2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение02.11.2013, 16:40 
Заморожен


17/04/11
420
Благодарю за советы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение27.03.2014, 01:00 
Заморожен


17/04/11
420
Вопрос: входит ли в стандартную (не матклассы) школьную программу решение кубических уравнений?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение27.03.2014, 07:18 


19/05/10

3940
Россия
Решение общих кубических уравнений нет, конкретных да

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение28.03.2014, 22:10 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
В точности так, но с точностью до наоборот.

Есть общие формулы для решения кубуров. Но они настолько неуклюжи, что никто из нормальных людей (даже в среде матшкол) ими пользоваться даже и не пытаются. Нет, они их (в матшколе) проходят, и проходят именно мимо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение28.03.2014, 23:00 


19/05/10

3940
Россия
Не сбивайте с толку.
Общих формул в не матклассе (читайте вопрос) нет.
А конкретные кубические уравнения, которые можно решать изложенными ранее методами (например, разложением на множители), вполне допускаются, т.е. программой не запрещены.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 00:40 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
mihailm в сообщении #842472 писал(а):
А конкретные кубические уравнения, которые можно решать изложенными ранее методами (например, разложением на множители), вполне допускаются, т.е. программой не запрещены.

А тогда они уже не обязательно кубические; они уже не важно какие.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 07:25 


19/05/10

3940
Россия
ewert в сообщении #844776 писал(а):
mihailm в сообщении #842472 писал(а):
А конкретные кубические уравнения, которые можно решать изложенными ранее методами (например, разложением на множители), вполне допускаются, т.е. программой не запрещены.

А тогда они уже не обязательно кубические; они уже не важно какие.

Совершенно верно

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 08:08 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #842454 писал(а):
Есть общие формулы для решения кубуров. Но они настолько неуклюжи, что никто из нормальных людей (даже в среде матшкол) ими пользоваться даже и не пытаются.
Да ладно, неуклюжими они будут только в неприводимом случае, да и там есть исключения. Если дискриминант уравнения отрицательный, Вы по формуле Кардано почти всегда получите вещественный корень в адекватном (т.е. достаточно простом и неупрощаемом далее) виде, и без всяких раздумий при этом. Вот пример: $x^3-6x-6=0$, корень $x=\sqrt[3]{2}+\sqrt[3]{4}$. Другой пример: $x^3+3x+2=0$, корень $x=\sqrt[3]{-1+\sqrt{2}}-\sqrt[3]{1+\sqrt{2}}$. Вот искать в обоих случаях корень другим способом было бы как раз извращением.

Если судить по книге
Гашков С. Б. Современная элементарная алгебра в задачах и решениях. М.: МЦНМО, 2006.
то в матклассах формулу Кардано совсем не игнорируют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 09:19 


19/05/10

3940
Россия
Я примерно представляю, откуда ноги у вопроса про кубические уравнения растут.
Насколько помню, ни одного года в приемной комиссии не было, чтобы кто-нибудь не задал этот "сакральный" вопрос: "А по какому праву вы на экзамене даете кубические уравнения, ведь их в школе не проходят!!!".
Приходится спрашивать, а многочлены то в школе проходят? "Да", "Не может быть, а понятие корня многочлена только для квадратного трехчлена дается?", и т.д. и т.п.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 23:18 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #844826 писал(а):
Если дискриминант уравнения отрицательный, Вы по формуле Кардано почти всегда получите вещественный корень в адекватном (т.е. достаточно простом и неупрощаемом далее)

Печалька в том, что если все корни вещественны (что, собственно, если и не в большинстве, то в большей части случаев предполагается) -- то ни хрена вы вещественно не получите. Только комплексно. Потому Кардано и мало кому нужен. Проще численно.

Я уж не говорю о проблемах с численной неустойчивостью, связанной с карданами.

-- Пт апр 04, 2014 00:33:20 --

mihailm в сообщении #844840 писал(а):
ни одного года в приемной комиссии не было,

А у вас что, ещё и приёмная комиссия сохранилась?!! -- ну это уж явный рудимент, чтоб не сказать атавизм.

По существу же говоря -- я лично считаю игрища в угадайку корней да, откровенно неприличными. Есть гораздо более достойные способы дрессировки интеллекта. Там уже потом в вузе -- дело другое; там встречаются локальные темы, где это локально полезно; но там и подходить к ним принято сугубо технологически: мол, на сегодня-завтра мы это примем как правила игры, на послезавтра же забудем. Довлеет дневи типо злоба его.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 23:58 


19/05/10

3940
Россия
Я про славное прошлое

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение04.04.2014, 12:44 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #845104 писал(а):
Печалька в том, что если все корни вещественны (что, собственно, если и не в большинстве, то в большей части случаев предполагается)
Это в какой такой "большей части"?! Когда одна половина (дискриминант больше нуля) вдруг стала больше другой половины (дискриминант меньше нуля)?
ewert в сообщении #845104 писал(а):
Потому Кардано и мало кому нужен.
А я говорю, что нужен. Школьникам маткласса нужно рассказать об этой формуле и научить ею правильно пользоваться. Вот, например, в том стиле, как в книжке Гашкова написано.

-- Пт апр 04, 2014 16:52:04 --

ewert в сообщении #845104 писал(а):
Я уж не говорю о проблемах с численной неустойчивостью, связанной с карданами.
А мы сейчас не численный анализ обсуждаем, а алгебру. Кубическое уравнение может содержать параметры, и явная зависимость корня от параметров может упростить исследование.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение04.04.2014, 22:39 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #845274 писал(а):
Школьникам маткласса нужно рассказать об этой формуле

Нужно.

nnosipov в сообщении #845274 писал(а):
и научить ею правильно пользоваться.

А вот это -- не нужно категорически. Т.е. нужно, конечно, научить её правильно понимать. Но вот пользоваться ею -- учить вредно, ибо практически никто и никогда ею не пользуется.

-- Пт апр 04, 2014 23:44:14 --

nnosipov в сообщении #845274 писал(а):
Это в какой такой "большей части"?!

Во-первых, нетривиальный случай -- именно этот. Во-вторых, если речь о поиске корней многочлена не наобум взятого, а какого-то идейного, то, скорее всего, корни будут именно вещественными. Скажем, если это какой-нибудь из ортогональных многочленов. Ну или характеристический многочлен эрмитовой матрицы, к примеру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение05.04.2014, 04:41 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #845511 писал(а):
Т.е. нужно, конечно, научить её правильно понимать. Но вот пользоваться ею -- учить вредно, ибо практически никто и никогда ею не пользуется.
Понять --- это значит привыкнуть и научиться пользоваться.
ewert в сообщении #845511 писал(а):
Во-вторых, если речь о поиске корней многочлена не наобум взятого, а какого-то идейного, то, скорее всего, корни будут именно вещественными.
Позвольте не согласиться. Идейные примеры есть и в другом лагере. Скажем, минимальные многочлены элементов чисто кубических полей. Представьте, что Вы решаете уравнение $x^3+2y^3+4z^3-6xyz=a$ в целых числах $x$, $y$, $z$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение06.04.2014, 02:03 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

nnosipov в сообщении #845589 писал(а):
и научиться пользоваться.

Зачем учиться пользоваться заведомо ненужным?...

nnosipov в сообщении #845589 писал(а):
Представьте, что Вы решаете уравнение $x^3+2y^3+4z^3-6xyz=a$ в целых числах $x$, $y$, $z$.

Этого я даже в страшном сне не могу себе представить. Хотя кто-то решает, да; экзотики какой только не бывает.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 106 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group