Munin,
Давать тут общие для всех оценки - бессмысленно.
Да, так же бессмысленно, как давать учебникам оценку с точки зрения читателя вообще. Можно конечно по некоторым более объективным критериям отнести учебник к хорошим, средним или плохим так, чтобы это не было уж слишком условно.
И помимо этого, главное качество учебника по физике - быть учебником по физике.
Вот с этим точно не поспоришь. Интересно, существуют ли какие-то учебники по физики для математиков (хотя я не могу найти веские причины, по которым математикам нужна физика, математика в моем понимании является наукой самодостаточной вроде замкнутой системы). Где математика как-бы выносится на передний план, а из физики берутся только экспериментальные данные, которые входят в качестве "аксиом". Т. е. в таком случае, физика для математиков была бы математикой, в которой есть аксиомы, связанные с экспериментами.
С другой стороны, не стоит слепо бросаться следовать советам типа "не учитесь этому по учебнику физики, читайте учебник по математике". Зависит от ваших целей.
Да, необъятного не обнять. У меня иногда бывает такое, что читаю что-то "математическое" в учебнике по физике и это меня так интересует, что мне просто интересно и хочется узнать об этом больше, более обобщенно или строго, что-то в таком роде. Нравится красота математики сама по себе.
Ой, кошмар-кошмар-кошмар.
Теорему Гаусса к этому моменту читатель должен был увидеть уже много раз в разных местах.
Я имел ввиду, что не читал о теореме Гаусса где-то ещё именно в тензорной формулировке. В векторном виде я её воспринимаю.
Нам её выводили в курсе векторного и тензорного анализа через предел там, объем стремится к нулю и т. д., правда я не отчетливо помню как это делается, но думаю, что в этом разобраться в моих силах, нужна только мотивация. А вот формулу Грина я помню сам выводил, она меня как-то заинтересовала, когда проходили кратные и криволинейные интегралы. Да с формулой Гаусса в векторном виде я не раз встречался, например, в уравнениях Максвелла при переходе от дифференциального к интегральному виду или для получения уравнения непрерывности, кажется. Сложность в тензорном виде этой формулы наверное связанна кроме всего с тем, чтобы представить площади и объемы в "тензорном виде". Хотя я где-то читал (и убеждался в этом), что тензор Левы-Чивиты связан с векторным произведением, определителем и т. д. и я понимаю, почему так получается. А там и к площадям рукой подать. Просто понимаю я это не на том уровне на котором бы хотелось. Т. е. я понимаю на уровне типа "вектор площади задается вектором нормали, модуль площади это модуль векторного произведения, т. е. определитель (если векторы трёхмерные), а если расписать определитель, то возникнут плюсы и минусы, а они есть в компонентах тензора Левы-Чивиты и т. д., т. е. у меня такие интуитивные соображения". Или все просто и векторную формулу Гаусса можно получить из тензорной формулы Гаусса, рассматривая только пространственные компоненты, впрочем этим я сейчас и должен занятся, это последний переход между формулами в
ЛЛ-2 о котором вы мне говорили. Теорему Гаусса пока оставим, я хочу сначала сам подумать как получить её в тензорном виде и потом напишу. Я и так вместо того, чтобы читать учебники и заполнять пробелы, наверное, отвлекаю всех своими элементарными вопросами. Понимаю что это не эффективно. Спрашивать нужно отдельные технические или идейные моменты после прочтения их в книге, а не пытаться выучить целые главы математики на форуме :) Но часто меня заносит.
Если вы не прошли предварительно курсов матана, линала и общей физики - вам читать ЛЛ просто рано.
Линар, матан учил преимущественно по учебникам Ильина и Позняка. Ещё аналит. геометрию. Общую физику кроме лекций читал в некоторых учебниках (на младших курсах читал больше украинские учебники, потом перешел на русскоязычные). Сейчас могу сказать, что наиболее основательно из курса общей физики разобрал механику (1-й том Сивухина). И то в механику упругих тел, жидкостей и газов особенно не углублялся (не интересовало). Интересно, что математику я разбирал по учебникам больше чем общую физику.
Это можно делать самопально при наличии интереса, времени и сил, для поддержки и развития мотивации, но не как часть полноценного процесса обучения.
Да, вот чем чем, а полноценным поцессом обучения я точно похвастаться не могу. Это беда. Вроде знаю не так и мало. Некоторые вещи даже вполне строго, но систематизации нет. И время вернуть уже нельзя. Слишком поздно понял. Но есть желание, нравится, приносит удовольствие. Мало что так радует.
до получения диплома, и после
Вы имеете в виду диплом магистра? У меня уже два с половиной месяца как первый курс аспирантуры.
Попробуйте расписать это по компонентам. Очень полезно.
Да я и расписывал. Получается. Я вообще все те тензорные формулы расписывал по компонентам а потом собирал в векторное и скалярное уравнение, когда проверял те переходы между формулами что вы дали.
(Это частный случай такого факта: в
-мерном пространстве с метрическим тензором, можно антисимметричному тензору ранга
поставить в соответствие дуальный ему вектор. Потренируйтесь ещё на
)
Да, это мне понятно, логично, прозрачно. Главное не забывать в тензоре
индексы дописывать.
Нет, это и есть готовое уравнение для
а величины
считаются известными (4 числа). Здесь 4 уравнения, и если мы знаем, что
полностью антисимметричный, то это условие даёт нам ещё 60 уравнений, и всего получится 64 уравнения, задающих 64 элемента тензора (из них 40 нулевых, и остальные 24 образованы всего четырьмя числами со знаками
).
Интуитиво кажется понял!
Да, но это нулевой случай. Интереснее ненулевой.
Ааа, я ошибся. Я просто хотел обозначить левую часть (26.5) буквой
, а потом сказать, что (26.6) перейдет в
, но это неверно.
Общая схема такая: полностью антисимметричный тензор ранга
дуален полностью антисимметричному же тензору ранга
где
- размерность пространства. Это ещё называют "дуальность Ходжа" или "звёздочка Ходжа" (Hodge star) по обозначению звёздочкой (в ЛЛ-2 в верхнем индексе, а в нотации внешних форм - перед формой = тензором).
Очень интересно. А бываю ещё какие-то виды дуальности, т. е. чтобы не было обязательно "
"? Т. е. чтобы можно было, например, полностью антисимметричному тензору ранга 3 размерности 4 соотнести дуальный тензор ранга 2, но тогда уже тензор Леви-Чивиты не подойдет, можно ли какой-то другой ввести и т. д.
Внешнее произведение, внешний дифференциал, звёздочка Ходжа и многие другие интересные вещи я никак не могу начать осваивать из-за отсутствия мотивации или просто тупости. Хотя мне иногда кажется, что это мне под силу, нужно только каждый день этим заниматься. Непонятное состояние. С одной стороны хочется, интересно, нужно (в смысле, есть желание, значит нужно разбирать), возможно (да и дел то других не так много) и т. д., а с другой - этого не делаешь. Не прилагаешь усилий. Не понимаю, почему так происходит. Не понимаю, почему нельзя просто составить график и читать по нему. Это кажется так просто.
Соглашения да, важны.
-- 01 дек 2018, 17:55 --Да и понятно, откуда
под интегралом берется. Это якобиан, который делает елемент интегрирования инвариантным.