Участвуя в другой теме,
topic85175-450.htmlвесьма похожей на эту,
я со своими взглядами на преподавание математики
оказался неугоден там и получил два предупреждения от модераторов.
Обратился к модератору
Lia.
Она посоветовала мне открыть мою собственную тему.
Выполняю ее рекомендацию.Я здесь собрал (ниже) в одно место ссылки на то, что сообщал в разных местах форума
из моего 40-летнего опыта преподавания высшей математики студентам - НЕ МАТЕМАТИКАМ
- в надежде на обсуждение и на продолжение моих опытов молодыми преподавателями.
Но сначала отвечу топикстартёру из упомянутой темы.
Интересная программа, а что из этого получилось? Какие были результаты? И что с этой программой стало?
Сначала укажу место, где эта ссылка лежит не битая
post875702.html#p875702Теперь отвечаю.
Программа была реализована в годовом курсе. Поток - 100 студентов,
практически знакомых с электроникой
(что было очень полезно для построения нового курса, -
можно было легко для них дать понятие отображения арифметических пространств
уже в самом начале обучения).
Первым следствием особенностей программы
(алгебра слита с анализом в единое целое)
было то, что студенты за год познакомились с материалом,
стандартно изучаемым за полтора - два года.
Что именно было пройдено - видно из неё самой.
Местами в курсе я использовал другую структуру знаний, обеспечивающую их бОльшую связность
в сравнении с обычной древесной структурой (как у геометрии Евклида).
Например, у меня в экзаменационных билетах были вопросы:
"дайте не менее пяти определений ранга матрицы и обоснуйте их эквивалентность",
"дайте не менее пяти интерпретаций задачи решения системы линейных алгебраических уравнений",
"объясните, зачем нужно определять вектор как элемент векторного пространства" и др.
Эти экз. вопросы в некотором смысле поставлены задом наперед в сравнении с традиционными.
Некоторые мои коллеги в те годы, когда видели мои экзаменационные вопросы,
приходили в замешательство и спрашивали: "А откуда ты их взял?"
- Ниоткуда. Сам придумал.
Без моих-то усилий студенты останутся на опорном дереве стандартного курса лекций.
И будут беспомощны, несвободны. А я их заставляю с ветки на ветку летать.
Да, чуть не забыл, у нас же в те годы был диктат идеологии векторных пространств.
В эталонных учебниках их напрочь оторвали от точечных: прибавить вектор к точке - нельзя!
Я избавил моих студентов и от этого психоза.
Вторым следствием было то, что студенты получили дополнительные знания,
которых тогда вообще не было в стандартной программе советских ВТУЗов.
В частности, я познакомил их с некоторыми базовыми понятиями из функционального анализа
(что в те годы было не принято во ВТУЗах,
не помню насчет Бауманки с её элитными студентами, но в других ВТУЗах - точно не было,
это было уделом математических факультетов университетов, да и то не всех кафедр).
Третьим следствием было то, что большинство студентов не боялись
эпсилон-дельта определений Коши. Этим я обеспечил, в частности,
будущее классической теории устойчивости движения и теории управления движением, в которых
нужны метрики в расширенном пространстве состояний и эпсилон дельта определения цели.
Обратите также внимание на то, что высказывания с кванторами сегодня являются элементом
общей грамотности (например, в работе с базами данных).
Поэтому практика рассуждений типа эпсилон-дельта Коши СЕГОДНЯ уже представляет из себя
самостоятельную ценность (вне матанализа).
И нужно не ликвидировать их в курсе лекций, как Вы планируете, а наоборот, улучшать их изложение,
решая простые задачи на их применение к простым функциям.
Логика, связывающая неравенства, там необычна для детей,
но она полезна расширением узких границ привычной им работы с неравенствами.
Фактически она дает навык мышления новыми категориями.
Это вообще урок мышления, полезный для обыденной жизни.
Быт (подчеркиваю еще раз - быт) современного юного горожанина уже вплотную
подвел его к усвоению того, что во времена Коши могли усвоить лишь лучшие из лучших.
Я пытался об этом поговорить у Вас в теме, - о кругозоре и аппарате мышления современного
человека и его отличиях от прошлого, - но на меня громко зашикали любители высокомудрия.
Они не понимают, что судить об облегчении усвоения математики надо из шкуры обучаемого.
Ещё замечу, что за 40 лет я видел немало попыток избавить студентов от рассуждений Коши
и все они были провальными.
Поймите, что сам Коши создал свой эпсилон-дельта язык для достижения той же цели
как и Ваша - устранить сложности понимания бесконечно малых Лейбница.
Ваша идея заменить Коши условиями типа Липшица была изначально очевидно бесперспективна.
И такие попытки вроде бы были в прошлом. Исчезли без следа.
Изложить непрерывность в алгебраическом стиле
(как в конце концов изложили понятия топологии, например)
можно, но не нужно, это же безумие, сразу прыгать на столь общий уровень.
(У некоторых здесь в голове дедуктивность заменила понятность. А это не одно и то же)
Но вот если сначала показать детям эпсилон-дельта определение непрерывности,
попробовать его в работе, а потом объяснить, что его мелкое изменение дает определение предела, -
- это заметное облегчение для их психики, я именно так и делал 24 года назад.
Свидетельствую: понимают легче, лучше.
В США вообще, насколько мне известно, в 1960-х примерно четверть колледжей
пытались заменить классику Коши гипервещественными числами
(то есть бесконечно малыми Лейбница, чистой арифметикой без слова "предел").
Это начинание с треском провалилось.
И не могло не провалиться.
Потому что инициаторы этого новшества вернули детям те проблемы, от которых их избавил Коши.
Поэтому я не зря писал Вам о необходимости знать и учитывать опыт предков.
Четвертым следствием была атмосфера свободного обсуждения на лекциях и занятиях.
Вообще, самой наилучшей формой практических занятий и лекций является семинар.
Для тех, кто не знает, сообщу, что в России лекции по математике давно приобрели вид
воскресных церковных проповедей.
Выбранный мной и моими студентами путь
(я позволил им определять направление разговора и они стали соавторами моей программы)
- этот путь позволил проводить и лекции и занятия в режиме, близком к вожделенному мной академическому семинару.
Мои лекции даже записывали на диктофоны, что в те годы было большой редкостью
(уж извините, но это правда, и я горжусь этим).
Чем это кончилось.Я отказался ставить фиктивную положительную оценку ЧУЖОМУ студенту.
Мне сразу дали понять, что мои дни на факультете (теперь его нет) сочтены.
Быстро возник самозваный "методист", который написал докладную записку ректору
(в ней он написал: "курс переполнен иллюстрациями, не имеющими отношения к делу",
- иными словами он сообщил, что не понимает ничего в конспектах моих студентов,
но ведь он был новоиспеченным доктором наук...).
Вопрос разбирался в ректорате. Я там не был.
Моих студентов, пришедших туда защищать курс, как интересный для них, слушать не стали.
Эксперимент (как теперь модно говорить "проект") закрыли.
Никто из коллег не взялся продолжить чтение лекций после меня - настолько все было необычным.
Грубо говоря, вся математика была разрезана на части и склеена заново.
Никто не знал, как продолжать такой курс.
Больше я его не повторял, а в 2001 году создал журнал в интернете,
за ссылки на который здесь меня обвиняли в саморекламе.
=================================
Теперь собираю вместе то, что успел сказать по этому вопросу на форуме. 1) Необычная программа курса математики для ВТУЗа 1990/91 уч. года
ссылка лежит здесь
post875702.html#p8757022) 60 лет нелепостей в изложении дифференциалов почти во всех советских учебниках
post875399.html#p875399и фото страниц из Фихтенгольца к этим описаниям (смотрите их параллельно в двух окнах)
post875657.html#p875657Не могу передать словами сколько бед наделали эти ошибки.
Ими был искалечен матанализ в головах миллионов студентов!
3) Прежде чем начать преподавать, надо осознать цели преподавания.
Потому в 2001 году я попытался описать глобальные цели преподавания математики
и роль математики в жизни человечества (официальный язык науки, вытеснивший философию)
Ссылка была выложена здесь
post875446.html#p8754464) На форуме я пытался говорить о скрытой математике в нашей обыденной жизни,
начинающейся до школы и продолжающейся всю жизнь.
Это нам надо анализировать и принимать во внимание в построении курса лекций
post874928.html#p874928и в оффтопе (кликнуть по нему)
post875208.html#p875208Математика тоже формирует обыденные навыки (мышления).
Лектору об этом надо заботиться.
5) Я из того поколения школьников, кому комплексные числа давали в 6 или 7 классе
(мелкое сообщение об этом забытом факте: как давали, чего достигли)
post874902.html#p8749026) Кое-что из оцифрованного мной гуманитарного наследия России
(воспоминания металлурга акад. Павлова о студенческой жизни в Горном институте в XIX веке)
ссылка лежит здесь
post875433.html#p875433==========================================
Напоследок отмечу очевидный жителям России факт:
реформы образования, ЕГЭ, бакалавризация-магистратизация
крайне усложнили преподавание математики во ВТУЗах.
Молодые преподаватели будут озабочены гораздо более грубыми,
приземленными проблемами.