Сущностью словесной иллюзии является возникновение мнимого представления, вызванного условностью значения. Другими мнимыми представлениями являются грёзы (фантазии, мечты, или игры воображения) и сновидения. Но они в отличие от
словесной иллюзии протекают без использования языка (иначе говоря, не имеют словесного выражения). Как возникновение мнимого ощущения (галлюцинации) вызывается различными факторами, так и возникновение мнимого представления тоже обусловлено различными факторами (логические ошибки и многочисленные заблуждения, обусловленные несовершенством органов чувств, а также путаницей, обусловленной незнанием как функционируют и взаимодействуют психические составляющие, в частности интеллект).
А фикция (транслитерация от англ. "fiction") – это разновидность мнимого представления (придуманный образ), которое в свою очередь ведёт (или, наоборот, порождается) к интеллектуальным иллюзиям типа антропоцентризма, антропоморфизма, пифагорейства, субстантивации и прочее. То есть более сложным иллюзорным представлениям. При этом мнимые представления (миражи сознания) не следует смешивать с вымыслом (конфабуляции) и фантазией.
Я приведу цитату из "Йога-Сутры", Гл. 1, афор.9:
Цитата:
Фикция, сопровождающая словесную идею, лишена основания – 9.
Фикция (словесная иллюзия), то есть буквальное подражание идее, бессодержательна. Она несопоставима ни с правильным, ни с извращающим способами познания . Несмотря на то, что фикция не имеет под собой основания, однако её используют, видимо рассчитывая на силу влияния словесной идеи. Так, например: Душа обладает "свойством сознания", тогда как Совесть сама по себе является Душой. Что здесь определяется и посредством чего? Должна же быть какая˗то связь в передаче смысла , как, например, Кайтра имеет корову.
Цитата:
в случае этой Фикции, нет ни субстанции, ни существующего объекта, просто в зависимости от слов, она создаёт по-новому что-нибудь исключительно путём фабрикации. В данном случае имеется в виду алогичный смысл выражений "воздушный замок", "рога зайца", "сын бесплодной женщины".
См. "Йога-сутра" Патанджали (YOGASUTRA OF PATAÑJALI With the Commentary of Vyãsa Translated from Sanskrit into English with Copious Notes BANGALI BABA MOTILAL BANARSIDASS PUBLISHERS PPJVATE LIMITED • DELHI - 1-ое изд. 1976 г. Сканы глав:
Гл.1,
Гл.2,
Гл.3,
Гл.4)
Предварительная редакция второго идания перевода на русский Владимира Галковского
pdf. [Первое изадание опубликовано в изд-ве СПб гос.университета в 2006 г.]
Чтобы долго не утомлять, я приведу пример, почему условность значения превращается в фикцию.
Всем известны экономические понятия: "стоимость", "товар" и др. Те люди, которые понимают условность (всеобщую договорённость, необходимую для осуществления обмена) этих понятий, не будут путать её с реальными свойствами. А те люди, которые не различают, приписывают в своём воображении вещам эти мнимые свойства. Поэтому неудивительно, что некоторые теоретики начинают искать "объективные критерии" стоимости.
Или понятие "числа", которое
придумали люди, но которое необходимо для определения количества чего-либо.
Однако, если мы говорим о количестве тел, то это одна ситуация (здесь мы ничего не придумываем, когда говорим: "было у отца три сына"); а если мы говорим об измерении времени или любых данных, выраженных в "условных единицах", то это уже другая ситуация (потому что единицы и инструменты мы придумали).
Аналогично, когда говорят об "эволюции Вселенной", то это просто метафора, поскольку экстраполировать биологические закономерности за пределы биосферы, это значит, заниматься приписыванием (или переходом в другой род).
Ещё пример: хотя даже в школе уже не одно столетие рассказывают об открытии Коперника, тем не менее, все продолжают говорить о "восходе" и "закате".
Вопрос: окружающий нас мир трёхмерен, пятимерен, 17-ти мерен ???
Для желающих почитать подробнее:
http://yadi.sk/d/BkYJeSqq20X8fТам на 8 стр.