2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Пространственное мышление
Сообщение31.03.2014, 23:09 


17/01/13
622
Как развивать пространственное мышление?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение31.03.2014, 23:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Лепить из пластилина :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 13:46 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Когда-то у нас в школе по геометрии было полезное задание для этого: спаять из медной проволоки фигуру (пирамиду, призму) с сечением и обсчитать эту фигуру с наименьшим количеством исходных данных, оформить вычисления на бумаге с чертежами, сдать решение вместе с фигурой из проволоки. Т.к. спец. предметом (трудом) у нас была электроника, то с паяльником обращаться умели все. Такие задания давали несколько раз, сроком на одну неделю. Потом проводили контрольные, где каждому доставалась чужая фигура.

В химии для развития пространственного мышления давно и успешно применяют шаро-стержневые модели (см. Википедия, Молекула). В Интернете есть много открытых программ, которые позволяют нарисовать граф в трехмерном пространстве и всячески его деформировать, вертеть и т.д. Еще можно рисовать в редакторах 3D графики. Полезно складывать из бумаги оригами. Делать из фанеры скворечники. Собирать электронные схемы, самостоятельно решая задачу размещения деталек на монтажной плате (в простейшем случае - на куске плотного картона или на фанере, вбивая мелкие гвоздики в нужных местах). Полезны детские конструкторы типа лего или типа советских "железных конструкторов". Полезно рассматривать репродукции гравюр Эшера.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 13:52 


21/08/13

784
Лепить из пластилина - совершенно верно, и это не шутка.
И любая работа руками (столярная, слесарная) этому
помогает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 13:54 
Заблокирован


19/02/13

2388
А для визуализации четырёх- и болеемерных объектов существуют удачные наглядные пособия? Или цифры, формулы и воображение тут вне конкуренции?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 14:07 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Дж. Франсис, Книжка с картинками по топологии (Как рисовать математические картинки), М.: Мир, 1991.
В.Г.Болтянский, В.А.Ефремович, Наглядная топология, Библиотечка Квант, Вып. 21, М.: Наука, 1982.

-- Вт апр 01, 2014 14:11:32 --

Можно упомянуть графику А.Т.Фоменко, но чтобы понимать его образы, нужна солидная метематическая подготовка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 14:21 
Заблокирован


19/02/13

2388
Спасибо! Что очень радует на этом форуме - в неожиданный момент получаешь ссылки на интересные книги!

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 15:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Vladimir-80 в сообщении #844106 писал(а):
А для визуализации четырёх- и болеемерных объектов существуют удачные наглядные пособия? Или цифры, формулы и воображение тут вне конкуренции?

Для многомерных объектов нужна тренировка, основанная на обеих составляющих: хорошее 2-3-мерное пространственное воображение, и работа с цифрами и формулами.

Например, как выглядит 4-мерный куб? Нужно сначала решить задачу, как выглядит 2-квадрат в проекции на прямую линию. Причём в разных проекциях. Для этого стоит его повернуть на произвольный угол $\varphi,$ и спроецировать. Некоторым удобнее представлять себе его вращающимся, то есть угол поворота равен $\omega t.$ Эту задачу нужно решить двумя способами: графически на чертеже, и вычислительно в формулах. Для формул построить графики, чтобы "ощутить", что когда увеличивается и уменьшается.

Потом решаете аналогичную задачу для 3-куба в проекции на 2-плоскость. Тоже двумя способами: формулы и графические построения. Наглядные образы вам помогают понимать формулы. А формулы "высказывают" то, что изображено наглядными образами.

И наконец, переходите к 4-кубу, и его проекции на 3-пространство, и/или возможно, на 2-плоскость (чтобы нарисовать). Здесь вам уже не помогут заранее готовые навыки 4-мерного воображения, но есть формулы для 4-мерного случая, и есть аналогии с формулами для 2-3-мерия, и есть освежённые образы 2-3-мерного пространственного воображения. Всё вместе это поможет понять "более наглядно" и 4-мерный случай.

И вот такая серьёзная трудоёмкая работа должна быть проделана для каждой 4-мерной ситуации, которую вы хотите вообразить. Или $n>4$-мерной. Постепенно, с опытом, у вас уже появится и некоторое "четырёхмерное воображение" (для него стоит решить ~ 100 задач на 4-мерные объекты, и ~ 10 задач на $n>4$-мерные).

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 16:10 


17/01/13
622
А какой раздел математики изучает многомерные объекты и многомерные пространства?

-- 01.04.2014, 15:20 --

Узнал, топология.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 16:40 


19/08/11

172
Замкнутость мышления в 3-мерном пространстве (2-значной классической логике) - главное свойство антропоцентризма, когда причина подменяется следствием, Вселенная такая - потому, что Мы такие… :-) (это сейчас "модный" и "нормальный" прием).
Даже в космогоническом плане…
Трудно об этом рассуждать в "трех" словах, т.к. "вменяемость" четырехмерных представлений граничит с пограничными состояниями психики (санитары, по вызовам обывателей, на чеку…)

(Оффтоп)

P.S.
Попробуйте, пособирать, так называемый, 4-D кубик-Рубика. :wink:
Если хотите философский окрас (Munin этого не одобрит, но Вам поможет понять философскую глубину сказанного, читай Tertium organum. Увы, но для "подрастающего поколения", это один из единственных, противовесов грядущего информационного коллапса (когда человек не способен фильтровать информацию, в связи с отсутствием фундаментального образования), его используют, как "кашу"…
Представьте, что Вам, с детства, механически зафиксировали веки и включили телевизор перед глазами…
Это именно то, что испытывает "западный" человек при информационном пересыщении… Личность утрачивается, остается "потребительская каша сознания"… Которая, еще, к тому же, "мыслит", будто контролирует собственное существование и действительность ( :lol: )
И это уже сейчас имеет место, а, в будущем, Вы, просто не сможете, никак, контролировать эти потоки информации...
"Зомби" уже среди нас…
З.Ы. Посмотрите на эмигрантов на этом форуме… :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 16:40 


28/11/11
2884
Pineapple, неверно узнали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 17:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pineapple в сообщении #844158 писал(а):
А какой раздел математики изучает многомерные объекты и многомерные пространства?

Узнал, топология.

Неправильно.

Правильный ответ: почти все разделы математики!

В наиболее привычном для школьника смысле слова, многомерные объекты изучает линейная алгебра - раздел, продолжающий аналитическую геометрию, описывающую геометрические фигуры и чертежи формулами, уравнениями, неравенствами и т. п. Например, аналитическая геометрия показывает, что произвольную прямую на плоскости можно задать уравнением
$$ax+by+c=0,\qquad\text{где \(a\) и \(b\) не равны одновременно \(0\).}$$ Кроме того, произвольную плоскость в пространстве можно задать уравнением
$$ax+by+cz+d=0,\qquad\text{где \(a\), \(b\) и \(c\) не равны одновременно \(0\).}$$ Аналогично, в линейной алгебре считается, что $n-1$-мерная (гипер)плоскость в $n$-мерном пространстве задаётся уравнением
$$a_1x_1+\ldots+a_nx_n+c=0,\qquad\text{где \(a_1,\ldots,a_n\) не равны все одновременно \(0\).}$$ Аналогично, обобщаются понятия точки, прямой, полуплоскости, луча, отрезка, шара и сферы, и т. п. Из этих объектов можно строить более сложные фигуры, сочетая их по правилам, вытекающим уже из "формульных", алгебраических свойств. Например, можно показать, что простейшим многогранником в $n$-мерном пространстве является $n+1$-вершинный многогранник, все тройки вершин которого образуют треугольные 2-грани (примеры такого многогранника в 2- и 3-мерном пространстве - треугольник и тетраэдр; в общем случае он называется "симплекс").

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 17:38 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
Цитата:
Замкнутость мышления в 3-мерном пространстве - главное свойство антропоцентризма, когда причина подменяется следствием
хахах, скажите это всем остальным видам на нашей планете :mrgreen:
и кстати, вращение по и против часовой стрелки определено только в трехмерном пространстве :lol:

-- 01.04.2014, 18:57 --

Цитата:
Если хотите философский окрас (Munin этого не одобрит, но Вам поможет понять философскую глубину сказанного, читай Tertium organum. Увы, но для "подрастающего поколения", это один из единственных, противовесов грядущего информационного коллапса
мдааа, этот [censored] поможет понять) и стать противовесом :mrgreen: :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 17:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Для студентов более важным и более привычным средством для изучения многомерных пространств становится уже математический анализ. Это раздел математики, изучающий функции, графики, и их свойства непрерывности, гладкости, взятие производных и интегралов. Вначале изучают математический анализ функций одной действительной (вещественной) переменной, и этот математический анализ даёт новые геометрические объекты и образы для 1-мерного и 2-мерного пространства: он позволяет описать распределение плотности в пространстве (1), потока в пространстве (1), он позволяет описать кривые линии (2), касательные к кривым (2), площади, охваченные кривыми (2), и т. п. Дальше студенты приступают (в разном порядке в разных вузах) к математическому анализу нескольких действительных переменных, и к анализу одной комплексной переменной (повсеместно называется теорией функций комплексной переменной - ТФКП). Вот тут и происходит обобщение на 2-мерные и $n$-мерные пространства.

Отдельный раздел матанализа, читаемый как отдельный курс или несколько отдельных курсов, составляют дифференциальные уравнения. Они тоже бывают 1-мерные и $n$-мерные, причём даже в нескольких смыслах: обыкновенные дифференциальные уравнения (ОДУ) относятся к 1-мерному пространству аргументов искомой функции, но могут быть заданы в 1-мерном или $n$-мерном пространстве значений (в последнем случае они называются системами обыкновенных дифференциальных уравнений (СОДУ)); а дифференциальные уравнения в частных производных относятся уже к $n$-мерному пространству аргументов.

С использованием знаний, полученных в курсах матанализа и дифференциальных уравнений, можно начать раздел дифференциальную геометрию. Он продолжает ту же тему, хотя с большим акцентом именно на геометрическом смысле, в то время как в математическом анализе в центре внимания был численный смысл.

Ещё одно геометрическое ответвление математики - это алгебраическая геометрия. Она основана на аналитической геометрии, математическом анализе и алгебре. Она акцентирует алгебраический смысл геометрических фигур. Например, она обращает внимание на то, что кривая может быть задана уравнением $k$-й степени (выше я написал уравнения прямой - уравнения 1-й степени), и делает отсюда выводы о форме этой кривой, о числе точек её самопересечения, о точках пересечения с другими кривыми и поверхностями, и т. п.

Топология - ещё один геометрический раздел математики - уже смотрит на такие вещи, как точки самопересечения сами по себе. Это не результат вычислений, а исходный предмет. Это геометрия, очищенная от численных соотношений, и акцентирующая всё внимание на том, как точки, кривые, поверхности и т. п. расположены относительно друг друга. Например, топология изучает способы описать замкнутую кривую вокруг точки ("накинуть петлю на гвоздик"). При этом иногда оказывается, что даже размерность пространства не имеет большого значения. Например, способы описать замкнутую кривую вокруг точки в 2-мерном пространстве принципиально не отличаются от способов описать замкнутую кривую вокруг прямой линии в 3-мерном пространстве ("гвоздик" всё равно не позволяет "петле" соскочить).

-- 01.04.2014 19:07:17 --

Многие другие разделы математики тоже имеют дело с пространствами самых разных размерностей, хотя могут обращать внимания на их геометрический смысл немного. Но всё равно, их тоже надо считать разделами математики, изучающими многомерные объекты и пространства.

Упомяну ещё об одной вещи. Точно так же, как аналитическая геометрия изучает объекты в 2- и 3-мерном пространстве, а линейная алгебра - аналогично в $n$-мерном пространстве, дальше идёт такой раздел математики, как функциональный анализ, изучающий бесконечномерные пространства. И это тоже ещё не конец истории, потому что на основе функционального анализа тоже развиваются многие другие разделы математики, которые пользуются его знаниями как инструментом.

И наконец, математика может смотреть на один и тот же предмет, как относящийся к разным пространствам. Например, линия на плоскости может считаться как функция на 1-мерном пространстве; как кривая в 2-мерном пространстве; как элемент (точка) конечно- или бесконечномерного пространства всевозможных линий; и т. д.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пространственное мышление
Сообщение01.04.2014, 19:00 


21/08/13

784
Вращение по и против часовой стрелки - это зеркальная
симметрия, которая снимается введением дополнительного
измерения (плоские фигуры нельзя совместить, перемещая по плоскости, но можно совместить, перемещая в
трехмерном пространстве, то же для трехмерных фигур и их
зеркального отражения. Должно быть что-то подобное и для
любого количества измерений, только это уже будет, наверное, отражение N-мерной фигуры относительно
гиперплоскости размерности N-1.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 65 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group