цитата:
Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться и все плакали. Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать этот страшный шаг.

!!! …

(Оффтоп)

Вы скажете: «Ну вот опять за свое». Пожалуй Вы правы. Что поделаешь? Видимо возраст и все пережитое берут свое. (Я очень рано, сразу после окончания школы, потерял отца).

druggist. Вы конечно правы. Но я имел в виду не только эти потрясающие строки о смерти и о расставании, а вообще о некоторых гениальных в своей простоте завораживающих строках.
Разве не трогательны вот эти строки:
Цитата:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Но это уже не проза, а поэзия. И не просто поэзия, а совсем другая поэзия.

Sender.
И Вы то же правы. Это, действительно, конец. Конец всем героям и всей трилогии. Но как великолепны «Завещание Портоса», «Ангел смерти», «Последняя песнь поэмы». Если цитировать лучшие места из них, то для этого понадобилось бы несколько страниц …
Напоследок привожу еще одну великолепную цитату:
Цитата:
Все в доме вдруг словно потемнело; все лица вытянулись, сделалась странная тишина; со двора унесли на деревню какого-то горластого петуха, который долго не мог понять, зачем с ним так поступают.

Попробуйте без интернета указать автора и название произведения, из которого взята эта цитата. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 12:55 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
О смерти... думала много...
Эти думы здесь .

Потрясло стихотворение В. А. Жуковского

А. С. ПУШКИН

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мёртвому прямо в глаза; были закрыты глаза.
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нём, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нём; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?

И то же самое Жуковский написал в письме отцу поэта С. Л. Пушкину 15 февраля 1837 г.:

Цитата:
Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нём в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжёлого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нём развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне всё хотелось у него спросить: “Что видишь, друг?” И что бы он отвечал мне, если бы мог на минуту воскреснуть? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нём и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нём и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда всё земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 14:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Мне Базаров (это я относительно загадки уважаемого ТС) никогда не нравился, раздражал. А прошлым летом я перечитал это сугубо школьное произведение и взглянул по-другому. Но мне больше нравится чисто формальная сторона литературы. Конечно, я познакомился со всеми этими постмодернистскими штучками, но и без теории неожиданные совпадения, выпадения, аллюзии и иллюзии мне гораздо милее слюнявых эмоций. Скрытая рифма умиляет больше слёз унылой Наташи. И все эти сопливые рассуждения о Таинствах мне по барабану. Текст гораздо эстетичнее описываемого им смысла. А если это не так, то пусть подохнет на пыльной полке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 15:26 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
gris в сообщении #1001175 писал(а):
И все эти сопливые рассуждения о Таинствах мне по барабану.

Не иначе как вы там уже были :shock:

А я до сих пор не постигла смерть матери (12 лет прошло). Гроб и тело в гробу, и я сижу рядом и... ничего не могу понять.
И сны, в которых мама является... И то, что она мне сказала во сне... И то, что она сказала во сне моей дочери...

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 16:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495

(Оффтоп)

Я во сне довольно часто вижу умерших, и меня это совершенно не колышет.

Вот пример. Недавно случился у меня разговор на тему компаративного анализа двух моих любимых мостов. Один из них в М., другой в СПб. Уже будучи поверженным оппонентом, несомненно превосходящим меня во всех отношениях, я стоном испустил из себя вспомнившиеся вдруг строки:
А мне мила моя нелепая Москва,
Горбатые мосты, кривые улочки и люди
Спешащие, неведомо куда,
Пришедшие, неведомо откуда.
Или что-то в этом роде. Вот это выражение "пришедшие, неведомо откуда; идущие, неведомо куда" — оно же из глубины веков. Из летописей, из житий. И вариации есть у Лескова, у Достоевского, у Пушкина. Любимое выражение создателей фанфиков. Это же не просто слова, а отчётливо узнаваемый мем. Когда я встречаю его (ну или другой) в тексте, то у меня появляется ощущение развлетвлённой молнии, доходящей до берестяных грамот. Пробирает озноб. Из-за этого некоторые произведения я перечитываю по многу раз, но маленькими порциями: по одной-две странички. А собственно судьбы и переживания героев являются лишь побочным фоном.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 16:23 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
gris в сообщении #1001203 писал(а):
...и люди
Спешащие, неведомо куда,
Пришедшие, неведомо откуда.

Вот и рассуждение о Таинствах, которое вам (только что вы сказали) "по барабану".
Вас не поймёшь.

(Оффтоп)

Одно дело просто видеть во сне умерших. Другое дело, когда они что-то важное говорят.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 16:40 


13/05/14
476
Однако у вас тут целая дискуссия. Не ожидал
gris
Эк "куда нас к черту, сударь, занесло". Насчет Отцов и детей я полностью с Вами не согласен. Это отнюдь не школьная книга. Это просто у нас была такая система обучения. В результате которой у большинства учеников возникло стойкое отрицательное отношение к многим произведениям.
Nataly-Mak
Спасибо за стихотворение и выдержку из письма. Не знал. Это очень интересно, особенно выдержка из письма. Честно говоря, стихотворение меня как-то не потрясло. Очень тяжелый стиль. Кажется гекзаметр? Таким стилем, помнится, изложены переводы Илиады и Одиссеи Гомера. Воистину сколько людей столько и впечатлений. Это очень личное. К сожалению, что потрясает одного человека, может оставить равнодушным другого.
Мне очень нравятся баллады Жуковского. Особенно баллада «Лесной царь». А в ней последнее:
Цитата:
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

Ну вот опять мы сместились во что-то грустное. А я этого совсем не хотел. Я просто хотел поделиться своим удивлением о неожиданных (но удивительно потрясающих) строках разных известных произведений.
Взять хотя-бы, например, Тургенева. Его нечастная любовь к Полине Виардо. И все его герои также робки и несчастны в любви. И соответственно такой же робкий художественно-образный язык. От его произведений веет какой-то грустью. Первая любовь, Ася. Рудин, Дым, Накануне, Вешние воды. Но есть одно произведение, которое просто выламывается из этого стиля – Отцы и дети. И какой там суровый, ясный и прекрасный в своей простоте язык. Не удержусь и приведу только одну цитату:
Цитата:
Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. Отец Алексей совершил над ним обряды религии. Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрагание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице. Когда же, наконец, он испустил последний вздох и в доме поднялось всеобщее стенание, Василием Ивановичем обуяло внезапное исступление. «Я говорил, что я возропщу, – хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то, – и возропщу, возропщу!» Но Арина Власьевна, вся в слезах, повисла у него на шее, и оба вместе пали ниц. «Так, – рассказывала потом в людской Анфисушка, – рядышком и понурили свои головки, словно овечки в полдень.

Перефразируя О. Бендера можно сказать: «Если это не гениально, пусть бросят в меня камень»…
Мне кажется, тут нечего больше сказать. Пусть «говорят» строки Ф.А. Тютчева
Цитата:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Ф.И.Тютчев, «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

И вот эти:
Цитата:
Весь день она лежала в забытьи –
И всю её уж тени покрывали –
Лил тёплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она –
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось –
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось..

Даже если бы Тютчев ничего больше не написал, он все равно остался бы великим поэтом.
Мне кажется, что эти строки так и просятся в Вашу антологию

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 17:26 
Заблокирован
Аватара пользователя


22/03/08

7154
Саратов
Я недавно совершенно случайно наткнулась на это:
http://www.youtube.com/watch?v=txJfPGGV1gQ

Там стихотворение нашей современницы, оно здесь:
http://www.stihi.ru/2005/07/21-1484

Меня очень взволновали эти стихи. Вроде так просто написано, но как глубоко и точно!

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 19:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


24/02/12
1842
Москва
sqribner48 в сообщении #1001151 писал(а):
восприятие художественной литературы зависит от конкретного индивидуума, во многом от его личного опыта
Совершенно верно. Поэтому свериться с другим человеком в этом вопросе проблематично.
Но если уж говорить о потрясении и задевании за живое, то для меня это -- проза Евгения Ивановича Замятина. Особенно такие рассказы как "Пещера", "Север", "Ела", "Наводнение", "Рассказ о самом главном" и, конечно, роман "Мы". В поэзии -- многие стихи Пастернака, особенно последние сборники "На ранних поездах", "Когда разгуляется", "Стихотворения Юрия Живаго".
А тема смерти гениально раскрыта Цветаевой в двух довольно ранних стихотворениях "Уж сколько их упало в эту бездну..." и "Идешь, на меня похожий..."
Не буду вставлять сюда тексты, их легко найти если есть желание, а если нет -- значит и читать не надо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 20:14 


27/02/09
2835
gris в сообщении #1001203 писал(а):
Вот пример. Недавно случился у меня разговор на тему компаративного анализа двух моих любимых мостов. Один из них в М., другой в СПб.

А что за мост в Москве? Не Лефортовский часом? У меня такое смутное воспоминание, что когда-то он тоже был Дворцовым...

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 20:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
druggist,

(Оффтоп)

выполняя совет вышеуказанного собеседника, выставляю картинку напоказ под Вашу ответственность. Вы почти угадали с местом, мост чуть ниже по течению.
Изображение

И вот осмеливаюсь выложить Высокий отзыв: "Теперь мост нравится. И цветовая гамма, и архитектурный стиль позади соответствуют ему в аккурат. А уж орёл на переднем плане — завершающий мазок, нанесённый уверенной рукой Мастера. Вашей рукой. (признайтесь, что Вы его прифотошопили; признайтесь! а то я буду разочарован)
Нет, действительно понравилось. И орёл действительно очень удачно сел. Прижался к правильному для композиции краю.А что мне в этой картинке понравилось — так это что всё в унисон. И бешеный ор самого моста, и разинутые глотки архитектурных шедевров там сзади. Причём все орут одну и ту же сторону. Это хорошо.
А вот птичка пытается эту композицию уравновесить. Но деликатно. Если бы она села на левый угол, то это вышло бы фрондёрство. Но она села на правый, который хоть и правый, но всё же левее мейнстрима. И говорит типа: "ну я за вами, за вами, конечно, только не бегите уж так-то".
Серьёзно предлагаю послать Вашу предпоследнюю картинку на какой-нить конкурс. Она действительно хороша."

Хочу сразу предупредить: птица на парапете не ворон, и я не специально туда её посадил, хотя именно это самое и подумал :oops:


А в тему: Если "Отцы и дети" не самое что ни на есть школьное произведение, то можете закидать меня пельменями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Неожиданные строки известных авторов
Сообщение07.04.2015, 21:37 


13/05/14
476
gris в сообщении #1001359 писал(а):
А в тему: Если "Отцы и дети" не самое что ни на есть школьное произведение, то можете закидать меня пельменями.

(Оффтоп)

А Вы хитрый потому, что не камнями а пельменями (Вы наверно из Сибири).

Бедный Тургенев, если бы он знал, что его книга будет самой школьной, то он бы ее не написал.
А я считаю, что самой школьной книгой является роман Горького "Мать" - очень своевременная книга. Ну а самая самая школьная -- это роман Чернышевского "Что делать".

(Оффтоп)

Если нет, то закидайте меня голубцами или долмой...

Спасибо за стихи "Идешь, на меня похожий...". Прочитал. Очень понравилось

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group