Пусть есть, к примеру, ЧУМ, и в нём произвольное подмножество. Мы называем это подмножество цепью, если
Вариант 1. Любые два его элемента сравнимы.
Вариант 2. На нём выполнена аксиома
.
С одной стороны, вроде как оба варианта идентичны. С другой стороны, в первом варианте допускаются пустые цепи, а во втором не допускаются.
На этот счет у меня сложилось следующее ИМХО.
Всякое традиционное определение в рамках теории множеств состоит из двух частей — формальной и неформальной. Формальная часть определения — это расширение языка, снабженное правилами перевода на исходный язык. Неформальная же часть определения — это его контекст, некоторое условие (формула), в рамках которого расширенный синтаксис считается осмысленным. (Подчеркну, что контекст определения и осмысленность записи — штуки расплывчатые, неформализуемые.)
Для примера рассмотрим следующее определение:
для ненулевого вещественного числа символом обозначается такое число, что . Формальная часть определения соответствующего терма в рамках теории множеств может быть такой:
. Как видно, формально терм
определен для любого множества
— в том числе для
и даже для
, не являющегося числом. Неформальный же контекст определения терма
следующий:
. В рамках контекста мы имеем
и
. Неформально считается, что терм
смысла не имеет и, в частности, запись
бессмысленна. С другой стороны, с чисто формальной точки зрения эта запись имеет смысл и даже является теоремой. Она просто выпадает из контекста определения терма
.
Теперь — к вопросу о пустоте. Определение истинности формально распространяется на системы с пустым носителем, но с нарушением неформального контекста. Формально запись
имеет смысл и даже является теоремой, но она выпадает из неформального контекста определения истинности, согласно которому слева от знака
должна стоять пара с непустой первой компонентой. При этом формально пара
является моделью формулы
, но нарушение контекста определения выливается в тот неприятный факт, что
не является моделью теории предикатов (т.е. в ней не все предикатные тавтологии истинны).
Стало быть, формально говорить о пустых моделях можно, а неформально — нельзя (теряется «смысл», нарушается контекст определения).
На всякий случай: я тут вовсе не оправдываю запрет пустых моделей, я просто к нему приспосабливаюсь.