2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 21:29 


29/09/06
4552
e7e5 в сообщении #411154 писал(а):
Если сплайн из клотоиды соединяет A и B, для которых заданы прорабом кривизны и наклоны касательных...


e7e5,

дуга клотоиды НЕ решает задачу сопряжения ещё и по кривизнам (so called $G^2$ Hermite interpolation). Можете решить задачку для обычной квадратичной параболы, и убедиться что она не решается. Никакой разницы с клотоидой нет, только в том, что обойдётесь без Френелей. Обе кривые имеют вего один параметр формы-размера. Маловато степеней свободы.
Савёлов назвал её идеальной (кажется это слово) переходной кривой только за линейность кривизны. А заявленную им же в обсуждении переходных кривых задачу клотоида НЕ решает.

Кубическия кривая Безье даёт решение для большинства возможных граничных условий. Там достаточно степеней свободы, и уравнения простые --- 4-й степени, и сразу приведённые! :D

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 21:32 


08/05/08
954
MSK
Строится кубическая парабола проще, но во-первых, это всего лишь в некотором смысле приближение клотоиды ( как заметили ранее - это "апофеоз"). Во-вторых, разве кубическая парабола обеспечит сопряжение в терминах Hermite mathing ?

-- Ср фев 09, 2011 22:39:42 --

Алексей К. в сообщении #411172 писал(а):
e7e5 в сообщении #411154 писал(а):
Если сплайн из клотоиды соединяет A и B, для которых заданы прорабом кривизны и наклоны касательных...


e7e5,

дуга клотоиды НЕ решает задачу сопряжения ещё и по кривизнам (so called $G^2$ Hermite interpolation). Можете решить задачку для обычной квадратичной параболы, и убедиться что она не решается. Никакой разницы с клотоидой нет, только в том, что обойдётесь без Френелей. Обе кривые имеют вего один параметр формы-размера. Маловато степеней свободы.
Савёлов назвал её идеальной (кажется это слово) переходной кривой только за линейность кривизны. А заявленную им же в обсуждении переходных кривых задачу клотоида НЕ решает.


Книжка А.А.Савелова:Плоские Кривые, хороша конечно, но она содержит старые данные относительно клотоиды и интегралов Френеля. Мне кажется, что я правильно утверждаю: проблема сопряжения двух точек сплайном клотоиды, который соединяет две данные точки и удовлетворяет единичным векторам наклона и кривизе в этих точках решается и причем единственным путем.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 21:53 


29/09/06
4552
e7e5 в сообщении #411174 писал(а):
Книжка А.А.Савелова:Плоские Кривые, хороша конечно, но она содержит старые данные относительно клотоиды и интегралов Френеля.
Вы пишете, извините, ерунду. Никаких "новых" данных нет и не надо. Всё про них известно давным-давно.

e7e5 в сообщении #411174 писал(а):
Мне кажется, что я правильно утверждаю: проблема сопряжения двух точек слайном клотоиды, который соединяет две данные точки и удовлетворяет единичным векторам наклона и кривизе в этих точках решается и причем единственным путем.
А Вы уже попробовали, порешали, чем-то своё "кажется" подтвердили?
Я вот когда выше Вам написал, что это не так, так это ж после сотни решённых задач такого типа.
А эта старая картинка, так она из моей статьи про то, как решаются задачки про клотоиду. Для заданных углов --- одно-два решения. Как там ещё и кривизнами управлять --- только Вам, наверное известно.

Ни клотоида, ни кубическая парабола, ни какая-либо другая каноническая кривая эту задачу в общем виде не решают.
Безьюху берите.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 22:01 


08/05/08
954
MSK
Тогда, возможно я не правильно понимаю смысл слова "сплайн". Потому как Известные товарищи: D.S. Meek и D.J. Walton, заявляли о решении: the problem of finding clothoid spline transition spiral which joins two given points and mathces given curvatures and unit tangents at the two points. и далее они приводят алгоритм. Тогда о чем они?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 22:21 


29/09/06
4552
Сплайном они называют кривую, составленную из кусков клотоид (как, скажем, кубический сплайн составлен из кривых Безье, т.е. из кусков некоторых алгебраических кривых третьего порядка). И пытаются при этом добиться непрерывности кривизны в точках сопряжения. Т.е. строят кривую, натуральное уравнение которой есть непрерывная монотонная кусочно-линейная функция.

-- 09 фев 2011, 22:31 --

А если сопрягать чего-то сплайнами, то у вас здесь столько степеней свободы, что хоть из клотоид, хоть из парабол, из чего угодно можно делать. Очевидно. Хочется помудрее статью написать, Френелей присовокупить --- будем делать из клотоид. Следующую --- из кубиков Чирнгаузена. Следующую --- из логарифмических спиралей. Итд.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 22:33 


08/05/08
954
MSK
Спасибо, ясно. Вроде бы и кривая у них монотонная получается. Вопрос собственно мой не столько в этом, сколько в другом: Вот есть методы разные. Как я понял, бегло просмотрев подходы, все они приводят либо к нелинейным уравнениям, либо еще каким-то сложностям. А в чем критерий применимости того или иного метода. Ведь алгоритм можно перевести в коммуникатор наверное любой. А какой подход должен быть самым-самым универсальным?

Конечно, помня о моем интересе ко всяким там кривым, которые совсем не просто находятся ( и вряд ли с аналитическим решением) быть может через аппроксимации всяхих там рядов, с практической точки зрения: если нужно строить некоторый механизм ( ну там завихрения воздуха чтобы с крыла слетали как нужно или улучшенный механизм самоцентрирующегося патрона, кстати в глаза его не видел, идея работы понятно, но как-там внутри работает так и не понял), то как выбирается подходящий метод?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение09.02.2011, 23:08 


29/09/06
4552
e7e5 в сообщении #411227 писал(а):
А в чем критерий применимости того или иного метода. Ведь алгоритм можно перевести в коммуникатор наверное любой. А какой подход должен быть самым-самым универсальным?

(Оффтоп)

Я не знаю, кто такой коммуникатор (и пока не хочу узнавать).

Известные мне критерии и мотивы --- представимость алгоритма в удобном для CAD виде (полиномиальность-рациональность), получение грантов, накопление публикаций, PhD-писательство. Из огромного количества публикуемого мусора до судоверфи или до автобана доходит мизер. Не стоит в этом мусоре рыться и выискивать зёрнышки.

Меня, например, двигало то, что я, уже порывшись, видел кучу статей-алгоритмов, страниц по 20-30, совершенно нечитабельных, и непрограммируемых, с муторным перечислением разных случаев (типа $\alpha>2\beta$, касание внешнее, что-то ещё), и...
И мне пришло в голову, а не накрутить ли ребятам недостающие степени свободы дробно-линейным преобразованием кривой, о котором я недавно узнал? Ибо я уже осознал страшную тайну: Мёбиус не только постоянство кривизны сохраняет, но и монотонность оной! К тому же, и перегиб можно сделать, там где его и близко не было, или убрать его на фиг, если он мешает. И получилось очень здорово, и мне просто захотелось, как в детстве на олимпиаде, похвастаться афигенно простым и красивым решением задачки, над которой они бьются лет 20. Но это очень камерная музыка, для пары десятков слушателей, не то что теорема Ферма или 40-я симфония Моцарта, собирающие залы и форумы.

Я не знаю, какой подход должен быть самым универсальным. Скорее, я уверен, что вопрос сильно некорректен.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение10.02.2011, 08:17 


29/09/06
4552
Мне хотелось ещё пояснить и уточнить своё синее заявление:
Алексей К. в сообщении #411197 писал(а):
Ни клотоида, ни кубическая парабола, ни какая-либо другая каноническая кривая эту задачу в общем виде не решают.
Чтобы построить кривую, идущую из точки $A$ в точку $B$ с заданными наклонами касательных и кривизнами в граничных точках, мы должны удовлетворить 5 равенств относительно параметров, не зависящих от поворотов и переносов: длины хорды $h=|AB|$, наклонов касательных $\alpha,\beta$, измеренных относительно хорды $\vec{AB}$, и кривизн $k_A,k_B$ (случай $|AB|=0$ следовало бы рассмотреть отдельно).

Чтобы решать задачу в переменных, также не зависящих от движений, будем исходить из натурального уравнения $k=f(s;F,p_1,p_2,...)$ некоторой кривой. Здесь $k,s$ --- кривизна и длина дуги, $F,p_i$ --- параметры, модифицирующие форму кривой. Обычно один из них, $F$, отвечает за размер (подобие), остальные, безразмерные, --- какие-то характерные углы, отношения, итп. У коники это фокальный параметр и эксцентриситет; у логарифмической спирали параметра $F$ нет, только $p_1$ (постоянный угол между кривой и полярным лучом). Стало быть, для решения задачи нам надо брать кривую, имеющую хотя бы 3 параметра формы. Вместе с началом $s_1$ и концом $s_2$ дуги это даст пять свободных параметров для составления пяти уравнений относительно вышеуказанных пяти неизвестных.

Спираль Корню и квадратичная парабола имеют только по одному параметру формы $F$ (у первой это расстояние между асимптотическими точками, у второй --- фокальный параметр). С $F,s_1,s_2$ мы можем рассчитывать реализовать только 3 заданные величины, например, $h,\alpha,\beta$.

У кубической параболы два параметра формы: $y=ax^3+bx$ (пропущенные коэффициенты обнуляются соответствующими параллельными переносами). В том или ином виде они перейдут в два параметра $F,p_1$ натурального уравнения. С этим можно надеяться удовлетворить, кроме $h,\alpha,\beta$, одну из кривизн. В этом смысле кубическая парабола эквивалентна конике (фокальный параметр + эксцентриситет), с той лишь разницей, что заполучить точку перегиба с коникой не удастся. Но можно, при желании, заполучить гиперболу с разрывом внутри.

Так что начинать надо с параболы $y=ax^4+bx^2+cx$ (не видел, чтобы кто-то этим занимался; наверное, попробовали и бросили). Глянув по диагонали атлас плоских кривых, зацепил только кривую Персея, у которой, похоже, имеется необходимая прорва параметров формы.

Но стоит проинвертировать хотя бы квадратичную параболу, и мы получим набор $F,p_1,p_2$: два последних параметра появятся за счёт варьирования центра инверсии; радиус инверсии повлияет лишь на масштаб, дополнительной степени свободы не даст. А ежели заметить, что $\alpha+\beta$ --- инверсный инвариант (знак только меняет), и угол пересечения граничных кругов кривизны тоже, то необходимую дугу параболы можно подобрать заранее. Её и инвертировать. Лучше Мёбиусом, по трём точкам, оставляя граничные точки неподвижными, и двигая, например, бесконечно удалённую точку (те же две дополнительные степени свободы).

Кривая, замечу, получится рациональной.
Сумеем параболу (или другую конику) без вершины подобрать, --- будет нам у полученой кривой ещё и вожделенная монотонность кривизны.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение10.02.2011, 21:47 


08/05/08
954
MSK
Алексей К. в сообщении #411318 писал(а):
Мне хотелось ещё пояснить и уточнить своё синее заявление:
Алексей К. в сообщении #411197 писал(а):
Ни клотоида, ни кубическая парабола, ни какая-либо другая каноническая кривая эту задачу в общем виде не решают.
Чтобы построить кривую, идущую из точки $A$ в точку $B$ с заданными наклонами касательных и кривизнами в граничных точках, мы должны удовлетворить 5 равенств относительно параметров, не зависящих от поворотов и переносов: длины хорды $h=|AB|$, наклонов касательных $\alpha,\beta$, измеренных относительно хорды $\vec{AB}$, и кривизн $k_A,k_B$ (случай $|AB|=0$ следовало бы рассмотреть отдельно).

А если вместе с этими условиями важно учесть "предисторию" - скорость изменения наклона касательной при подходе к точке A, а затем скорость изменения наклона касательной при выходе из точки B? Ваш метод может учесть это обстоятельство?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение23.02.2011, 10:26 


29/09/06
4552
Скорость изменения наклона касательной есть кривизна, и она уже учтена.
Если Вы имели в виду скорость изменения кривизны, то да, формально может: если где-то раздобыть ещё две степени свободы.
Если забыть о монотонности кривизны, то уже кривая Безье 4-го порядка должна с этим справиться. Но трудно считать это "интерполяцией", ибо всякие всплески-отклонения внутри непредсказуемы.

Реально я не знаю, как подступиться к этой (усложнённой) задаче.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение23.02.2011, 10:46 


08/05/08
954
MSK
Алексей К. в сообщении #416000 писал(а):
Если Вы имели в виду скорость изменения кривизны, то да, формально может: если где-то раздобыть ещё две степени свободы.

Т.е для начала нужно рассмотреть вопрос существования? Если абстрактно рассмотреть добавление еще этих двух степеней свободы, то как бы звучала постановка задачи?

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение23.02.2011, 11:46 


29/09/06
4552
Нет: мне видится сначала модель, потом уравнения, потом существование решений.
Пусть это будет Безье-4:$$C(t)=C_0(1-t)^4+4C_1(1-t)^3t+6C_2(1-t)^2t^2+4C_3(1-t)t^3+C_4t^4,\qquad 0\le t\le1,$$где
$$C_0= \begin{pmatrix}-c\\{\hphantom{-}0}\end{pmatrix},\quad
C_1=C_0+f\cdot  \begin{pmatrix}\cos\alpha\\\sin\alpha\end{pmatrix}  \tmp{},\quad
C_2=  \begin{pmatrix}p\\q\end{pmatrix},\quad
C_3=C_4-g\cdot     \begin{pmatrix}\cos\beta\\  \sin\beta\end{pmatrix},\quad
C_4=\begin{pmatrix}c\\0\end{pmatrix}$$(соответствие с прежними обозначениями: $C_0=A,\; C_4=B,\; |AB|=h=2c$).
Составляем 4 жутких уравнения для заданных $k(0),k(1),k'_s(0),k'_s(1)$ с четырьмя неизвестными $f,g,p,q$ (заданные углы гарантированы при $f,g>0$). Производные, замечу, заданы по некому осмысленному параметру (натуральному, или там по полярному углу: стало быть, дифференцирование $k$ по безликому $t$ здесь не прокатит). Ищем решения, да непременно такие, чтоб было $f,g>0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение29.03.2012, 16:38 


29/09/06
4552
Вот здесь увидел и понял, наконец, в чём на самом деле прелесть клотоиды (спирали Корню) при строительстве дорог. Речь о скруглении двух прямолинейных участков двумя кусочками этой спирали. Картинку копирую, подпись перевожу:
Изображение График кривизны: Изображение
"Два перпендикулярных прямолинейных участка, соединённых в одном варианте дугой окружности (синяя кривая), в другом --- двумя дугами клотоид. Отношение двух длин --- $\ldots \approx 1{,}069$."

Соответственно, вместо разрывного кусочно-постоянного графика кривизны (красно-сине-зелёного) получаем непрерывный кусочно-линейный (красно-зелёный).
Нужный кусок клотоиды находится легко, в данном случае по повороту на 45 градусов от точки перегиба. Дальше гомотетией увеличивается до нужных размеров. И перпендикулярность, понятно, необязательна.

Наверное, аналогичный трюк легко проделывается и с кубической параболой. Либо у Савёлова это не пояснено, либо я тогда невнимательно прочитал.

 Профиль  
                  
 
 Re: О Клофоиде и строительстве дорог
Сообщение30.03.2012, 23:48 
Аватара пользователя


28/12/11
39
Алексей К. в сообщении #411172 писал(а):
e7e5 в сообщении #411154 писал(а):
дуга клотоиды НЕ решает задачу сопряжения ещё и по кривизнам (so called $G^2$ Hermite interpolation). :D


Линейность кривизны еще не факт того, что клофоида идеальна. Более того, при построении переходных кривых в дизайне высокоскоростных магистралей нужно учитывать lateral change of acceleration (LCA) для различных моделей движения. Так вот, для клофоиды, как для переходной кривой, функция LCA далеко не "идеальна".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group