Последний раз редактировалось PAV 23.02.2011, 21:01, всего редактировалось 1 раз. |
капслокинг из заголовка удален |
Эту статью я написал много лет тому назад, пытался опубликовать, но нигде её не принимали. Её боятся все поголовно, даже учителя. Удивительно, но педагогика остаётся единственной отраслью народного хозяйства, в которой плата идёт за процесс работы, а не за её результат. Академия педнаук может позволить себе писать труды на полку, педвузы и педучилища готовить кадры, которые либо плохо будут работать в школе, либо вообще их там не будет. Школа в массовом порядке производит неучей и не пригодных по здоровью к армии. И никто ни за что не отвечает, хотя деньги все съедают без остатка! В предлагаемой системе такой бардак исключается. Существующее плачевное состояние народного образования общеизвестно, поэтому не будем его анализировать и начнём сразу же с конкретных предложений, которые необходимо реализовать. Из ведения Российского правительства изымаются все вопросы, связанные с проектированием, строительством и ремонтом школ, их материально-техническим и финансовым обеспечениями. Правительство так же прекращает проектирование, строительство и текущее финансирование всех педагогических вузов и педучилищ. Прекращается так же и финансирование Российской Академии образования (РАО). А вот бюджетная СУММА, предназначавшаяся для упомянутых целей, у Правительства остаётся. Мы ею ещё распорядимся, но только иначе, чем это принято сейчас. Вся, имеющаяся на сегодня школьная инфраструктура (здания, оборудование, земельные участки и т.п.), продаётся или сдаётся в аренду педагогическим коллективам. Таким образом, будут созданы специальные педагогические фирмы. Т.к., по-существу, это будут те же школы, то пока не видно ничего нового, кроме отсутствия прямого финансирования. Каждый предмет школьной программы разбивается на целое число полугодовых частей (семестров). Например, пусть курс математики с 6-го по 10-й класс состоит из 10 семестров. По отношению к каждому предметному семестру должны быть известны две вещи: 1) его стоимость и 2) что должен знать и уметь ученик после окончания данного семестра. Как именно ведёт учитель свой семестр – это его внутреннее дело. Предположим, что данный семестр должен быть изучен за 60 учебных часов. Это по норме. Как на самом деле будет – это никого не волнует. За 20, 60, 160 часов уложится учитель – это его проблемы. Зарплата от количества фактически прочитанных часов не зависит. Она зависит от одного единственного фактора: сдачи учеником экзамена по данному семестру. Кстати, учебная нагрузка – это также дело самого учителя. Он может читать свой предмет 5, или 45, или 145 ученикам, да хоть 2000 или ещё больше (используя театр, телевидение, Интернет и т.д.). Ведение классного журнала или не ведение такового – так же личное дело учителя. Госбанк (Сбербанк) на каждого ученика открывает специальный лицевой счёт. Ежегодно до начала учебного года Правительство переводит на каждый такой счёт сумму, равную стоимости всех предметных семестров. В этом и заключается смысл нового метода оплаты труда учителя: отныне государство будет тратить деньги ТОЛЬКО на покупку конечного продукта – образованного ученика. Данной системой невозможно истратить ни одной копейки на иные цели. Т.е. вся (вся!!!), упомянутая в начале статьи СУММА, распределяется исключительно только по лицевым счетам учеников. Предположим, что ученик 6-го класса за год должен освоить 22 предметных семестра, оценённых в общую сумму 90 тысяч рублей. (Здесь и далее цифры носят исключительно иллюстративный характер). Значит, Правительство должно к началу учебного года перевести на лицевой счёт этого шестиклассника 90 тыс. рублей. И всё. Вот и все заботы Правительства об образовании данного ученика на текущий год. Деньги с такого лицевого счёта по своей воле не могут снимать ни сам школьник со своими родителями, ни его учителя со школьной администрацией. По окончании каждого предметного семестра ученик сдаёт экзамен государственной комиссии, члены которой не работают в органах народного образования (агрономы, инженеры, учёные, журналисты, писатели, художники, спортсмены и иные лица, имеющие высшее образование соответствующего профиля или прошедшие специальную подготовку и аккредитацию). Комиссия из трёх человек, принимающая экзамен по математике у шестиклассников, может быстро и энергично в спокойной деловой обстановке пропустить через себя большую партию ребят. По данному предмету, как это уже было оговорено, чётко известно, что должен знать и уметь ученик. Пока одни решают задачи, другие отвечают устно. Каждый член комиссии работает индивидуально. Вдвоём или втроём они заслушивают одного ученика только в редких спорных случаях. Оплата труда экзаменаторов, аренда помещения (если экзамен не в школе) – за счёт той школы, учащиеся которой держат экзамен. Экзаменатор подписывает и скрепляет печатью документ об успешной сдаче экзамена школьниками. В документе: фамилии и номера лицевых счетов, фамилия учителя, по классу которого прошёл экзамен, и реквизиты школы. На основании этого документа банк перечисляет школе сумму всех стоимостей сданных семестров. Допустим, экзамены сдавало 30 человек. Сдали успешно 25, а 5 не сдали. Экзаменаторы получают за работу из расчёта 30 человек (оплата их труда зависит от количества сдающих и не зависит от количества сдавших!). Выставлять вторично одного и того же ученика после провала возможно, но экономически не выгодно. Это не страшно, если ученик тугодум или по иным причинам его не удалось в срок подготовить, то учитель не будет форсировать события и такого ученика выставит на экзамен попозже. С 25-ти лицевых счетов успевающих учащихся деньги в общей сумме 100 тыс. рублей (при стоимости 4000 за семестр) будут перечислены школе. И никаких иных путей получить хотя бы 1 копейку бюджетных денег у школы нет! Полученные от экзаменов деньги являются доходом школы или той педагогической корпорации, в которую школа входит. Расходы на зарплату, ремонт, новое строительство, приобретение оборудования и пособий, подписка на периодику и прочие расходы – все из того же источника. Учитель получает определённый процент от им же перечисленных сумм. Учитель, не сумевший этого сделать, ничего не получит. Стаж, звание и иной апломб здесь не играют никакой роли. На деньги, добытые учителем, содержится вся администрация школы и вышестоящие инстанции. Это коренным образом меняет всю тактику и стратегию управления народным образованием. Учитель здесь является добытчиком денег. И, поэтому, ниже описываемая ситуация в такой системе вполне очевидна. Входит, значит, директор школы в кабинет учителя. На левой руке директора свисает чистое полотенце, и он, подобострастно заглядывая в усталые учительские очи, елейно молвит: - Чего изволите-с: кофе, чаю, газировочки? Если в этой сцене я что и преувеличил, так это всего одну букву “с” и вовсе не потому, что директор не будет низкопоклонничать перед учителем. Наоборот! Просто директор, в силу своей молодости и мало осведомленности, может просто не знать о существовании этой лакейской буквы. Не нужно думать, что в таких условиях группа, вырвавшихся вперёд на старте учителей, будет давить своих более слабых или начинающих коллег. Конечно, есть ещё такие работнички школы, которых и на пушечный выстрел нельзя допускать к педагогике. Такие уйдут сами добровольно, потому что они ничего не будут получать. В учительском коллективе дружба и взаимопомощь только усилятся. Учитель математики понимает, что его предмет лучше усвоит здоровый, не страдающий сонливостью и головными болями ученик (значит нужно контактировать с коллегой по физвоспитанию). Ну, а если ученик плохо знает русский язык, то здесь придёт в движение весь коллектив. У каждого учителя есть свои большие и малые секреты повышения производительности труда, но которые он не пускает в ход, т.к. не заинтересован. Для примера назову один такой приём очень простой и очевидный. Имею в виду разновозрастное сотрудничество учащихся. Представим: в одной из школ некоей педагогической корпорации случилось несчастье – шестой класс слабо тянет математику. Положение нужно выправлять срочно. Педагогическая дыра в школе это финансовая дыра всей корпорации. Запланирована закупка электронного оборудования, ведётся строительство базы отдыха учителей, а тут эдакая неприятность. Учитель математики другой школы берёт с собой 5 – 6 старшеклассников, соображающих по предмету и имеющих педагогические склонности, и направляется на прорыв. Месяц работы такого десанта и дыра закрыта. Вы слышали когда-нибудь о такой взаимопомощи? В этой новой системе такие вещи станут нормой жизни. Мы уже рассматривали случай, когда из 30 учащихся 25 сдали экзамен, а 5 нет. Одно утешение есть: деньги за несданный семестр по-прежнему остаются на лицевых счетах учеников. Мне пришлось однажды преподавать информатику в профтехучилище. К нам поступали школьники, не знающие даже таблицы умножения. Целые классы писали диктанты по русскому языку и все учащиеся до единого на двойку! А ведь деньги за обучение уже съедены. Да, это была нищенская зарплата, но и она была напрасной. Данная система такую ситуацию сделает невозможной. Если нашёлся такой ученик, что 2 года (6-й и 7-й класс) учится нормально по всем предметам, а по математике и физике плохо, а учителя оказались бессильными, и если нашёлся инженер Иванов из соседнего подъезда, который помог подростку сдать все долги, то всю сумму за весь цикл сданных предметов получит Иванов. Такая ситуация возможна, однако педагогические корпорации такого не допустят. Есть ли прецедент? В какой-то степени есть. Имею в виду фирму С.Фёдорова ”Микрохирургия глаза”. Начала она существование ещё в СССР. За каждого вылеченного человека государство платило фирме немногим более 200 рублей, т.е. примерно оклад хорошего инженера. Государство перестало интересоваться внутренней жизнью фирмы (штатное расписание, хозяйственная деятельность). По своим доходам в фирме сами себе устанавливали оклады, вкладывали деньги в коневодство, парусный спорт, сельское хозяйство, оборудовали лечебные установки на кораблях и поездах. Педвузы и педучилища государством финансироваться не будут. Учительские корпорации или концерны будут сами заказывать педвузам и училищам подготовку кадров и по договорам их оплачивать. Какому вузу сделать заказ на подготовку учителя английского? Екатеринбургскому, Пятигорскому, Московскому? А, может быть, где-то на Украине их лучше готовят? А, может быть, пригласить англичан? Дорого обойдётся 5-летняя подготовка хорошего специалиста, но он вернёт концерну затраченные на него средства. Да и государству выгоднее получить от педвуза двух хороших спецов вместо 10 посредственных, 8 из которых всё равно не будут работать в школе. Эта система потребует от учителей принятия специальных мер подготовки кадров. Тех учеников, которые проявят большие способности и в освоении предмета и в педагогике, можно направлять в педвуз, который, кстати, сам может установить наблюдение за ними за долго до окончания школы. Присматриваться к будущим учителям надо годами, а не ограничиваться вступительными экзаменами. Как быть с Российской Академией образования (РАО)? Да никак. Пусть делает, что хочет, своим сотрудникам присваивает любые звания – это никого не волнует. Учительские корпорации делают заказ РАО на определённые научные изыскания и по договорам их оплачивают. Предположим, что учителей волнует одна тема. Специалисты РАО сказали, что эту тему они смогут разработать за 5 лет и стоить это будет 80 млн рублей с равномерным финансированием 16 млн рублей ежегодно. Учительские концерны собрали первые 16 млн. Прошёл год. РАО выдала учителям годовой отчёт по заказанной теме. Давайте усугубим ситуацию. Пусть в этом отчёте сказано, что РАО много времени потеряла на организационные вопросы, на закупку оборудования, а что касается самой темы, то сделано менее половины из запланированного на данный год, к тому же допущен перерасход на 2 млн рублей. Не смотря на это, учительское жюри может принять решение в пользу РАО, т.е. учесть, что тема действительно сложная, предвидеть всё в науке нельзя и т.д. Можно не сомневаться в том, что учителя смогут отличить научный отчёт от набора псевдонаучных фраз и прочей казуистики. Кстати, науку от псевдонауки не так уж и трудно отличить. Объегорить здесь можно только того, кто сам этого хочет. Работа РАО “на полку” в этих условиях станет невозможной. Полагаю, что в эту систему можно включить и дошкольные учреждения. Начнём с трёхлетнего возраста, когда уже принимают в детсад. Вот с этого возраста на каждого ребёнка заводится специальный лицевой счёт. Проходит полгода и … Ну, какие экзамены может сдать ребёнок? Может быть, умение правильно выговаривать отдельные слова, считать до трёх и т.д. Очевидно, что с возрастом такие экзамены будут усложняться. Естественно, что положительная оценка экзамена должна фиксировать не только интеллектуальное, но и физическое развитие. Предположим, что на дошкольное воспитание государство будет класть на лицевой счёт ребёнка 10000 рублей ежегодно. Кому они пойдут? Тому, кто воспитал. Если это заслуга детсада, значит – детсаду, если ребёнок воспитывался в семье – значит семье. А ежели родители пьяницы и ребёнок запущен? Тогда деньги останутся невостребованными. Но они никуда не исчезнут. На следующий год на развитие малыша добавится ещё 10000. И если найдётся такое учреждение или частное лицо, которое возьмёт мальца на воспитание и наверстает прошлогодние упущения, то оно снимет в свою пользу 20000 рублей. Вся система дополнительного образования учащихся (кружки художественной, спортивной и технической самодеятельности) легко вписывается в новые условия оплаты труда педагогов. В отношении членов госкомиссии на экзаменах сделаем одно уточнение. Требование, чтобы члены комиссии не работали в органах народного образования, предлагаю распространить только на старшие классы (например, начиная с 6-го). Экзамены у дошколят будут принимать учителя младших классов, а у младших классов – учителя старших классов. Может, сложится впечатление, что предлагаемая система оплаты потребует увеличения штатов в системе образования (например, госкомиссии). Но здесь нужно принять во внимание, что при этом произойдёт значительное сокращение кадров, станут не нужными многие чиновники, должности и т.д. Само по себе такое сокращение не является целью данных предложений. Будем считать, что, в общем, увеличения кадрового состава не будет. Нагрузка на госбанк в связи с введением лицевых счетов возрастёт. Но даже, если оплату труда госбанку за увеличение услуг производить за счёт выделенных на образование средств, то и тогда эффективность новой системы будет очевидной.
|