2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 18:08 


22/05/12
8
Пусть есть школьная текстовая задача, сводящаяся к квадратному уравнению. При каких обстоятельствах она может быть решена "без букв", только последовательными арифметическими действиями, отвечающими на разумные "вопросы" к ним?

Например: Из пункта A в пункт B расстояние между которыми 18 км, вышел пешеход, через 2 часа следом за ним выехал велосипедист,скорость которого на 4.5 км/ч больше скорости пешехода. Найдите скорость велосипедиста, если он прибыл в пункт B одновременно с пешеходом.
Решение: 18/(v-4.5) - 18/v =2 Ответ: v=9

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 18:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Приведите пример хотя бы одной такой задачи и решения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 20:04 


22/05/12
8
Я добавил пример для большей ясности.
Считаю, это конкретная постановка вопроса для математической логики:
данной конкретной семантике какие классы вычислений могут соответствовать, а какие не могут.

Тут: можно ли объехать решение квадратного уравнения и обойтись простым разворачиванием самой элементарной арифметики?

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 20:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Нет, я подразумевал пример именно "решения "без букв", только последовательными арифметическими действиями, отвечающими на разумные "вопросы" к ним".

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 21:28 


22/05/12
8
А вот пример задачи, решаемой "по вопросам":
Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. Во сколько дней жена его выпьет отдельно ту же кадь?
Решение:
1. Какую часть кади в день выпивает человек один? 1:14=1/14
2. Какую часть кади в день выпивает человек с женой? 1:10=1/10
3. Какую часть кади в день выпивает жена? 1/10-1/14=1/35
4. Во сколько дней жена его выпьет отдельно ту же кадь? 1:1/35=35
Обошлись "без х-ов"! На каждом шаге фигурировали только числа.

Спасибо, что помогаете вразумительнее формулировать тему. Нельзя ли тут теперь собрать мои 3 реплики воедино, убрать этот черновой зачин и выдать тему заново, единым текстом?

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 21:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Да, но здесь "в иксах" решение будет не в виде квадратного уравнения от одной переменной, а в виде системы уравнений от двух переменных:
$$\left\{\begin{array}{l}\dfrac{1}{x}=14\\\dfrac{1}{x+y}=10\end{array}\right..$$ И даже если решать её, избавляясь от лишней переменной, то квадратное уравнение получить нельзя, корень всегда будет один.

Думаю, задачи на квадратные уравнения такими действиями не решаются, разве что можно в виде таких действий оформить выделение полного квадрата, и извлечение корня. Но это будут "неестественные" вопросы.

-- 22.05.2012 23:00:05 --

lhjpe в сообщении #574831 писал(а):
Нельзя ли тут теперь собрать мои 3 реплики воедино, убрать этот черновой зачин и выдать тему заново, единым текстом?

Вообще, это не предусмотрено такой формой общения, как форум :-) Но вы можете попросить модераторов в ЛС, они (может быть!) откликнутся и выполнят вашу просьбу по переносу реплик.

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 22:53 


22/05/12
8
А может сказать так...
Можно ли развить ненадуманную идеологию, в рамках которой для данной задачи будет не дико смотреться квадрат скорости, дискриминант и т.п.? В общем, заполнить непрерывным смыслом скачки интуиции, вызываемые формальными тождественными преобразованиями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение22.05.2012, 23:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
А чем алгебра квадратных уравнений не является такой идеологией?

По моему опыту, интуиция - это то, к чему человек привык, и делает и думает на автоматизме. Если пять лет решать квадратные уравнения, они войдут в состав интуиции, и перестанут восприниматься как формальные.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение23.05.2012, 10:14 
Модератор
Аватара пользователя


11/01/06
5710
 i  Тема перемещена из форума «Математика (общие вопросы)» в форум «Дискуссионные темы (М)»
Причина переноса: не указана.

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение23.05.2012, 15:37 


23/02/12
3372
lhjpe в сообщении #574831 писал(а):
А вот пример задачи, решаемой "по вопросам":
Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. Во сколько дней жена его выпьет отдельно ту же кадь?
Решение:
1. Какую часть кади в день выпивает человек один? 1:14=1/14
2. Какую часть кади в день выпивает человек с женой? 1:10=1/10
3. Какую часть кади в день выпивает жена? 1/10-1/14=1/35
4. Во сколько дней жена его выпьет отдельно ту же кадь? 1:1/35=35

Дан типичный пример задачи на части, который решается в школе еще до составления уравнений. Если же решение требует составления уравнения или системы уравнений, то этим методом задачу уже не решить!

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение25.05.2012, 11:56 


22/05/12
8
Как доказать, что задача про велосипедиста не может иметь решения по типу приведённого для задачи о человеке с женой, то есть без введения неизвестной переменной?
И чтоб все промежуточные числа имели прозрачный смысл.

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение25.05.2012, 12:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Да никак. Может. Просто вопросы надо ставить неестественные, ещё раз говорю.

Берёте ваше квадратное уравнение, задаёте вопрос, соответствующий выделению полного квадрата. Потом вопрос, соответствующий извлечению квадратного корня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение25.05.2012, 13:00 


23/02/12
3372
lhjpe в сообщении #576087 писал(а):
Как доказать, что задача про велосипедиста не может иметь решения по типу приведённого для задачи о человеке с женой, то есть без введения неизвестной переменной?

А Вы попробуйте решить данную задачу методом деления на части. Если решите, то это будет доказательством, что можно! :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение25.05.2012, 15:02 


22/05/12
8
Munin в сообщении #576092 писал(а):
Да никак. Может. Просто вопросы надо ставить неестественные, ещё раз говорю.

Есть линейные уравнения. Есть других степеней и даже видов.
Задача о "человеке с женой" относится к "линейному классу". Это демонстрируется приведённым решением. Приведённое решение "велосипедиста" - второго порядка. Как доказать, что решений первого порядка "велосипедист" иметь не может?

-- 25.05.2012, 16:07 --

vicvolf в сообщении #576117 писал(а):
А Вы попробуйте решить данную задачу методом деления на части. Если решите, то это будет доказательством, что можно!

Я догадываюсь, что у "велосипедиста" нет решений первого уровня сложности. Но хочу доказанно это знать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Классификация школьных задач
Сообщение25.05.2012, 15:45 
Заслуженный участник


12/09/10
1547
При решении квадратного уравнения необходимо извлекать квадратный корень.
Если это же решение можно получить линейными операциями, это означает, что существует алгоритм извлечения квадратного корня с помощью конечного числа четырех арифметических действий. Это невозможно, поскольку операции замкнуты на множестве рациональных чисел. А квадратный корень выходит за их пределы.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: mihaild


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group