2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы (преимущественно псевдонаучного характера), относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 20:22 


27/08/16
9426
Munin в сообщении #1435025 писал(а):
Все мы любим физический смысл в физических задачах. Но неужели вы полагаете, что во всём курсе физики (за 5 лет) не должно быть задач, решаемых формально, и этого вообще возможно добиться, и имеет смысл добиваться?
Так закон сохранения энергии - это и есть "физический смысл" в этой задаче.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 20:45 


03/03/17
35
Munin в сообщении #1435025 писал(а):
Все мы любим физический смысл в физических задачах. Но неужели вы полагаете, что во всём курсе физики (за 5 лет) не должно быть задач, решаемых формально, и этого вообще возможно добиться, и имеет смысл добиваться?
Ок, я средний школьник и в этой задаче хочу найти работу силы трения. Именно она съест часть механической энергии системы, превратив ее в теплоту. Осталось дело за малым: найти саму силу трения и тот путь, на котором совершается эта работа. Реализуем данный подход?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:08 


27/08/16
9426
valery. в сообщении #1435031 писал(а):
Реализуем данный подход?
Нет. Заметного трения в чистом виде в этой задаче нет вообще. Есть вязкость воды. Вязкостное сопротивление воды будет зависеть от геометрии всей трубки. При описанных диаметрах трубок, возможно, течение турбуляризируется. Численные расчёты в гидродинамике сложны, а считать турбулентность более-менее точно сложно совсем. Меньшая часть энергии переработается в тепло воздушными потоками. С ними заведомо будут вихри. Часть энергии, возможно, улетит со звуком и будет поглощена потолком. Но главное, что по какому бы пути энергия не перерабатывалась в тепло, закон сохранения энергии позволяет сказать, сколько тепла в конце концов выделится, когда всё успокоится. Именно это и должен прочувствовать школьник на уровне "физического смысла", решая подобные задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:09 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
valery. в сообщении #1435031 писал(а):
дело за малым: найти саму силу трения

Это проще делать вискозиметром.
В вашем примере поршень и трубка с переменным сечением осложнят решение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
valery. в сообщении #1435031 писал(а):
Ок, я средний школьник

Если вы средний школьник, то умерьте амбиции. Вы пока выступаете как учитель / репетитор или даже критик учебников.

valery. в сообщении #1435031 писал(а):
Осталось дело за малым: найти саму силу трения и тот путь, на котором совершается эта работа. Реализуем данный подход?

Реализуем, но правда, даст неадекватный ответ. Но школьник может остаться удовлетворён.

Школьнику рассказывают $A=F\,s,$ а на самом деле, $dA=F\,ds,$ и далее,
$$A=\int F\,ds=\dfrac{\int F\,ds}{s}\,s=\langle F\rangle\,s,$$ где можно ввести некую "силу, усреднённую по перемещению", буквально,
$$\langle F\rangle=\dfrac{1}{s}\int F\,ds.$$ Ну и рассчитать эту $\langle F\rangle$ задом наперёд через известную работу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:20 


03/03/17
35
realeugene в сообщении #1435035 писал(а):
valery. в сообщении #1435031 писал(а):
Реализуем данный подход?
Нет. Заметного трения в чистом виде в этой задаче нет вообще. Есть вязкость воды. Вязкостное сопротивление воды будет зависеть от геометрии всей трубки. При описанных диаметрах трубок, возможно, течение турбуляризируется. Численные расчёты в гидродинамике сложны, а считать турбулентность более-менее точно сложно совсем. Меньшая часть энергии переработается в тепло воздушными потоками. С ними заведомо будут вихри. Часть энергии, возможно, улетит со звуком и будет поглощена потолком. Но главное, что по какому бы пути энергия не перерабатывалась в тепло, закон сохранения энергии позволяет сказать, сколько тепла в конце концов выделится, когда всё успокоится. Именно это и должен прочувствовать школьник на уровне "физического смысла", решая подобные задачи.
Ха-ха, в том-то и ДЕЛО!!! Вспоминая начало топика, видим, что оказывается надо чуть-чуть больше понимать физику данной задачи для уверенного решения тем или иным способом, что и требовалось доказать демагогам-пустословам...
Другие примеры приводить?

-- 13.01.2020, 20:22 --

Munin в сообщении #1435039 писал(а):
Реализуем, но правда, даст неадекватный ответ. Но школьник может остаться удовлетворён.
О чем речь? Очевидно, Ваше решение будет неверным только по той причине, что причина выделения теплоты НЕ есть сила трения в понимании ее школьником! Вот для этого и надо чуть-чуть вникать в физическую суть задачи, прежде чем ее решать. На это и был направлен мой последний пример...

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:23 


29/09/17
214
valery. в сообщении #1435040 писал(а):
Ха-ха, в том-то и ДЕЛО!!! Вспоминая начало топика, видим, что оказывается надо чуть-чуть больше понимать физику данной задачи для уверенного решения тем или иным способом, что и требовалось доказать демагогам-пустословам...
Другие примеры приводить?

Так где обещанное решение? Чтобы не быть демагогом-пустословом, надо выполнять обещания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:26 


03/03/17
35
VASILISK11 в сообщении #1435042 писал(а):
обещанное решение? Чтобы не быть демагогом-пустословом, надо выполнять обещания

Может оно там, где кто-то утверждал, про обыденность этой школьной задачи... Решите сами, я укажу схему, как обещал.
Будет сложно, начните тему, помогут...

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
realeugene в сообщении #1435035 писал(а):
Заметного трения в чистом виде в этой задаче нет вообще. Есть вязкость воды.

Потери в вязком течении - это тоже разновидность трения. "Трение" - вообще такой зонтичный термин. Например, если происходит трение двух смазанных поверхностей, то практически целиком оно обеспечивается вязкостью в жидком слое.

valery. в сообщении #1435040 писал(а):
...причина выделения теплоты НЕ есть сила трения в понимании ее школьником!

У школьника нет какого-то своего понимания силы трения. Ему про силу трения рассказывают, и рассказывают не всё.
Внимательные школьники знают и понимают, что:
- стандартная "сила трения" - это сила сухого трения твёрдых тел, в двух видах: сила трения покоя и сила трения скольжения;
- бывает ещё и сила трения качения;
- бывает сила трения скольжения в случае наличия смазки;
- движение, скажем, корабля или лодки по воде по инерции - рано или поздно заканчивается из-за трения об воду;
- аналогично, течение воды по трубе требует затрат энергии из-за трения воды о трубу.

Если авторы задачи предпочли что-то назвать "силой трения" - то школьник не достаточно авторитетен, чтобы с ними в этом спорить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 21:30 


29/09/17
214
valery. в сообщении #1435019 писал(а):
Walker_XXI в сообщении #1435010 писал(а):
Вот чисто ради интереса, сможете набросать схему второго решения?

Да, я дам схему 2-го решения.

Где оно? Условие задачи дано, в первом посте, потом были пара формул и все заглохо. Не можете написать несколько формул?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 22:05 


03/03/17
35
VASILISK11 в сообщении #1435045 писал(а):
написать несколько формул
для кого?

-- 13.01.2020, 21:10 --

Munin в сообщении #1435044 писал(а):
Ему про силу трения рассказывают, и рассказывают не всё
Себя слышите? Есть школьная программа, там вязкое трение даже не упоминается. К чему может привести незнание с непониманием, я пример уже приводил... И никакое интегрирование здесь не поможет, если не понимаешь, что интегрировать...

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 22:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5012
ФТИ им. Иоффе СПб
valery. в сообщении #1434999 писал(а):
Ответ: 100 мДж.
Прекрасно. Предлагаю Вам написать как Вы получили эту замечательную цифру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 23:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
valery. в сообщении #1435048 писал(а):
Есть школьная программа, там вязкое трение даже не упоминается.

Есть школьная программа базовая и профильная. Есть требования, какие задачи должны уметь решать школьники, а есть содержание учебников. Я бы не утверждал категорично, что вязкое трение "нигде не упоминается". Если вы заявляете что-то более категоричное, извольте:
- приводите тексты ФГОС;
- приводите рекомендованные учебники (их много, легко забраться в десятки);
- приводите задачи ЕГЭ;
- к учебникам прилагаются методические материалы для учителей, их тоже хорошо бы перечислить с подтверждениями вашего заявления;
ну и так далее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 23:13 


03/03/17
35
1 из вариантов решения:

При переходе системы «груз-поршень-вода» из начального состояния (см. рис. левый)
в состояние равновесия (см. рис. правый), происходит изменение механичеcкой энергии системы:
ΔЕмех = ΔЕпот.груза + ΔЕпот.воды. (1) Здесь ΔЕпот.груза = – mgх1 (2)

ΔЕпот.воды можно найти так.
Уберем груз и очень медленно будем двигать поршень вниз на расстояние х1 от начального уровня, действуя на него силой F = mg .
Работа, совершенная этой силой, А = mgх1/2 пойдет на увеличение потенциальной энергии воды: ΔЕ пот.воды = mgх1/2 (3)
Из формул (1) – (3) следует: ΔЕмех = -mgх1/2

Значение х1 найдем из системы уравнений mg/S1 = $\rho$g(x1+x2) (условие равновесия системы в конечном состоянии) и
S1х1 = S2х2 (постоянства объема жидкости, иначе, условия несжимаемости жидкости).
Таким образом, х1 = m/($\rho$S1)$\cdot$S2/(S1+S2) и Емех = - mgх1/2 = - m^2gS2 /[2$\rho$S1(S1+S2)]

В соответствии с законом сохранения полной энергии Емех + Евнутр = соnst, ΔЕвнутр = – ΔЕмех ,
т. е. внутренняя энергия воды увеличится на ΔЕвнутр = m^2gS2 /[2$\rho$S1(S1+S2)]
Это приведет к повышению температуры воды и выделению тепла в окружающую среду пока температура воды не снизится до первоначальной.
Выделившееся количество теплоты Q = ΔЕвнутр = m^2gS2 /[2$\rho$S1(S1+S2)]
После подстановки и вычислений получаем Q = 100 мДж.

-- 13.01.2020, 22:15 --

Munin в сообщении #1435056 писал(а):
Если вы заявляете что-то более категоричное, извольте:
- приводите тексты ФГОС;
- приводите рекомендованные учебники (их много, легко забраться в десятки);
- приводите задачи ЕГЭ;
- к учебникам прилагаются методические материалы для учителей, их тоже хорошо бы перечислить с подтверждениями вашего заявления;
ну и так далее.

Это не моя тема топика, Вы можете заинтересоваться самостоятельно. Я умом понимаю, что это не для массовой школы: ей как бы с другими, более простыми задачами справиться...

 Профиль  
                  
 
 Re: Сообщающиеся сосуды. Изменение потенциальной энергии
Сообщение13.01.2020, 23:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
valery. в сообщении #1435058 писал(а):
Я умом понимаю, что это не для массовой школы. Ей бы с другими задачами справиться...

Значит, вы просто перепутали, что фактически в школе есть, и чего вам бы хотелось, чего бы там было, и чего бы там не было.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group