2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 16:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11018
Hogtown
Pphantom в сообщении #1406876 писал(а):
Читать лекции "под диктовку" сейчас уже почти бессмысленно
100%
Если лектор хочет что-нибудь "задиктовать" он/она может сделать handout и повесить на курсовой вебсайт. Впрочем, в России, я предполагаю, на это просто нет времени.

Некоторые студенты фотографируют доску

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 16:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pphantom в сообщении #1406882 писал(а):
Я обычно устраиваю экзамен в трех частях: проверка знания на память некоторого базового набора фактов, определений, формул и т.п. (того, что в дальнейшем нужно постоянно)

Угу, и эти базовые факты-определения вам отвечают "кто в лес, кто по дрова", потому что читали их в разных учебниках, в Википедии, на мусорных сайтах - где угодно, только не в одном стандартизованном месте.

И хорошо, если формулировки содержат только шероховатости, и ученику хотя бы на экзамене можно объяснить, как это правильно понимать. А хуже, если формулировки неизлечимо кривые, или просто ни к селу ни к городу. И если ученику невозможно что-то объяснить, а он будет доказывать, что прав, и тыкать вам в смартфон, где на каком-то сайте действительно написано так, как он говорит. А "эталонной" формулировки-то и нет! На лекциях она не записывалась! Сказали "прочитайте где-нибудь ещё" - вот он и прочитал.

Примеры: 1-й закон Ньютона (который даже в школе дают в двух разных формулировках). Или, скажем, 1-й закон Кеплера. Или любые формулы, включающие в себя соглашения о знаках, сигнатурах, единицах измерения. По-русски принято $4\pi\varepsilon\varepsilon_0,$ а по-английски $4\pi\varepsilon,$ где $\varepsilon$ - уже размерная величина. Один выучит уравнения Максвелла для вакуума, а другой - для вещества. И так далее.

Pphantom в сообщении #1406882 писал(а):
Во всяком случае, если студенту угодно вместо слушания меня читать учебники/книги/статьи и он из этого чтения выносит понимание материала в достаточном количестве

Вопрос скорее в качестве и в единообразии, которые ходят под руку.

-- 24.07.2019 16:58:46 --

Red_Herring в сообщении #1406886 писал(а):
Если лектор хочет что-нибудь "задиктовать" он/она может сделать handout и повесить на курсовой вебсайт. Впрочем, в России, я предполагаю, на это просто нет времени.

В России преподавателя заставляют что-то делать для сайта только "из-под палки", и это занятие пользуется заслуженной ненавистью. (И это из той же серии, что и тонны другой ерунды, которой преподавателя заставляют заниматься помимо его основной профессиональной деятельности. "Для галочки", причём галочек не наберёшь - уволят или урежут оплату вдвое.) Впрочем, изредка "продвинутые" преподаватели встречаются (а вот "продвинутая" администрация - боюсь, только в сказке).

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 17:05 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Munin в сообщении #1406890 писал(а):
Угу, и эти базовые факты-определения вам отвечают "кто в лес, кто по дрова", потому что читали их в разных учебниках, в Википедии, на мусорных сайтах - где угодно, только не в одном стандартизованном месте.
Туда не попадает то, что может иметь разные варианты (ну или, если они все же возможны, засчитываются все).
Munin в сообщении #1406890 писал(а):
И хорошо, если формулировки содержат только шероховатости, и ученику хотя бы на экзамене можно объяснить, как это правильно понимать. А хуже, если формулировки неизлечимо кривые, или просто ни к селу ни к городу. И если ученику невозможно что-то объяснить, а он будет доказывать, что прав, и тыкать вам в смартфон, где на каком-то сайте действительно написано так, как он говорит. А "эталонной" формулировки-то и нет! На лекциях она не записывалась! Сказали "прочитайте где-нибудь ещё" - вот он и прочитал.
Ну почему же... на лекциях это, естественно, произносилось. Возможно, что студентом не записывалось, но это уже меня как лектора не касается. Список того, что положено знать наизусть, заранее известен, вопросы о содержании до экзамена задавать можно, тыканье в смартфон в этой части экзамена не рассматривается, студент просто отправится на пересдачу.

-- 24.07.2019, 17:09 --

Munin в сообщении #1406890 писал(а):
Примеры: 1-й закон Ньютона (который даже в школе дают в двух разных формулировках). Или, скажем, 1-й закон Кеплера. Или любые формулы, включающие в себя соглашения о знаках, сигнатурах, единицах измерения. По-русски принято $4\pi\varepsilon\varepsilon_0,$ а по-английски $4\pi\varepsilon,$ где $\varepsilon$ - уже размерная величина. Один выучит уравнения Максвелла для вакуума, а другой - для вещества. И так далее.
Первый закон Ньютона просто не попадет в этот раздел. Разные осмысленные формулировки I закона Кеплера (хотя откуда там разнообразие?) я переживу. В случае расхождения знаков, сигнатур и т.п. я просто задам уточняющий вопрос (что человек имеет в виду под этой буквой). Уравнения Максвелла будут спрошены для конкретного случая.
Munin в сообщении #1406890 писал(а):
В России преподавателя заставляют что-то делать для сайта только "из-под палки", и это занятие пользуется заслуженной ненавистью.
Почему же? Если это удобно, то вполне можно сделать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 17:53 
Заслуженный участник


18/01/15
3075
Ruslan_Sharipov в сообщении #1406823 писал(а):
Это объясняется ненадлежаим усердием в достижении результатов.

Нет-с, это объясняется разным уровнем способностей. Отсюда и то, что то, что одному здорово, то другому смерть. Ваш К.О.
Легкость или трудность доступа к информации тоже имеют значение, но не надо это значение преувеличивать. И еще. Несмотря на наличие учебников Фихтенгольца, Зорича и т.д., огромное большинство студентов предпочитают конспект своего лектора по матану. Попробуйте подумать, почему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 18:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pphantom в сообщении #1406893 писал(а):
Ну почему же... на лекциях это, естественно, произносилось. Возможно, что студентом не записывалось, но это уже меня как лектора не касается.

Ну тогда, по сути, мы с вами об одном и том же.

Pphantom в сообщении #1406893 писал(а):
Разные осмысленные формулировки I закона Кеплера (хотя откуда там разнообразие?) я переживу.

Упоминается ли в 1-м законе Кеплера тот факт, что орбита - плоская линия в пространстве, и что Солнце лежит в этой плоскости? И вообще, законы Кеплера формулируются для Солнца и планет, или для притягивающего центра и точки, или для задачи двух тел?

Ну это чисто для педаньтизьму.

Или, скажем, могут дать разные определения понятий планета (является ли Плутон кометой?), звезда, много нафантазировать в этапах эволюции звёзд. В дефинициях классов OBAFGKM. Определение галактики (чёрт, хотел бы я знать правильное :-)

Pphantom в сообщении #1406893 писал(а):
Если это удобно, то вполне можно сделать.

Это часто удобно, но преподавателю придёт в голову в последнюю очередь, скажем так.

 Профиль  
                  
 
 Re: лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 19:01 


12/05/07
566
г. Уфа
Pphantom в сообщении #1406876 писал(а):
"Живое объяснение" - с контролем того, что воспринимают студенты, пояснением сложных деталей, ответами на вопросы и т. п. - это и есть то, чем имеет смысл заниматься.
Полностью солидарен с этим мнением. И фильмы-лекции будут хорошим подспорьем лектору, освобождая его от рутины, связанной с подготовкой презентаций к каждому занятию, становясь по сути такой презентацией с профессионально отснятым видеорядом, намного более качественным , чем он смог бы подготовить сам.

Мне почему-то сразу представилась такая шутливая картинка. В белоснежной аудитории BA-2145.JPG за кругло-треугольными столами сидят канадские студенты. На столах вазочки с разноцветными шариками мороженого. На больших панелях мониторов крутится фильм-лекция по матанализу. Голос ведущего за кадром. А в кадре последовательность, шаг за шагом стремящаяся к своему пределу в окружении всё время сужающейся эпсилон-окрестности и преследуемая по пятам большим $N$, зависящим от эпсилон. Или секущая, стремящаяся занять место касательной и вытеснить последнюю из графика. Или ряд Маклорена, разворачивающийся в форме гусеницы-caterpillar со всеми своими членами от нулевого до $n$-того и с многоточием на кончике хвоста.

Меж кругло-треугольных столов ходит лектор в профессорской мантии и в шапочке-четырёхуголке с кисточкой. В руках у него лазерная указка меч-джедая. А на спине надпись Dear Lecturer. Это один из коллег нашего Red_Herringa. Время от времени он подсаживается к студентам за кругло-треугольные столы, отвечает на вопросы и объясняет им сложные моменты из матанализа. За это студенты угощают его мороженым из ложечки, на которой надпись: Don't lick, for Dear Lecturer only.

Другой коллега Red_Herringa не любит белоснежную аудиторию BA-2145.JPG. Он преподаёт в традиционной аудитории. Аудитория стилизована по комнату в старинном замке. Старинные парты-скамейки выстроены в два ровных ряда. За ними сидят студенты. Мобильные телефоны выключены, компьютеры загашены и оставлены в шкафчиках за дверями аудитории. На партах чернильницы-непроливайки. В руках у студентов остро заточенные гусиные перья и длинные свитки пергаментной бумаги из бычьей кожи. Это конспекты.

Среди студентов сам Harry Potter. В круглых очках и с меткой N на лбу. Он закончил школу Хогвартса с золотой медалью и поехал в Канаду, где по рекомендации профессора Дамблдора поступил в University of Toronto. Теперь он Math Major и лучший знаток правила Лопиталя. Магия бесконечно больших и бесконечно малых целиком поглотила его.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 20:28 
Заслуженный участник


09/05/13
8904

(Оффтоп)

Ruslan_Sharipov в сообщении #1406913 писал(а):
В белоснежной аудитории BA-2145.JPG
за кругло-треугольными столами сидят канадские студенты. На столах вазочки с разноцветными шариками мороженого.

Почему-то в этом месте память выдала "... И ни о чем не надо думать" (с)


Ruslan_Sharipov в сообщении #1406913 писал(а):
И фильмы-лекции будут хорошим подспорьем лектору, освобождая его от рутины, связанной с подготовкой презентаций к каждому занятию, становясь по сути такой презентацией с профессионально отснятым видеорядом, намного более качественным , чем он смог бы подготовить сам.

А я правильно понимаю, что лектор играет роль приложения к фильму и самостоятельная его ценность и вклад близки к нулю?

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 20:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11018
Hogtown
Ruslan_Sharipov в сообщении #1406913 писал(а):
И фильмы-лекции будут хорошим подспорьем лектору, освобождая его от рутины, связанной с подготовкой презентаций к каждому занятию, становясь по сути такой презентацией с профессионально отснятым видеорядом, намного более качественным , чем он смог бы подготовить сам.
А зачем мне на лекции по математике видеоряд ?! Что касается нормальной презентации, то если вы ее сделать не в состоянии, то это лично ваши проблемы.

А я сделаю не хуже, и что гораздо важнее, эта презентация будет соответствовать тому, что я хочу, а не наоборот (лектор подстраивается под презентацию). Если кто-либо хочет сделать доброе дело, то он/она сделает качественную презентацию в beamer и опубликует исходник, т.е. это будет не просто open, а open source, и другие смогут модифицировать презентацию для своих нужд. Более того, добавления и улучшения источника другим также будут доступны для публики. С кином этого не получится.

Ruslan_Sharipov в сообщении #1406913 писал(а):
Мне почему-то сразу представилась такая шутливая картинка.
И хде вы такую забористую травку берете?

-- 24.07.2019, 12:31 --

Otta в сообщении #1406928 писал(а):
А я правильно понимаю, что лектор играет роль приложения к фильму
Разумеется. И, более того, на спине у лектора большая кнопка, которую в определенные моменты нажимают, чтобы включить или выключить лектора.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 21:01 
Аватара пользователя


24/03/19
147
Ruslan_Sharipov, лучшие видео по математике, которые я видел (и вообще, лучшие видео, которые я видел), это работы 3blue1brown на youtube. Но при всей их сногсшибательности, они как-то по-странному бесполезны. Вы видели эти работы? Если нет, то рекомендую к просмотру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 21:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Otta в сообщении #1406928 писал(а):
А я правильно понимаю, что лектор играет роль приложения к фильму и самостоятельная его ценность и вклад близки к нулю?

Более того, если лектор будет чего-то говорить, то будет перебивать фильм. Или фильм надо останавливать, чтобы он не перебивал лектора.

SiberianSemion в сообщении #1406940 писал(а):
3blue1brown на youtube.

+1. Замечательные ролики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 21:35 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
Ну то есть я давно правильно понимаю, и конец фразы
Ruslan_Sharipov в сообщении #1406913 писал(а):
И фильмы-лекции будут хорошим подспорьем лектору, освобождая его от рутины,

должен звучать "освобождая его от работы".

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение24.07.2019, 21:55 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Munin в сообщении #1406901 писал(а):
Упоминается ли в 1-м законе Кеплера тот факт, что орбита - плоская линия в пространстве, и что Солнце лежит в этой плоскости? И вообще, законы Кеплера формулируются для Солнца и планет, или для притягивающего центра и точки, или для задачи двух тел?
Ну, я склонен называть I законом Кеплера утверждение, что "все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, причем Солнце находится в одном из фокусов орбиты". То, что эллипс плоский и его фокус лежит в той же плоскости, пожалуй, следует считать известным и само собой разумеющимся. :-)

Впрочем, если студент взамен выдаст набор утверждений, эквивалентный этому (или более общий), я это зачту.
Munin в сообщении #1406901 писал(а):
Или, скажем, могут дать разные определения понятий планета (является ли Плутон кометой?), звезда, много нафантазировать в этапах эволюции звёзд. В дефинициях классов OBAFGKM. Определение галактики (чёрт, хотел бы я знать правильное :-)
Так ведь никто не заставляет включать в список того, что надо знать наизусть, неустановившиеся или расплывчатые вещи.

Вы несколько не поняли смысл. Проверить, понимает ли студент, как устроены, например, варианты сценария эволюции одиночных звезд, можно (и нужно) другими способами, для этого есть задачи и теорвопросы. В список "зазубриваемого" нужно включать то и только то, что должно возникать в голове автоматически при упоминании (ну, грубо говоря, чтобы студент не пытался каждый раз вспоминать/выводить, чему обратно пропорциональна сила всемирного тяготения - квадрату или седьмой степени расстояния).
Munin в сообщении #1406901 писал(а):
Это часто удобно, но преподавателю придёт в голову в последнюю очередь, скажем так.
Ну не знаю. На мой взгляд, вполне очевидное решение; и, судя по коллегам, не только для меня.
Ruslan_Sharipov в сообщении #1406913 писал(а):
И фильмы-лекции будут хорошим подспорьем лектору, освобождая его от рутины, связанной с подготовкой презентаций к каждому занятию
Осталось только понять, почему это - рутина, и как в этой схеме следует учитываь, что вот данная конкретная группа почему-то плохо понимает то-то (в отличие от остальных) или, наоборот, любит такую-то тему и о ней по этой причине можно и нужно поговорить подробнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение25.07.2019, 00:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pphantom в сообщении #1406951 писал(а):
Вы несколько не поняли смысл.

Скорее, мы "съехали" на астрономию / астрофизику, при том, что первоначальный вопрос больше ложился на математику или физику. Где строгость и точность формулировки более важны.

Pphantom в сообщении #1406951 писал(а):
На мой взгляд, вполне очевидное решение; и, судя по коллегам, не только для меня.

Значит, у вас хорошее место и хорошие коллеги.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение25.07.2019, 03:25 


12/05/07
566
г. Уфа
SiberianSemion в сообщении #1406940 писал(а):
Лучшие видео по математике, которые я видел (и вообще, лучшие видео, которые я видел), это работы 3blue1brown на youtube. Но при всей их сногсшибательности, они как-то по-странному бесполезны.
Замечательный пример очень профессионально сделанной работы. Вы говорите бесполезны? Но учтите жанр. Это краткое освещение отдельной проблемы. Типа рекламного ролика. Закажите автору этих роликов цикл учебных видео, например по матанализу. И тогда оценивайте полезность.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции и семинары - презентация или писать самому на доске?
Сообщение25.07.2019, 04:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11018
Hogtown
Ruslan_Sharipov в сообщении #1406988 писал(а):
Закажите автору этих роликов цикл учебных видео, например по матанализу. И тогда оценивайте полезность.

А вы лучше сами закажите автору цикл учебных видео о полезности учебных видео, и тогда вы, быть может с помощью этого цикла нас убедите.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 107 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group