При чтении книг у любого читателя складываются некоторые стереотипы творчества авторов. Вот, например, А. Дюма. Сразу стереотип – мушкетеры, шпаги, дуэли, погони и интриги. Легкая литература, легкий стиль.
Но иногда натыкаешься на очень поразительные строки, которые заставляют задуматься или погрустить. Как кто-то сказал: «Иногда и о слово можно споткнуться».
В толстенной трилогии "Виконт де Бражелон" есть очень много замечательных мест.
Чтобы процитировать их понадобится несколько страниц. Поэтому приведу только одно из них:
Цитата:
Еще через несколько минут друзья простились. Арамис и Портос направились к лошадям. Атос, смотря на друзей, готовых пуститься в неведомый путь, почувствовал, что глаза его заволакивает какая-то пелена и на сердце его легла невыносимая тяжесть.
"Как странно,- думал он,- откуда у меня такое неудержимое желание еще раз обнять Портоса?!"
В этот момент Портос обернулся. Поймав на себе взгляд Атоса, он устремился к нему, широко раскрыв объятия. И они обнялись столь же легко, как обнимались когда-то в молодости, когда их сердца были горячими и жизнь была полна счастья.
Честное слово. Я таких строк от А. Дюма не ожидал.
Или, например, "Былое и думы" Герцена. Конечно -- это прекрасная и очень интересная книга. Однако, сразу представляешь бородатого А.И., его скитания, революционную борьбу, журнал «Колоколъ», его неприятие «марксидов» (он не любил Маркса и его сторонников) и прочее, чем нас хорошо нашпиговали в школе.
Но как неожиданно ярко описаны его детские и юношеские годы.... Великолепны в своей страшной прямоте "Рассказ о семейной драме" и "Oceano Nox".
А чего стоит вот этот маленький кусочек:
Цитата:
"...Она лежала вся в цветах - сторы были опущены - я сидел на стуле, на том же обычном стуле возле кровати; кругом было тихо, только море шипело под окном. Флер, казалось, приподнимался от слабого, очень слабого дыхания… Кротко застыли скорби и тревога, - словно страданье окончилось бесследно, их стерла беззаботная ясность памятника, не знающего, что он представляет. И я все смотрел, смотрел всю ночь, ну, а как в самом деле она проснется? Она не проснулась. Это не сон, это - смерть."
Как это тонко, искренне, правдиво и страшно…
Или вот, Мопассан «Милый друг». То же легкий. Амуры, шуры-муры, любовные игры сразу с тремя любовницами... Однако у него есть и это:
Цитата:
Полумрак, обволакивавший труп Форестье, пугал Жоржа, но он упорно продолжал рассматривать его. Дрожащее пламя свечи подчеркивало худобу этого высохшего лица, приковавшего к себе, приворожившего и мысль и взгляд Дюруа. Вот он, Шарль Форестье, его друг, с которым он беседовал еще вчера! Как ужасна и непостижима эта полная гибель живого существа! О, теперь у него все время звучали в ушах слова истерзанного страхом смерти Норбера де Варена: "Никто оттуда не возвращается!" Народятся миллионы, миллиарды почти во всем подобных ему существ, у которых все будет, как у него: и глаза, и нос, и рот, и мыслящий череп, но -- тому, кто лежит сейчас на этой кровати, уже не воскреснуть вновь.
И вот это:
Цитата:
Столько-то лет он жил, как все люди, ел, смеялся, на что-то надеялся, кого-то любил. А теперь все для него кончено, кончено навсегда. Вот она, жизнь! Каких-нибудь несколько дней, а затем -- пустота! Ты появляешься на свет, ты растешь, ты счастлив, ты чего-то ждешь, затем умираешь. Кто бы ты ни был" -- мужчина ли, женщина ли, -- прощай, ты уже не вернешься на землю! И все же каждый из нас несет в себе лихорадочную и неутолимую жажду бессмертия, каждый из нас представляет собой вселенную во вселенной, и каждый из нас истлевает весь, без остатка, чтобы стать удобрением для новых всходов. Растения, животные, люди, звезды, миры -- все зарождается и умирает для того, чтобы превратиться во что-то иное. Но ни одно существо не возвращается назад -- будь то насекомое, человек или планета!
При чтении легкий ступор и мурашки по коже; просто и гениально...
Предлагаю участникам форума поделиться своими мыслями по этому вопросу (наличия неожиданных строк). Буду очень признателен за другие неожиданные строки других авторов.
Интересен также вопрос, а в чем причины такого сильного эмоционального воздействия "неожиданных" строк? Неужели только жизненным опытом читателя?