Уже не в первый раз замечаю, что в математических книгах материал излагается очень странным способом: сначала немотивированные определения, а потом теоремы. Логически конечно все прекрасно, но никак не понятно, как же это смогли получить.
Простой пример, чтобы голословно не рассуждать:
Постников. Теория Галуа, Факториал Пресс, 2003 год - книжка недавняя, так что методически все должно быть хорошо.
Сначала пишут "разрешимой группой называется: ...."
Потом "Теорема: полиномиальное уравнение тогда и только тогда разрешимо в радикалах, когда его группа Галуа разрешима".
Логически все прекрасно, одно вытекает из другого, все строго.
Но для читателя, впервые читающего про группы Галуа определение выглядит упавшим с потолка, непонятно, почему именно так надо определять разрешимую группу.
Я, конечно, не знаю точно, как рассуждали Галуа, Кронекер и другие, но я никогда не поверю, что Галуа сидел и решил от нечего делать: а не посмотреть ли мне группу, имеющую ряд нормальных делителей; а чтобы совсем было сложно, потребую-ка я, чтобы все факторы были абелевы, ну так, ради прикола; так-так, что тут у нас? ничего себе!!! так такие группы оказывается соответствуют уравнениям, решающимся в радикалах!!! а!!! срочно опубликовать!!!
Я это к чему, можно излагать по-другому: можно взять полиномиальное уравнение и прямо вывести, что если оно разрешимо в радикалах, то должен быть нормальный ряд и все факторы абелевы. А потом назвать эту группу разрешимой и доказать в обратную сторону. Я проделывал это сам, вручную, именно в таком порядке и "открыл" для себя интересную вещь: для обратного доказательства факторы должны быть циклическими, а не просто абелевыми. Естественно, это верно для конечных групп и появляется лемма, необходимость которой очевидна. Читатель понимает, ЗАЧЕМ делаются именно такие шаги и даются такие определения.
Другой пример: в теории чисел рассматриваются поля
, дискриминантом называется
, если
и
для других
. Кто-нибудь сразу понял, почему так? Для меня, в моей жизни, дискриминант впервые появился в квадратных уравнениях, потом как произведение квадратов разностей корней (и я понимаю, почему именно так, а не иначе). Я могу понять, что
получается добавлением
, который есть корень уравнения
. Дискриминант этого квадратного уравнения
. Но зачем нам надо отбрасывать 4 если
? Определение с потолка.
С двумя примерами выше вроде удалось все понять, но на чем я конкретно застрял: это когомологии Галуа. Книжки есть, определения и теоремы в них вроде тоже можно понять, если переписать доказательство вручную, более подробно, чтобы точно понять каждый шаг.
Но вот что меня просто убивает: я не понимаю, какие мотивации были так извращаться с группами и определять коциклы на группах? Из каких вообще задач такое могло возникнуть? Как вообще до этого додумались?
Почему в математике сложилось такое положение дел, что определения и теоремы абсолютно немотивированы, где найти те единичные книги (напр. я знаю Арнольда), в которых вскрываются мотивации определений и теорем?