Вопросы на IQ не должны зависеть от знаний людей. С таким же успехом можно спрашивать, почему волновая функция электрона содержит те или иные переменные. Или сравнивать волновые функции. Это не IQ.
Если по науке, то таки да - не должен. И это составляет чуть ли не главную проблему составления тестов, измеряющих интеллект: включить измерение уровня... Чего? Что, собственно, мы намереваемся измерять? Поэтому-то и идут другим путем: исключают то, что считается посторонним. Знания, опыт, привычки, etc.. Работа сложная. Например, при переводе уже отлаженного теста на другой язык возникают, помимо обычных проблем перевода, и такие трудности, как влияние различий в школьных программах.
Для иллюстрации сложностей тестирования расскажу реальную историю, произошедшую с моими родственниками.
Пошла мамочка в крутую школу устраивать своего Рому в первый класс. Просто так туда не берут - нужно пройти предварительное тестирование.
Показывают Роме картинку. А на ней нарисованы детишки, которые катаются со снежной горки. Горка нарисована, детишки нарисованы, а санки не нарисованы. По замыслу составителя теста умный ребенок должен обнаружить недостачу.
- Рома, что на картинке нарисовано?
- Дети с горки катаются.
- А чего на картинке не хватает?
- Все есть, все хорошо.
В этом месте учитель решает подсказать.
- А на чем они катаются?
- На жопе.
На этом тестирование было закончено. Ко всеобщему удовольствию.
Комиссия была довольна тем, что не пропустила такого тупого ребенка, который, не смотря на свою тупость, уже знает слова, которых, разумеется, нет.
Родители были счастливы тем, что не отдали ребенка в школу, учителя которой не знают даже о том, как именно чаще всего дети катаются со снежной горки.