Последний раз редактировалось Евгений Машеров 18.03.2015, 10:09, всего редактировалось 1 раз.
Извините, что повторяюсь. Есть "любовь к мудрости", что по гречески звучит, как "философия". И эта любовь непременная часть научной работы, один из побуждающих к ней мотивов, наряду с практической пользой и "соревновательностью". Возможно, главный мотив. Хотя чтобы своевременно подготовить публикацию, а не откладывать на века, лучше помогает "соревновательность", а чтобы "внедрить в народное хозяйство" - практический интерес. Но эта "любовь к мудрости" совершенно не является монополией профессиональных философов. Конкретные науки ею тоже не обижены. В те времена, когда наименование на древнегреческом было не понтами, а просто употреблением родного языка, практически все науки, находившиеся на самом раннем этапе своего развития, числились философией. А в силу неразвитости единственный метод исследования был - рассуждение на недостаточном основании, по аналогии ли, или неправомерно обобщая единичные наблюдения, или руководствуясь при оценке верности фактов "внутренним чувством". Единственное, что можно было требовать - непротиворечивость рассуждений. И такого рода построения получили наименование "философствование". Они не то, чтобы утратили своё значение полностью, но для науки, уже выработавшей свой метод и определивший свой предмет, нужны куда более строгие рассуждения. Философских же соображений место либо в самом начале пути, и, как только они помогут определиться, чем и как занимаемся, они могут быть отброшены, либо они способ отдохнуть и отойти от работы, возможно, чтобы поглядеть на неё со стороны, а отдых необходим, но злоупотреблять не стоит: время для философствования - обеденный перерыв, кофе-брейк или банкет после конференции, но не рабочее время, либо способ собрать то, что не успел довести до конца за всю свою жизнь и поделиться этим собранным с коллегами, авось кому пригодится, наведя на мысль. В любом случае этим в конкретной науке должны заниматься "чисто конкретные научные пацаны", а вовсе не специально обученные философствованию люди. Но то, что область действий "специально обученных" называется также "философия", позволяет им, пользуясь подменой смысла термина, заявлять, что это они занимаются самой что ни на есть сущностью науки, а прочие, слушаясь их, дополняют философские выводы мелкой конкретикой, "сослав науку в примечания". При этом для них, в общем-то, есть кусочек полезной деятельности, следить за одинаковым смыслом слов, употребляемых в разных отраслях науки, и если им почётнее звать это философией, а не филологией - "пусть называются". Лишь бы не навязывали свою точку зрения, как обязательную. Несколько более широкая сфера применимости философии в обучении. Где надо на чём-то тренировать умение логично высказываться вслух и письменно. То есть место между математикой (где нарабатывается, в ходе обучения, логика, но не умение выразить это на общепонятном публике языке) и риторикой (где всё для понимаемости и убеждаемости публики, а с логикой хуже). Но, разумеется, не как "сверхнаука", а как тренировка в полезном по жизни навыке. Что до попыток определять решения проблем содержательных наук на основе "философских соображений", то это не ко мне. Это к психиатрам. Причём к судебным. Признают вменяемость - открываем дело о мошенничестве. Не признают - на лечение.
|