2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение13.11.2014, 23:45 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
warlock66613 в сообщении #930603 писал(а):
А для школьников практический пример из абсолютно любой области работает хорошо, хотя и не является панацеей.
Не уверен. Даже у школьника есть уже какие-то сформировавшиеся интересы, которые могут и не согласовываться с предполагаемыми "практическими".

AAA1111 в сообщении #930622 писал(а):
Могу. Это не сложно. Он не должен быть исчерпывающим. По одной, две задачи из основных областей науки. Хватило бы даже всего три задачи.
Так все-таки - каких "основных областей"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение13.11.2014, 23:58 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
provincialka в сообщении #930063 писал(а):
Я и назвала его "Очерки по математическому анализу".


Меня весьма заинтересовали Ваши примеры. Нигде нет в инете электронной версии Вашего пособия?

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 03:06 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
Shtorm в сообщении #930650 писал(а):
Нигде нет в инете электронной версии Вашего пособия?
Ну по названию же можно выгуглить и выкачать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 03:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
В общем, господа.

Действительно, предложения AAA1111 сумбурные и нелепые.

Но проблему он указал реально существующую. У студентов действительно плохо с мотивацией, не говоря уже о школьниках. Но решение этой проблемы мне видится в другой плоскости.

В каждом конкретном вузе, для каждой специальности, деканаты составляют и утрясают учебный план, тратят на это тонны человеко-часов. Щас, в эпоху интернета, этот учебный план даже доступен обычно, на сайте вуза. Но это сухая табличка, "сначала одно, потом другое".

Ну так надо объяснить этот учебный план студентам! Сравнительно легко это сделать именно тем, кто его составлял. В начале каждого курса стоит устроить по 1 специальной лекции, которая будет посвящена тому:
- что будут знать и уметь делать выпускники специальности;
- каким путём в общем многолетнем плане должны возникнуть и быть построены эти знания и навыки;
- и какое место в этом общем многолетнем плане занимает нынешний курс.
(Предлагаю делать это каждый год, а не один раз за всё обучение, потому что просто забудется.)
Докладчик - представитель выпускающей кафедры. Материалы (слайды) можно затребовать со всех кафедр, читающих свои курсы, и во время доклада их цитировать.

Больше времени и сил, чем 1 лекция, на это не требуется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 10:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань

(Оффтоп)

Nemiroff в сообщении #930716 писал(а):
Ну по названию же можно выгуглить и выкачать.

У меня не получилось, даже с указанием автора. Это же все только методичка местная.


-- 14.11.2014, 10:29 --

Shtorm в сообщении #930650 писал(а):
Меня весьма заинтересовали Ваши примеры. Нигде нет в инете электронной версии Вашего пособия?

Пошлю в личку. Правда, когда сейчас перечитываю, все кажется плохо...

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 12:52 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Munin в сообщении #930728 писал(а):
Ну так надо объяснить этот учебный план студентам! Сравнительно легко это сделать именно тем, кто его составлял. В начале каждого курса стоит устроить по 1 специальной лекции, которая будет посвящена тому:
- что будут знать и уметь делать выпускники специальности;
- каким путём в общем многолетнем плане должны возникнуть и быть построены эти знания и навыки;
- и какое место в этом общем многолетнем плане занимает нынешний курс.
Вообще говоря, это может и должен делать каждый преподаватель каждого очередного курса. И, возможно, не только на вводной лекции, но и в течение семестра (периодически делая вставки вроде "а вот этот результат потом окажется чрезвычайно полезным для тех, кто будет заниматься ... , потому что ...").

Т.е., на мой взгляд, подобная проблема действительно встречается, но, как мне кажется, основная ее причина - халтурная работа преподавателей. Ничего, кроме более добросовестного отношения к собственным обязанностям, для ее решения не требуется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 13:11 


06/09/14
71
Разве это вообще входит в обязаности преподавателя математики? Он может не знать приложений той дисциплины, которую преподает, если является чистым математиком. Может быть про это должны говорить на физике, или куда эти студенты там ходят немотивированные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 13:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pphantom в сообщении #930815 писал(а):
Вообще говоря, это может и должен делать каждый преподаватель каждого очередного курса.

Вообще говоря, не делает. И потом, если каждый преподаватель - много дублирующей информации будет, и многое "со своего шестка".

Pphantom в сообщении #930815 писал(а):
И, возможно, не только на вводной лекции, но и в течение семестра (периодически делая вставки вроде "а вот этот результат потом окажется чрезвычайно полезным для тех, кто будет заниматься ... , потому что ...").

На уровне преподавателя отдельного курса - да, согласен. То есть, свой курс он тоже должен представлять как связную и мотивированную систему.

Но тут речь о том, чтобы так изобразить не один курс с его внутренностями, а всю систему курсов, не залезая особо в детали.

Pphantom в сообщении #930815 писал(а):
Ничего, кроме более добросовестного отношения к собственным обязанностям, для ее решения не требуется.

Если не создать какой-то инструмент, поощряющий одно и (я этого не говорил) карающий за другое, то никакого добросовестного отношения на пустом месте не вырастет. По крайней мере, в массовом порядке, а не в виде исключений-энтузиастов.

И я считаю, что обзорные лекции, за проведение и качество которых отвечал бы в конечном счёте именно деканат, есть правильная постановка. А другие варианты мне видятся "сваливанием с больной головы на здоровую". Преподаватели курсов и так загружены.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 16:09 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Pretty Kitty в сообщении #930824 писал(а):
Разве это вообще входит в обязаности преподавателя математики? Он может не знать приложений той дисциплины, которую преподает, если является чистым математиком.
Он обычно работает в определенном ВУЗе, на определенном факультете/потоке и т.п. Поинтересоваться приложениями в этом случае вполне реально.

Другое дело, что да, бывают "чистые математики", умудряющиеся преподавать математику прикладникам (в широком смысле), совершенно не интересуясь тем, для чего она им нужна. Как правило, это просто профнепригодность.

Pretty Kitty в сообщении #930824 писал(а):
Может быть про это должны говорить на физике, или куда эти студенты там ходят немотивированные.
Это само собой, но если дело дошло до приложений, то обсуждаемая проблема, вообще говоря, уже пропала.

Munin в сообщении #930827 писал(а):
И потом, если каждый преподаватель - много дублирующей информации будет, и многое "со своего шестка".
А это как раз не страшно. И повторение - мать учения :-), и разные точки зрения на что-то лишними не будут. Если два преподавателя с энтузиазмом расскажут о том, что некий один и тот же матаппарат им нужен для двух совершенно разных вещей, будет только лучше.

Munin в сообщении #930827 писал(а):
То есть, свой курс он тоже должен представлять как связную и мотивированную систему.
Ну, это-то уж просто необходимый минимум. В идеале надо бы представлять и то, как этот курс стыкуется с соседними.

Munin в сообщении #930827 писал(а):
Если не создать какой-то инструмент, поощряющий одно и (я этого не говорил) карающий за другое, то никакого добросовестного отношения на пустом месте не вырастет. По крайней мере, в массовом порядке, а не в виде исключений-энтузиастов.
Не знаю, не знаю... один мой коллега очень любит говорить, что "законы придумывают единицы, а над тем, как их обойти, размышляют миллионы". Тут, пожалуй, то же самое: попытка что-то навязать сверху, скорее всего, приведет к тому, что все будут правдами и неправдами это обходить.

Munin в сообщении #930827 писал(а):
И я считаю, что обзорные лекции, за проведение и качество которых отвечал бы в конечном счёте именно деканат, есть правильная постановка.
Деканат - это в любом случае декан (который не может быть специалистом во всем), пара замдеканов (аналогично) и несколько клерков. Во многих случаях он просто технически ничего подобного огранизовывать не может.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 17:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pphantom в сообщении #930877 писал(а):
А это как раз не страшно.

Вторая часть, "со своего шестка", - страшно.

Pphantom в сообщении #930877 писал(а):
Ну, это-то уж просто необходимый минимум. В идеале надо бы представлять и то, как этот курс стыкуется с соседними.

В том-то и дело, что с соседними - мало, недостаточно.

Pphantom в сообщении #930877 писал(а):
Деканат - это в любом случае декан (который не может быть специалистом во всем), пара замдеканов (аналогично) и несколько клерков. Во многих случаях он просто технически ничего подобного огранизовывать не может.

Организация - это просто потребовать от выпускающей кафедры приготовить лекцию, а от всех остальных - предоставить им материалы. Именно это замдеканы и клерки сделают легко. Важно, что ответственность должна быть на деканате, а не на нищастных преподавателях.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 18:03 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Munin в сообщении #930927 писал(а):
Вторая часть, "со своего шестка", - страшно.
Почему?

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 18:59 


18/08/14

242
AAA1111 в сообщении #929707 писал(а):
Почему математические (да и остальные тоже) учебники не составляются по принципу,
предварительной постановки конкретной новой практической (прикладной) задачи,
которая уже известными инструментами не решается, и только потом подачи соответствующего теоретического материала?
На мой взгляд так было бы очевидно эффективнее.

Например, ставим конкретную задачу.
Объясняем, что в жизни бывает всякое и каждый когда-то может попасть в подобную ситуацию.
И вообще, что решение таких задач это полезное и нужное дело (для этого польза от решения задачи должна быть действительно проста, понятна и очевидна).
Даём время на самостоятельные пробы найти решение, чтобы удостоверились, что известными способами не решается.
Затем утоляем разбушевавшуюся жажду обучаемых. После чего новые знания впитаются в их головы, как капля влаги в сухой песок.

Ничего особенного для этого не нужно. Кроме соответствующим образом составленных учебников.
Дополнительное время для такого подхода тоже не потребуется.
Новую задачу можно ставить в конце каждого урока, чтобы дома старались самостоятельно решить (или даже найти ответ в интернете, тех же учебниках, это тоже не плохо).
А теорию и решения давать на следующем уроке, оставляя время в конце, для постановки следующей задачи.

Уверен эффективность обучения при этом возросла бы в разы.
вовсе не очевидное предложение
цель математического образования не исчерпывается научением решать практические задачи
цель математического образования во много состоит в том что бы формировать специфическое мышление
и предлагаемый подход может оказаться весьма вредным

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 20:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


24/02/12
1842
Москва
Раньше как-то не было массовых проблем с мотивацией у студентов. При тех же учебниках. Нет мотивации -- нечего делать в ВУЗе, вот и весь разговор. Есть много профессий, хороших и разных, для которых не надо ни математики, ни высшего образования.

(Оффтоп)

В подавляющем большинстве случаев ответ на вопрос "Для чего нам это?" будет "Ни для чего".
Потому что вся математика, которую должны были представлять технические специалисты, теперь запрятана во всевозможные девайсы, а от них требуется просто нажать нужные кнопки. Сейчас это умение нажимать на кнопки называют "компетенцией" и именно его должно вырабатывать теперь высшее образование. Приобретение знаний и понимания официально объявлено устаревшим подходом. Увы.
Но мы преподаем все-таки. Потому что, даже если это не надо студентам и руководству, хоть самому не противно, что не занимаешься какой-то профанацией и компетенцией.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 20:59 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ex-math в сообщении #931011 писал(а):
Раньше как-то не было массовых проблем с мотивацией у студентов. При тех же учебниках. Нет мотивации -- нечего делать в ВУЗе, вот и весь разговор.
Да, раньше жить в этом плане было существенно проще. Как перестраиваться, непонятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прикладное преподавание. Сперва задача, потом теория. Лучше?
Сообщение14.11.2014, 22:37 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Nemiroff в сообщении #930716 писал(а):
Shtorm в сообщении #930650 писал(а):
Нигде нет в инете электронной версии Вашего пособия?
Ну по названию же можно выгуглить и выкачать.


Далеко не все статьи выгугливаются, хотя в интернете они есть.

-- Пт ноя 14, 2014 23:38:00 --

provincialka в сообщении #930772 писал(а):
Правда, когда сейчас перечитываю, все кажется плохо...


Как говорится - нет предела совершенства! :-)

-- Пт ноя 14, 2014 23:39:58 --

ex-math в сообщении #931011 писал(а):
Раньше как-то не было массовых проблем с мотивацией у студентов.


Точно. А сейчас уже самих преподавателей мотивируют - много двоек поставил? - не пройдёшь по конкурсу.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group