2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение26.04.2018, 16:41 
Аватара пользователя


31/08/17
2116
куда важнее что бы студенты понимали разницу между матрицей линейного оператора и матрицей билинейной формы

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение26.04.2018, 17:01 


12/08/14

401
Или так.
Матрица это отображение прямого произведения семества произвольных множеств на несущее множество.
Вводим проекции $\pi _{i}\colon X\to X_{i} $.
Если упорядочить проекции, то первую проекцию назовем строкой, вторую столбцом, третью глубиной... :-)
Четвертую, наверное, временем. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение26.04.2018, 17:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Вавилов в сообщении #1307456 писал(а):
Множества $B(\mathbb{N},K)$ и $B(\mathbb{Z},K)$ образуют различные (не изоморфные!) кольца, а множество $B(\mathbb{Q},K)$ вообще не является кольцом (потому что произведение двух матриц не определено!)


Я, кстати, не очень понял, почему $B(\mathbb{Z},K)$ кольцо, а $B(\mathbb{Q},K)$ нет. По-моему, в обоих случаях нужно накладывать одно и то же условие (конечность множества ненулевых элементов в каждой строке и каждом столбце). И они вроде даже будут изоморфны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение26.04.2018, 17:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8481
Цюрих
g______d в сообщении #1307668 писал(а):
По-моему, в обоих случаях нужно накладывать одно и то же условие (конечность множества ненулевых элементов в каждой строке и каждом столбце).
Вроде бы на $B(\mathbb{Z}, K)$ можно определить умножение и без такого условия: хотя у нас в строке и столбце может быть и бесконечно много ненулевых элементов, но все ненулевые элементы в строке имеют номер столбца больший некоторого $m$, а все ненулевый элементы столбца - номер строки, меньший некоторого $n$. В итоге если зафиксировать строку $U$ и столбец $V$, то число $i$ таких что $U_i \neq 0, V_i \neq 0$ конечно, и понятно как определять произведение $UV$. А для $\mathbb{Q}$ - уже непонятно, т.к. там интервал $(n; m)$ может содержать бесконечное число элементов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение26.04.2018, 21:45 


07/05/13
172
Munin в сообщении #1307610 писал(а):
Нет, вот на это мы не договаривались. Для студентов - лучше следуйте совету Someone.

Это определение - стоит показывать только тем студентам, которые подходят после лекции, недовольные традиционной "таблицей чисел".


Не-е-е. Потом переучивать придется. Можно футболиста для начала научить играть только ногами, а потом ногами и головой. Но начинать с игры рукой я бы не стал. Определение поддается упрощению с потерей общности, но без потери смысла. Обещаю на Вас не ссылаться. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение26.04.2018, 21:55 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
А ещё Вавилов настаивает на разделении правых и левых векторных пространств, вы это тоже студентам расскажите. А то будут удивляться, чем отличаются векторы-строки от векторов-столбцов.

(Без шуток, меня это в своё время немного занимало. А вот определение матрицы почему-то нет. Видимо, CS к тому времени уже оставило отпечаток в виде массивов, и всё было ясно. Про отдельные строки/столбцы, наоборот, отпечаток бы противоречил — чего, и там кортеж, и там кортеж…)

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение26.04.2018, 23:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Alexey Rodionov в сообщении #1307737 писал(а):
Определение поддается упрощению с потерей общности, но без потери смысла.

Только сначала покажите результат здесь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 00:42 


07/05/13
172
Определение. Пусть $I= \{1, \dots , m\}$ и $J= \{1, \dots , n\} $ два подмножества $N$ (называемые в дальнейшем множеством строчных индексов и множеством столбцовых индексов, соответственно), а $X$ множество действительных или комплексных чисел. Тогда матрицей типа $m\times n $ с компонентами из $X$ называется произвольная функция $x\colon I\times J\to X.$ Значение $x$ на паре $(i,j)\in I\times J$ называется компонентой $(i,j)$ матрицы $x$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 02:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Странно, что ТС при его склонностях не догадался заглянуть в труды Бурбаки, которые озаботились таким подходом к вопросу куда как раньше. Но даже эти господа всё-таки не скрывают, что под их мудрёным определением скрывается просто таблица чисел. Да и помимо Бурабаки и Вавилова мне встречалась попытка сделать нечто подобное (правда, всего одна) - её в пример приводить не стану за избыточностью. Так что в этой теме изобретается велосипед (к тому же, похоже, неудобный).
Надеюсь, всё это не коснётся коллег-физиков, и они от этого не пострадают...

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 02:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Alexey Rodionov
В общем, не забудьте добавить, что:
    Вавилов в сообщении #1307456 писал(а):
    Прямоугольные таблицы являются одним из способов изображения матриц
во-первых, чтобы всё-таки студенты могли матрицы записать и прочитать, а во-вторых, чтобы у них ваше определение стыковалось с тем, что они услышат из других источников.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 16:07 


07/05/13
172
Разумеется. И круглую матрицу покажу, и синусоидальную, и матрицу со случайно размещенными по доске компонентами.
А прямоугольная таблица чисел - это из падонковского языка.
Штука не вредная, но не в университете же на нем бакланить?

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 16:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Alexey Rodionov в сообщении #1307966 писал(а):
А прямоугольная таблица чисел - это из падонковского языка.

Хм... Ну, падонковский так падоновский... Как-то мы обходимся... По крайней мере на младших курсах.
И не стоит давить на нас своим снобизмом. Не на таковских напали! :lol:
У начинающих преподов, да, бывает... Этакий перфекционизьм.

(тут важно -- какую цель товарищ преследует... шашечки или ехать чтобы поняли или чтобы формализовали?)

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 18:18 


07/05/13
172
Можно попытаться достичь состояния когнитивной легкости ( что иногда получается используя падонковский язык), а заодно и повысить общность определения детсадовской игрой.

Написать у студентов на футболках $(1,1)$, $(1,2)$ и т.д.
и раздать каждому по фруктику - фруктовая матрица, по денежке - денежная матрица, по ... зависит от фантазии.
А теперь, дети, покувыркайтесь.
- Изменилась матрица?
- Неет!!!
- А теперь постройтесь в коробочку.
- Ну, как?
- А в туалет можно?
- Можно.
- А футболку снять?
- Снимай. Только компоненту на нее положи, а то матрицу испортишь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 20:30 
Аватара пользователя


17/04/11
658
Ukraine
Munin в сообщении #1307806 писал(а):
Alexey Rodionov
В общем, не забудьте добавить, что:
    Вавилов в сообщении #1307456 писал(а):
    Прямоугольные таблицы являются одним из способов изображения матриц
во-первых, чтобы всё-таки студенты могли матрицы записать и прочитать, а во-вторых, чтобы у них ваше определение стыковалось с тем, что они услышат из других источников.

Таблицы являются способом изображения конечных функций или конечных отношений. Не надо ограничиваться линейной алгеброй.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица - это что?
Сообщение27.04.2018, 20:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Alexey Rodionov
Ну, играйтесь, играйтесь... Только спросите все-таки у студентов, что они поймут, что нет... Чисто методически удобнее сначала создать интуитивный образ, а потом его формализовать. А не обрушивать на юные, "измученные ЕГЭ", головы всякие абстракции.

Что-то я не помню, чтобы нам со студентами хоть раз помешал этот ужасный "падонкофский язык"... Что, боитесь, что ученики лишатся своего аристократизма? (ха! был бы он изначально)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group