но он же без достоверного ответа останется
Вы как-то очень сильно сейчас обидели и историю, и литературоведение/филологию. Конечно абсолютно точно реконструировать прошлое невозможно, но получить тот или иной степени достоверности ответ вполне себе можно. Конкретно известно, что большинство специалистов по достоевистике аргументированно сомневаются в том, что личные взгляды Достоевского совпадали со взглядами героев его поздних произведений - очень уж активно они писались под прессингом царской цензуры.
Закон естественного отбора в действии.

Увы, всего лишь незнание демографии. Доходы и уровень рождаемости связаны отрицательным образом: чем ниже доходы, тем большее число детей будет в среднем. В современных обществах это не очень большая разница, но она есть. Связано это прежде всего с уровнем человеческого капитала - чем выше человеческий капитал, чем выше уровень образования, чем в более крупном населенном пункте живет человек, тем в среднем будут выше его доходы и ниже же рождаемость.
Может ли современная и будущая материалистическая и атеистическая наука
Наука объясняет как устроен мир, а не как
должен он быть устроен с точки зрения ценностей и как к этому относиться. Так что правильный вопрос совсем другой: можно ли заменить религиозную систему ценностей и взглядов нерелигиозной? Ответ очевиден - прекрасно можно в рамках различных светский ценностных концепций и/или идеологий.
заменить собой ту религию
Давайте я процитирую свой старый пост:
Цитата:
У религии как формы общественного сознания вполне себе есть четкие функции:
1) экзистенциальная (компенсаторная);
2) мировоззренческая и объяснительная;
3) социальной интеграции;
4) регулирующая (контролирующая);
5) политическая.
При этом религия умудрилась все свои функции в современном мире растерять, но биологические и психологические механизмы появления религиозной веры никуда не деваются, так как эволюционное развитие - штука крайне медленная:
1) экзистенциальная функция ушла в область искусства и развлечений, психологии, психотерапии, а также частично светской морали и идеологии;
2) мировоззренческая и объяснительная функция ушла науке;
3) функция социальной интеграции ушла идеологии, светской морали и праву;
4) регулирующая функция ушла к праву;
5) политическая функция ушла к идеологии.
Не в этом ли заключается ошибка Достоевского
Ошибка тут простая: общественно-политический и философский контекст 1850-70ых годов безнадежно устарел к нашему времени.
Вспоминается бессмертное пушкинское
Хотите обсудить эксгибиционизм Пушкина? Или как он удачно и хорошо стал работать на Николая Палкина, предав своих друзей-декабристов?
И, на секундочку, о его "садомазопсихологии" мы знаем исключительно по довольно таки грязным слухам
Или просто по внимательному чтению его же произведений. Если что, то я заметил это еще во времена прочтения его произведений в школе.
Достоевский небогато, мягко говоря, жил
Ох уж эта небогатая жизнь простого человека в Российской империи... С играми в казино Баден-Бадена и арендой домика в Швейцарии. С - скромность.
Кстати, даже поленюсь цитировать специалистов, одна только Википедия, там и про зарубежные поездки, и про прессинг издательств упоминается, хотя и максимально вскользь:
Цитата:
Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Несмотря на то, что главной целью путешествия было лечение на немецких курортах, в Баден-Бадене писатель увлёкся разорительной игрой в рулетку[190], испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провёл с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой[191] («инфернальной женщиной» по словам писателя[192]), с которой также встречался в 1865 году в Висбадене. Любовь Достоевского к А. П. Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок»[193]. Достоевский посещал казино в Баден-Бадене, Висбадене и Гомбурге в 1862, 1863, 1865, 1867, 1870 и 1871 годах.
...
В феврале 1865 года, через полгода после смерти брата, издание «Эпохи» прекратилось. Взяв на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф. Т. Стелловским[212] и начал работать над романом «Преступление и наказание»[213].
...
За рубежом был написан роман «Идиот»[234], работу над которым Достоевский начал в сентябре 1867 года в Женеве, продолжил там же до конца мая 1868 года, затем писал его в Веве и Милане, а закончил во Флоренции 17 (29) января 1869 года[235].
...
Спасаясь от кредиторов, Достоевский был вынужден четыре года провести за границей. 8 июля 1871 года после четырёхлетнего пребывания в Европе Достоевский с семьёй вернулся в Петербург[256]. Возвращение в Россию знаменовало наиболее благоприятный в материальном плане период жизни писателя
И т.д., и т.п.
P.S. Даже и не знаю, почему великие романы о Российской империи писались особенно хорошо из Флоренции или Баден-Бадена. Шутка - знаю.
-- 16.06.2025, 21:26 --и при этом признавали его гениальность.

Я и не отрицаю его таланта. Просто описываю реальное "облико морале" писателя.