2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 19:42 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #757629 писал(а):
Не та же, а хуже. Здесь нужно говорить о классах эквивалентности и операциях над ними.

Это правда, если быть строгим; но вот по отношению к школьникам-то подобная строгость ни разу и не нужна -- что мат, что немат. Они на рациональные числа и так уже многие годы как надрессированы, чего ж ещё и желать (если, конечно, не заниматься специально аксиоматиками). С комплексными числами хуже: там при любом подходе (если честном) требуется некая абстрактная морока. Конечно, предварительно нужна некая мотивация в виде корня из отрицательного числа на эвристическом уровне; но только ею одной никак не обойтись -- морока в любом случае понадобится (если честно).

-- Вс авг 25, 2013 20:45:47 --

Munin в сообщении #757642 писал(а):
Но о классах эквивалентности приходится говорить и при обсуждении бесконечных десятичных дробей.

Как говорил классик, "формально -- верно, а фактически -- издевательство". Пристегнуть сюда эквивалентности при желании, конечно, можно; но необходимости в этом никакой. Достаточно просто запретить кое-что заранее, тем более что этот запрет возникает автоматически при соответствующей аккуратной реализации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:08 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #757644 писал(а):
Это правда, если быть строгим; но вот по отношению к школьникам-то подобная строгость ни разу и не нужна -- что мат, что немат.
Это да. Я и студентам эти вещи рассказывал бы не на первом курсе, к абстракциям надо привыкать постепенно. Впрочем, это зависит от специализации.
ewert в сообщении #757644 писал(а):
С комплексными числами хуже: там при любом подходе (если честном) требуется некая абстрактная морока.
Типа как объяснить, почему вещественные числа можно считать частью комплексных? Ничего другого что-то не вижу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
ewert в сообщении #757644 писал(а):
Достаточно просто запретить кое-что заранее, тем более что этот запрет возникает автоматически при соответствующей аккуратной реализации.


Что такое аккуратная реализация бесконечных десятичных дробей? По-моему, там есть некоторые проблемы с аккуратным определением арифметических операций.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:24 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #757652 писал(а):
Ничего другого что-то не вижу.

Как это ничего?... А что такое корень из минус единицы, если его не существует -- и всё тут?... Неизбежно придётся для формализации переходить к парам; уж в какой угодно интерпретации, но придётся, а это в любом случае сильный удар по мозгам. На фоне этого типо проблемы с отождествлением -- уже семечки, к этому моменту моск уже взорван.

g______d в сообщении #757657 писал(а):
По-моему, там есть некоторые проблемы с аккуратным определением арифметических операций.

И опять же: это -- уже следующий, уже чисто технический вопрос (хотя и неприятный, да, почему и вейерштрассов (якобы) подход для формального определения далеко не оптимален).

-- Вс авг 25, 2013 21:30:37 --

g______d в сообщении #757657 писал(а):
Что такое аккуратная реализация бесконечных десятичных дробей?

Ну там, по-моему, достаточно квадратные-круглые скобки расставить аккуратно -- и девятки исчезнут. Хотя утверждать наверное не берусь; возможно, проще тупо запретить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #757661 писал(а):
к этому моменту моск уже взорван.

Взрыв мозга - вещь, происходящая настолько часто (при изучении физики и математики), что к ней просто привыкать надо.

    — Чудес не бывает!
    — Вот я упал с крыши, и не разбился, что это?
    — Случайность!
    — Другой раз упал, и не разбился?
    — Совпадение!
    — Третий раз упал, и не разбился?
    — Привычка!

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:48 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #757661 писал(а):
На фоне этого типо проблемы с отождествлением -- уже семечки, к этому моменту моск уже взорван.
Да как-то всё обыденно происходит. Во всяком случае, со мной так было: читал в детстве книжку
Абрамов, А.М.; Виленкин, Н.Я.; Дорофеев, Г.В. и др. Избранные вопросы математики: 10 класс. Факультативный курс
довольно интересно было. После этого потянуло почитать уже про функции комплексного аргумента. Как-то пережил.

Вообще, тема для занятий со школьниками хорошая. Да и задач хватает интересных и содержательных.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:50 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Да, я всё-таки дополню. Почему необходима (формально) факторизация в случае рациональных чисел -- и почему нет такой необходимости для десятичных (например) дробей?...

Очень просто. Потому, что в случае дробей десятичных факторизация сводится к тупому запрету чего-то явно выписываемого, и тут проще тупо и запретить. В случае же дробей рациональных для отождествления требуется некая процедура, и тут проще факторизовать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
ewert в сообщении #757661 писал(а):
И опять же: это -- уже следующий, уже чисто технический вопрос (хотя и неприятный, да, почему и вейерштрассов (якобы) подход для формального определения далеко не оптимален).


Что в вейерштрассовом подходе, что в дедекиндовом, сразу понятно, что такое сумма двух вещественных чисел. В вейерштрассовом нужно еще доказывать корректность, а в дедекиндовом даже этого не нужно. А вот в подходе с десятичными дробями я просто не умею писать определение суммы без апелляции к эквивалентности с каким-то другим подходом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:53 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Про десятичные дроби неплохо (как мне когда-то казалось, давно не перечитывал) написано у Лелон-Ферран Ж. Основания геометрии. Мир, 1989.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 20:58 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

nnosipov в сообщении #757672 писал(а):
читал в детстве книжку

"Виленкина не читал, но скажу". Не исключено, что Вы просто восприняли эти числа на сугубо интуитивном уровне, чего для дальнейшей работы вполне и достаточно. Однако одно дело -- личное восприятие, и совсем другое -- формальное определение.

(как я сам познакомился с комплексными числами -- не скажу категорически, ибо не помню в упор)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 21:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
nnosipov в сообщении #757676 писал(а):
Про десятичные дроби неплохо (как мне когда-то казалось, давно не перечитывал) написано у Лелон-Ферран Ж. Основания геометрии. Мир, 1989.


Спасибо. Действительно, там сложение определено достаточно аккуратно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 22:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #757674 писал(а):
Очень просто. Потому, что в случае дробей десятичных факторизация сводится к тупому запрету чего-то явно выписываемого, и тут проще тупо и запретить. В случае же дробей рациональных для отождествления требуется некая процедура, и тут проще факторизовать.

Классе где-то в третьем - "тупо запрещают" выписывать дроби с не взаимно простыми числителем и знаменателем. Так что, "проще" - это спорно.

ewert в сообщении #757681 писал(а):
Однако одно дело -- личное восприятие, и совсем другое -- формальное определение.

И уж школьников последнее ну никак не касается. Может, и хватит его уже тащить в тему за уши?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение25.08.2013, 23:13 


10/02/11
6786
С десятичными дробями вроде бы должны возникать такого же сорта проблемы, что и при координатном определении объекта в дифференциальной геометрии. Системы счисления ,ведь, бывают еще и двоичные и троичные... Должны, как-будто появляться дополнительные вопросы о корректностях инвариантностях, изоморфизмах.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: madschumacher


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group