2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 16:40 


10/03/16
4444
Aeroport
igor_ivanov в сообщении #1588111 писал(а):
В частности, стабильными и предсказуемыми


На этом этапе, по-видимому, поторебуется уточнение критерия предсказуемости.

пианист в сообщении #1588112 писал(а):
Видимо, черный лебедь имел свойства летучей мыши из Empire V.


Sorry, не смотрел. Можете пояснить?

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 16:59 


09/11/19
146
nds в сообщении #1588082 писал(а):
Вы про какое образование говорите? Идеальное школьное образование — это развить способности заложенные природой. Какое голосование? Тут способы искать надо.

На мой взгляд, эту задачу сначала нужно формализовать. Для начала перечислите измеримые критерии развития способностей, заложенных природой, и предложите методики измерения данных критериев.

nds в сообщении #1588082 писал(а):
Голосование нужно среди потребителей специального образования. В этом случае всё временно и имеет смысл определять и прогнозировать потребности общества.

Ну нет у нас надёжного как швейцарские часы инструмента для прогнозирования многих потребностей общества. Допустим, сегодня мы считаем, что философия нам не нужна и мы её отменяем, а завтра происходят некие события и всем резко становится жизненно необходима философия. У меня нет готового решения, как оценить вероятность такого события. Может, у Вас есть на этот счёт какие-то мысли?

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 17:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
2336
МО
ozheredov в сообщении #1588118 писал(а):
Sorry, не смотрел. Можете пояснить?

Герой спрашивает, не увидят ли их, например, с помощью радаров. На что ему отвечают, что если радар увидит, в этот момент никто на экран радара смотреть не будет.
Я к тому, что вплоть до событий 91, во что это выльется, никто не знал и не прогнозировал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 17:23 
Заслуженный участник


18/01/15
3237
Позволю себе отклониться от обсуждения глобальных судьбоносных вопросов и привести пример, из собственной жизни, построения образовательной программы соответственно потребностям общества.
Было дело, надо было прочитать небольшой курс высшей математики, студентам специальности полутехнической-полугуманитарной. Причем по нему готовой программы не было, и надо было курс сочинять de novo. А к тому же я был лектор и семинарист в одном лице. И часов на весь гипотетичекий курс было с гулькин нос. Ну, я задался вопросом "а как им дальше математика может понадобиться?", а также разузнал, что у них дальше за предметы будут. Выяснилось, что будет компьютерная графика,и элементы сопромата. С графикой понятно: надо, следовательно, дать чуток аналитической геометрии. Что до сопромату, пошел я в библиотеку (то были еще бумажнокнижные времена) и взял самый простецкий учебник сопромата для техникумов, и внимательно его проработал. Ну а затем прикинул, что им из начал матана дать, соответственно тому, что надо для сопромата, чтоб они впоследствии могли рассчитать напряжения в какой-нить двутавровой балке. И пытался соответственно курс строить. Вот так удовлетворил локальные образовательные потребности общества. (Правда, удовлетворил не вполне удачно, как позже выяснилось. Но это уже другая история.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 18:08 


02/08/17
199
vpb в сообщении #1588126 писал(а):
Ну а затем прикинул, что им из начал матана дать, соответственно тому, что надо для сопромата, чтоб они впоследствии могли рассчитать напряжения в какой-нить двутавровой балке. И пытался соответственно курс строить. Вот так удовлетворил локальные образовательные потребности общества. (Правда, удовлетворил не вполне удачно, как позже выяснилось. Но это уже другая история.)


А уч план разве не кафедра составляет? Или преподватель сам может раешить что надо а что не надо?

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 19:27 
Заслуженный участник


18/01/15
3237
iliaborisov в сообщении #1588136 писал(а):
А уч план разве не кафедра составляет? Или преподватель сам может раешить что надо а что не надо?
А я не знаю, кто его составляет. Я преподавал по совместительству и недолго, и подробностей формальных преподавательского дела фактически не знаю.
Строго говоря, до меня один год этот курс уже вел другой человек, и мне от него остался план. Наверное, утвержденный кафедрой. Но это именно формальный документ, где-то 15 пунктов по одной короткой фразе, а что конкретно давать по каждому пункту, и вообще все ли их давать, я был сам себе предоставлен и сам решал. Поэтому и надо был думать, что им на самом деле нужно, а без чего обойдутся. Меня только предшественник информировал, что имейте в виду, у них сопромат будет. Как-то так.

-- 03.04.2023, 18:35 --

Т.е., то, что я написал в предыдущем сообщении, что "готовой программы не было" --- это некое искажение реальной ситуации, но не большое.

-- 03.04.2023, 18:52 --

А, почитал я сейчас соседнюю тему. Вы, кажется, имеете в виду, что программа --- это некий плод коллективного творчества кафедры. Нет, в моем случае такого не было особо. Всё, так сказать, практически в одиночестве. Вероятно, я пользовался авторитетом за свои научные достижения, поэтому мне повышенно доверяли.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 20:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1813
Москва
igor_ivanov, что Вы так ополчились на философию? В советское время упор делался на марксистско-ленинскую философию, в русле идеологической обработки и формирования правильного мировоззрения. В какой мере это помогало, не знаю, но и утверждать, что совсем эффекта не было, не стану. Потом программы были скорректированы. Я лично училась в аспирантуре в девяностые, у нас был уже вполне симпатичный курс. На мой взгляд, если преподавать ту часть философии, которая имеет отношение к науке и образованию или к истории науки и образования, это было бы полезно, для мировоззрения и общего развития. Изначально вообще то, что сейчас называется естественными науками и философия были единым целым - натурфилософией. И в формирование современного научного метода внесли свой вклад и философы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 21:53 


09/11/19
146
alisa-lebovski в сообщении #1588159 писал(а):
что Вы так ополчились на философию?

Потому что обсуждать более специфические вещи с широкой аудиторией нет смысла.

alisa-lebovski в сообщении #1588159 писал(а):
На мой взгляд, если преподавать ту часть философии, которая имеет отношение к науке и образованию или к истории науки и образования, это было бы полезно, для мировоззрения и общего развития.

По-моему, научные принципы лучше изучать на предмете «Научный метод» и на спецпредмете, а историю науки лучше оставить историкам (избранные разделы истории науки можно включить в предмет «Научный метод» в качестве примеров как делать не надо или, наоборот, надо). Ситуация с философией напоминает мне ситуацию с теологией, которая, в частности, занимается историей религий, хотя изначально это тема историков.

alisa-lebovski в сообщении #1588159 писал(а):
то, что сейчас называется естественными науками и философия были единым целым - натурфилософией.

Скажу политкорректно. То, что осталось в натурфилософии после отпочкования наук, и есть философия.

alisa-lebovski в сообщении #1588159 писал(а):
в формирование современного научного метода внесли свой вклад и философы.

Да, есть несколько исключений из правила. Но это не может служить индульгенцией для философии в целом. Кроме того, я бы поостерёгся делать вывод, что именно знание философии помогло данным философам внести вклад в научный метод.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 22:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4851
igor_ivanov
Отмечу здесь, что целесообразность преподавания философии в вузах неоднократно обсуждалась на форуме, см., например, topic110586.html - Вопрос 6 и приведённые там ссылки.

Вопрос о целесообразности преподавания философии в вузах является спорным вопросом. Вы здесь не открываете Америку, когда говорите, что философию надо бы на что-то заменить.
Хотя лично мне на философии было интересно, когда я был студентом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 22:56 


09/11/19
146
Mikhail_K
В стартовом топике я привёл примеры двух конфликтных ситуаций: 1) одни считают, что учить стихи нужно только по желанию; другие считают, что стихи должны учить все; 2) одни считают, что философия нужна; другие считают, что философию нужно отменить. Суть проблемы в том, что хотелось бы иметь некий алгоритм разрешения подобных конфликтных ситуаций. Путём обсуждения вопроса о целесообразности преподавания философии в вузах я пытался нащупать данный алгоритм.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение03.04.2023, 23:33 
Заслуженный участник


26/05/14
981
Все согласились что существует одна самая лучшая система образования? Для меня это не неоспоримая истина.

Риски связанные с единой системой образования - очевидны. Главный - большая цена ошибки. А ошибки есть всегда - так устроены люди (то есть так устроена среда, к которой люди приспособлены).

Преимущества сомнительны. Общество удовлетворится людьми думающими одинаково? А если нет? Идеальная единая система образования приведёт к обществу способному эффективно реагировать лишь на предсказанный сценарий развития.

Возможно, общество всегда в проигрыше если система образования едина.

В системе с неполной информацией единая система образования может оказаться недостатком вне зависимости от того насколько она хороша сама по себе. Пока не доказано обратное - рассуждения об улучшении одной единственной системы образования преждевременны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение04.04.2023, 00:03 


02/08/17
199
igor_ivanov в сообщении #1588173 писал(а):
По-моему, научные принципы лучше изучать на предмете «Научный метод» и на спецпредмете, а историю науки лучше оставить историкам (избранные разделы истории науки можно включить в предмет «Научный метод» в качестве примеров как делать не надо или, наоборот, надо). Ситуация с философией напоминает мне ситуацию с теологией, которая, в частности, занимается историей религий, хотя изначально это тема историков.



alisa-lebovski в сообщении #1588159 писал(а):
в формирование современного научного метода внесли свой вклад и философы.

Да, есть несколько исключений из правила. Но это не может служить индульгенцией для философии в целом. Кроме того, я бы поостерёгся делать вывод, что именно знание философии помогло данным философам внести вклад в научный метод.


Согласен с Вами - фактически вместо философии я изучал историю философии. Это было еще в советское время. При этом нам даже не рассказали о критерии Карла Поппера. для науки интересна единственно какая часть философии - гноссеология. Но на мой взгляд основные принципы умещаются грубо говоря на нескольких строках - нечего там на целый семестр воду разводить.

-- 04.04.2023, 01:08 --

igor_ivanov в сообщении #1588177 писал(а):
Mikhail_K
В стартовом топике я привёл примеры двух конфликтных ситуаций: 1) одни считают, что учить стихи нужно только по желанию; другие считают, что стихи должны учить все; 2) одни считают, что философия нужна; другие считают, что философию нужно отменить. Суть проблемы в том, что хотелось бы иметь некий алгоритм разрешения подобных конфликтных ситуаций. Путём обсуждения вопроса о целесообразности преподавания философии в вузах я пытался нащупать данный алгоритм.


кроме как с помощью экспериментов я думаю точно не установить насколько то или иное полезно. То есть к примеру отменить в части школ заучивание стихов и сравнить - при прочих равных - успешность в тех или иных пунктах - выпускников этих школ с контрольной группой

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение04.04.2023, 00:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1813
Москва
iliaborisov в сообщении #1588183 писал(а):
Согласен С Игорем Ивановым - фактически вместо философии я изучал историю философии. Это было еще в советское время.
Вот что совершенно точно - нельзя судить о философии по тому, что и как изучалось в советское время.
iliaborisov в сообщении #1588183 писал(а):
То есть к примеру отменить в части школ заучивание стихов и сравнить - при прочих равных - успешность в тех или иных пунктах - выпускников этих школ с контрольной группой
В каких пунктах сравнивать, какую успешность? Человек, который знает какие-то стихи, может быть, будет черпать в них силы и вдохновение на протяжении десятилетий. Может быть, они помогут ему создать семью и гармоничные отношения. И привить детям любовь и уважение к культуре. Такой эксперимент получится длиною в жизнь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение04.04.2023, 09:04 


09/11/19
146
slavav в сообщении #1588180 писал(а):
Возможно, общество всегда в проигрыше если система образования едина.

На всякий случай отмечу, что я не предлагаю обучать всех по одной программе. Я только пытаюсь нащупать алгоритм разрешения конфликтных ситуаций в образовании.

slavav в сообщении #1588180 писал(а):
Все согласились что существует одна самая лучшая система образования? Для меня это не неоспоримая истина.

Теоретически одного и того же результата можно добиться с помощью разных систем образования. Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций может помочь разработать разные варианты систем образования.

 Профиль  
                  
 
 Re: Соответствие образования потребностям общества
Сообщение04.04.2023, 09:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1813
Москва
На самом деле, чтобы серьезно рассуждать о системах образования или разрешении конфликтов в образовании, нужно знать историю образования - как исторически сложилось то, что мы имеем сейчас, какие в прошлом проводились реформы, из каких соображений, к чему они приводили, какие конфликты возникали в образовании в прошлом, и как они решались, успешно или нет и т.д. Во-вторых, нужно знать, какие системы образования существуют в остальном мире, в чем их особенности, достоинства и недостатки, и что можно заимствовать, а что нет. И вот этот исторический опыт и опыт других стран надо осмыслить и использовать. А пытаться что-то придумать с нуля, без нужных знаний, это несерьезно.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 168 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group