2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 15:09 


22/05/13
40
Здравствуйте

Пытаюсь набраться опыта работы в рамках Специальной Относительности самостоятельно. Сейчас интересует движение с ускорением. Прочитал соответствующую главу МТУ. Ниже приведу своё объяснение как воспроизвести мировую линию для объекта движущегося по кругу. Буду благодарен если укажите на допущенные ошибки (и верна ли логика).

Движение по-кругу, значит для покоящегося наблюдателя мировая линия будет спиралью: круг в 3D и движение вперёд по времени. При малых скоростях ожидаем что позиция ускоряющегося объекта будет $\vec{r}=(R\cos(\omega{t}),R\sin(\omega{t}), 0) $ а скорость $\vec{u}=(-{\omega}R\sin(\omega{t}),{\omega}R\cos(\omega{t}), 0) $ (движение по орбите с радиусом R). Эта 3-х скорость будет пространственной частью 4-х скорости. По аналогии предлагаем что 4-х скорость будет $u^{\mu}=(A, -{\omega}R\sin(\omega{\tau}),{\omega}R\cos(\omega{\tau}), 0)$, где А пока неизвестна а $\tau$ это собственное время ускоряющегося объекта.

Если мировая линия дана как $x^{\mu}=x^{\mu}(\tau)$ то $u^{\mu}{\equiv}dx^{\mu}/d{\tau}$, где c\tau это длина мировой линии (c - скорость света). Из этого следует что {u}^{\mu}u_{\mu}=c^2 всегда: то-есть длина вектора соединяющего две ближние точки на кривой всегда равна длине отрезка кривой между этими двумя точками (по определению :-)).

Тогда $c^2=A^2-{\omega}^2 R^2 \quad \Rightarrow \quad $u^{\mu}=(c\sqrt{1+\frac{\omega^2 R^2}{c^2}}, -{\omega}R\sin(\omega{\tau}),{\omega}R\cos(\omega{\tau}), 0)$ (знак корня выбран чтобы двигаться вперёд во-времени). Пока верно?

Допустим меня интересует замедление времени. Для неподвижного наблюдателя замедление времени это cdt=(dx)^{0} то-есть мы берём две ближние точки на мировой линии соединяем их вектором. Нулевая компонента тогда это шаг во времени. Из определения 4-х скорости следует что $dx^{0}=u^{0}d\tau$. Тогда $dt=\sqrt{1+\frac{\omega^2 R^2}{c^2}}d\tau \quad \Rightarrow \quad dt/d\tau=\sqrt{1+\frac{\omega^2 R^2}{c^2}}$.

Верно?
Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 15:19 
Заслуженный участник


29/11/11
4390
4-скорость это не "добавить к 3-скорости какой нибудь 4 параметр", это производная $u^i = dx^i / ds = (c dt, \vec{dr})/\sqrt{c^2dt^2-dr^2} = (c, \vec{v})/\sqrt{c^2-v^2} = (\gamma, \gamma\vec{v}/c)$

Либо берут производную по собственному времени $\tau=ds/c$, тогда получают $(\gamma c, \gamma \vec{v})$. Не знаю какой вариант на сегодняшний день считается "каноническим", скорее первый

Во втором случае вы имеете выражение "на сколько прирастают координаты тела за единицу собственного времени", в частности координата $c t$ прирастает на $c\gamma d\tau$

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 15:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
rustot в сообщении #1169873 писал(а):
Не знаю какой вариант на сегодняшний день считается "каноническим", скорее первый

Поскольку они абсолютно одинаковы, то без разницы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 16:15 


22/05/13
40
rustot в сообщении #1169873 писал(а):
4-скорость это не "добавить к 3-скорости какой нибудь 4 параметр", это производная $u^i = dx^i / ds = (c dt, \vec{dr})/\sqrt{c^2dt^2-dr^2} = (c, \vec{v})/\sqrt{c^2-v^2} = (\gamma, \gamma\vec{v}/c)$

Либо берут производную по собственному времени $\tau=ds/c$, тогда получают $(\gamma c, \gamma \vec{v})$. Не знаю какой вариант на сегодняшний день считается "каноническим", скорее первый


Я понимаю что 4х-скорость это не просто 3х-скорость++. Но как построить 4х-скорость для обычной ситуации которая мне знакома из 3х-мерного мира? Я подумал что надо требовать чтобы разница между 4d и 3d исчезла при малых скоростях. Также я знаю что при малых скоростях \gamma\to 1, \tau\to t и v\gamma\approx v + O((v/c)^3). Тоесть я на малых скоростьях 'угадал' какой формы должна быть пространственная часть скорости а потом подогнал временную чтобы модуль 4х-скорости был верным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 16:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Cryo в сообщении #1169885 писал(а):
Но как построить 4х-скорость для обычной ситуации которая мне знакома из 3х-мерного мира?

Помножить обычную 3-скорость на гамму. Вы знаете, что такое гамма? Гамма - это стандартное обозначение для множителя $\gamma=1/\sqrt{1-v^2/c^2}.$ Использование этого обозначения очень экономит чернила и силы при выкладках.

То есть, вот это:
    Cryo в сообщении #1169870 писал(а):
    Эта 3-х скорость будет пространственной частью 4-х скорости.
- просто неверно.

Ещё, в вашем случае $x^0\equiv t$ и $\tau$ просто пропорциональны, и удобно всё переписать как функции от $t.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 16:39 
Заслуженный участник


29/11/11
4390
Cryo в сообщении #1169885 писал(а):
Тоесть я на малых скоростьях 'угадал' какой формы должна быть пространственная часть скорости а потом подогнал временную чтобы модуль 4х-скорости был верным.


Странный подход, и та и другая скорости по определению производные, зачем их угадывать и подгонять?

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 18:05 


22/05/13
40
Большое спасибо за комментарии

Я попытаюсь последовать совету Munin. Пускай у нас модуль скорости $\omega R$. Следовательно $\gamma=1/\sqrt{1-(\omega R/c)^2}$. 3-х скорость $\vec{v}={\omega}R(-\sin(\omega \tau), \cos(\omega \tau), 0)$, a 4-x скорость $u^{\mu}=(c\gamma, -\omega\gamma R \sin(\omega \tau), \omega\gamma R \cos(\omega \tau), 0)$.

Теперь это можно проинтегрировать по $\tau$ и получить $x^{\mu}(\tau)-x^{\mu}(0)=(c\gamma\tau, \gamma R \cos(\omega \tau), \gamma R \sin(\omega \tau), 0)$. Тоесть получаем что радиус орбиты=$\gamma R$. Он зависит от скорости. Это конечно неудивительно: при нарощении угловой скорости, радиус меняется так что 3х-скорость никогда не достигает скорости света.

В моём случае ситуация другая. Скорость (пока) не фискирована формулой. А вот радиус вращения как раз фиксирован. У меня мировая линия будет $x^{\mu}(\tau)-x^{\mu}(0)=(c\sqrt{1+(\omega R/c)^2}, R \cos(\omega \tau), R \sin(\omega \tau), 0)$, а скорость будет:

$\vec{v}=\frac{d\vec{x}}{dt}=c\frac{d\vec{x}}{d\tau}\cdot\frac{d\tau}{dx^0}= c\vec{u}/u^0

$|\vec{v}|=\frac{c\omega R}{\sqrt{1+(\omega R/c)^2}}$

Где $u^{\mu}=(u^0, \vec{u})$ и $x^{\mu}=(x^0, \vec{x})$. Насколько я понимаю такая мировая линия ничто не нарушает, и следовательно может описывать физичскую ситуацию...

rustot в сообщении #1169888 писал(а):
Cryo в сообщении #1169885

писал(а):
Тоесть я на малых скоростьях 'угадал' какой формы должна быть пространственная часть скорости а потом подогнал временную чтобы модуль 4х-скорости был верным.

Странный подход, и та и другая скорости по определению производные, зачем их угадывать и подгонять?


Так они производные по разным вещам. 3х-скорость это производная по лабораторному времени а 4х по собственному. Интуитивно я понимаю 3х-скорость, и знаю что должно быть возможно на, на малых скоростях, заменить 3х-скорость на пространственную компоненту 4х, а лаб. время на собственное время. После замены я соблюдаю едиственное ограничение которое есть (модуль 4х-скорости) и смотрю что получилось. Получилось описание какой-то картины с движением по орбите, которое на малых скоростях соответсвует моей интуиции: вот и всё :?

-- 18.11.2016, 15:19 --

Cryo в сообщении #1169904 писал(а):
Я попытаюсь последовать совету Munin. Пускай у нас модуль скорости $\omega R$. Следовательно $\gamma=1/\sqrt{1-(\omega R/c)^2}$. 3-х скорость $\vec{v}={\omega}R(-\sin(\omega \tau), \cos(\omega \tau), 0)$, a 4-x скорость $u^{\mu}=(c\gamma, -\omega\gamma R \sin(\omega \tau), \omega\gamma R \cos(\omega \tau), 0)$.


Можно конечно взять $u^{\mu}=(c\gamma, -\omega\gamma R \sin(\gamma \omega \tau), \omega\gamma R \cos(\gamma \omega \tau), 0)$ тогда мировая линия

x^{\mu}(\tau)-x^{\mu}(0)=(c\gamma\tau, R\cos(\gamma \omega \tau), R\sin(\gamma \omega \tau), 0)

Это ещё одно описание, которое меняется на то что изначально дал я, подстановкой: $\gamma\omega \to \omega $. То-есть есть уже 3 разных мировых линий. Разве одна из них верная а две другие нет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 18:29 
Заслуженный участник


14/10/14
1207
Cryo в сообщении #1169904 писал(а):
Интуитивно я понимаю 3х-скорость, и знаю что должно быть возможно на, на малых скоростях, заменить 3х-скорость на пространственную компоненту 4х... После замены я соблюдаю едиственное ограничение которое есть (модуль 4х-скорости) и смотрю что получилось.
Но сделать это можно целой кучей способов! Один из них соответствует движению, которое из лаборатории видится как движение по окружности радиуса $R$ с постоянной скоростью. Это тот, который получается по формулам rustot.

Остальные могут быть тоже хорошими, но соответствовать какому-то другому движению, посчитайте, какому.

-- 18.11.2016, 19:31 --

Cryo в сообщении #1169904 писал(а):
Тоесть получаем что радиус орбиты=$\gamma R$. Он зависит от скорости. Это конечно неудивительно: при нарощении угловой скорости, радиус меняется так что 3х-скорость никогда не достигает скорости света.
Чего-чего? Это не радиус орбиты. Радиус орбиты как раз $R$. А ваша мировая линия соответствует движению по окружности, но какого-то другого радиуса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 18:47 


22/05/13
40
Slav-27 в сообщении #1169909 писал(а):
Cryo в сообщении #1169904

писал(а):
Тоесть получаем что радиус орбиты=$\gamma R$. Он зависит от скорости. Это конечно неудивительно: при нарощении угловой скорости, радиус меняется так что 3х-скорость никогда не достигает скорости света. Чего-чего? Это не радиус орбиты. Радиус орбиты как раз $R$. А ваша мировая линия соответствует движению по окружности, но какого-то другого радиуса.


В лаборатории мы видим что обьект двигается по окружности с радиусом $\gamma R$, это мы определяем радиусом. А $R$ это просто число которое было введено вначале. По-опеределению оно будет соответствовать радиусу на малых скоростях, но не более.

-- 18.11.2016, 15:49 --

Slav-27 в сообщении #1169909 писал(а):
Но сделать это можно целой кучей способов! Один из них соответствует движению, которое из лаборатории видится как движение по окружности радиуса $R$ с постоянной скоростью. Это тот, который получается по формулам rustot.

Остальные могут быть тоже хорошими, но соответствовать какому-то другому движению, посчитайте, какому.


Тоесть мой подход тоже верен? Я просто хочу понять не как надо делать, а как делать нельзя

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 18:53 
Заслуженный участник


29/11/11
4390
Cryo в сообщении #1169912 писал(а):
По-опеределению оно будет соответствовать радиусу на малых скоростях, но не более.


Непонятно. У вас радиус траектории тела определяется не силами которые к нему приложены? Почему он вдруг увеличивается и почему именно в $\gamma$ раз? Это же не магическое чисто на которое все обязано умножаться. Какой радиус траектории задали такой и получится. Ну вот желоб радиусом $R$, с какой стати радиус траектории катающегося по нему шарику вдруг начнет зависеть от его скорости?

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 19:57 


22/05/13
40
rustot в сообщении #1169913 писал(а):
Cryo в сообщении #1169912

писал(а):
По-опеределению оно будет соответствовать радиусу на малых скоростях, но не более.

Непонятно. У вас радиус траектории тела определяется не силами которые к нему приложены? Почему он вдруг увеличивается и почему именно в $\gamma$ раз? Это же не магическое чисто на которое все обязано умножаться. Какой радиус траектории задали такой и получится. Ну вот желоб радиусом $R$, с какой стати радиус траектории катающегося по нему шарику вдруг начнет зависеть от его скорости?



Извините, я немного отошёл от того о чём я говорил вначале (реагируя на комментарии), поэтому и непонятно. Вот то что я предложил:

4-х скорость:
$u^{\mu}=(c\sqrt{1+\omega^2{R}/c^2}, -\omega R \sin(\omega\tau), \omega R \cos(\omega\tau), 0)$

мировая линия:
$x^{\mu}-x^{\mu}_0=(c\sqrt{1+\omega^2{R}/c^2}\tau, R \cos(\omega\tau), R \sin(\omega\tau), 0)$

скорость для неподвижного наблюдателя:
$|\vec{v}|=\omega R/\sqrt{1+\omega^2{R}/c^2}$

замедление времени:
$dt/d\tau=\sqrt{1+\omega^2{R}/c^2}$

Пока что у меня складывается впечатление что этот подход верный, но, скорее всего нестандартный, но разве это проблема?

-- 18.11.2016, 17:02 --

Заметьте что здесь радиус фиксирован и равен $R$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 20:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11580
Cryo в сообщении #1169919 писал(а):
замедление времени

Вы этот термин сами придумали или вычитали где-то?

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение18.11.2016, 21:11 
Заслуженный участник


29/11/11
4390
Вам же уже дважды сказали что это не 4-скорость. Она вычисляется не наугад и не подбором, а по определению


В классическое механике вы бы решали эту задачу через $\vec{F} = m\frac{d^2}{dt^2} \vec{r}$. Для вашего уравнения движения $\frac{d^2}{dt^2} \vec{r} = -w^2 \vec{r}$, следовательно сила равна $\vec{F} = -m w^2 \vec{r}$

В СТО все совершенно симметрично $F^i = m \frac{d^2}{d\tau^2} x^i$

если вы задали мировую линию как $x^i = (c t, R\cos(w t), R\sin(w t), 0)$ то

$\frac{d}{d\tau}x^i = (\gamma c, - \gamma w R \sin(w t), \gamma w R\cos(w t), 0)$
$\frac{d^2}{d\tau^2} x^i  = (0, -\gamma^2 w^2 \vec{r})$
$F^i = (0, -m \gamma^2 w^2 \vec{r})$

с учетом того что 4-сила в проекции на исо это $(\gamma P, \gamma\vec{F})$ мы получили что для такого движения требуется нулевая мощность, а сила в $\gamma$ раз больше чем в классическом варианте

что же касается соотношения временнОй координаты исо и собственного времени тела то мы его получили прямо в явном виде в первом компоненте $\frac{d}{d\tau} x^i$

Cryo в сообщении #1169919 писал(а):
скорость для неподвижного наблюдателя:


Скорость относительно исо вы задали в исходных условиях. Каким образом результатом решения получилось то что задано уже в условии да еще и получилось другой величины? Вы записали уравнение движения относительно исо, потом произвели какие то вычисления и "получили" что это уравнение движение оказывается другое, и скорость другая и радиус другой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение19.11.2016, 00:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Разговор ушёл вперёд, я комментировать ваши старые ошибки не буду. Вычисление по формуле из 3-скорости, и напрямую дифференцированием по мировой линии, должны давать одинаковые значения 4-скорости. Пока у вас получается что-то разное - где-то ошибки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение по-кругу в СТО (проверьте пожалуйста)
Сообщение19.11.2016, 12:54 


22/05/13
40
Утундрий в сообщении #1169924 писал(а):
Cryo в сообщении #1169919 писал(а):
замедление времени

Вы этот термин сами придумали или вычитали где-то?


Time dilation. Разница между ходом часов неподвижного наблюдателя (время $t$) и ходом часов на ускоряющемся обьекте (время $\tau$). Time dilation=$dt/d\tau$.

Munin в сообщении #1169985 писал(а):
Вам же уже дважды сказали что это не 4-скорость. Она вычисляется не наугад и не подбором, а по определению


В классическое механике вы бы решали эту задачу через $\vec{F} = m\frac{d^2}{dt^2} \vec{r}$. Для вашего уравнения движения $\frac{d^2}{dt^2} \vec{r} = -w^2 \vec{r}$, следовательно сила равна $\vec{F} = -m w^2 \vec{r}$

В СТО все совершенно симметрично $F^i = m \frac{d^2}{d\tau^2} x^i$

если вы задали мировую линию как $x^i = (c t, R\cos(w t), R\sin(w t), 0)$ то

$\frac{d}{d\tau}x^i = (\gamma c, - \gamma w R \sin(w t), \gamma w R\cos(w t), 0)$
$\frac{d^2}{d\tau^2} x^i  = (0, -\gamma^2 w^2 \vec{r})$
$F^i = (0, -m \gamma^2 w^2 \vec{r})$


Вот это уже ближе! Дайте пожалуйста определение 4х скорости которое вы используете. Я думал что 4х-скорость по определению это просто производная от мировой линии обьекта по его собственному времени. Под это определение то что я сделал подходит. Мне кажется вы пытаетесь мне сказать что 4х-скорость надо выводить для какого-то физического сценария. Тоесть из уравнений движения. В МТУ (для ускорения в одном направелнии) тоже делается так. Я тоже попытаюсь сделать так:

Мой сценарий в том что у ускоряющегося объекта есть ракета дающая ускорение модулем в $a$. Прикреплена носом к объекту и поворачивается вокруг оси $\hat{z}$ с угловой скоростью $\omega$. Мощность не подаём. Тогда уравнение движения:

$\frac{d^{2}x^{\mu}}{d\tau^2}=(0,  -a\cos(\omega\tau), -a\sin(\omega\tau), 0)$

Заметьте что так как ракета неподвижна относительно объекта то у нас пока-что везде собственное время. Теперь мы интегрируем по $\tau$ и получаем 4х-скорость, но временная компонента неизвестна (это одна из 4х констант интеграции, 3 другие принимаем нулевыми):

$u^{\mu}=\frac{dx^{\mu}}{d\tau}=(A, -\frac{a}{\omega}\sin(\omega\tau), \frac{a}{\omega}\cos(\omega\tau), 0)$

Из u^{\mu}u_{\mu}=c^2 \Rightarrow A=c\sqrt{1+(a/\omega c)^2}

Так верно?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group