upgradeТогда снова непонятно откуда у Вас взялось достаточно абстрактное (не постоянное и не объективное) понятие справедливости. Один и тот же обмен в разные моменты времени одним и тем же участником может оцениваться и как справедливый, и как несправедливый. Т.е. по Вашим же словам понятие справедливости не может являться искомым объективным критерием.
Более того, даже отвлекаясь от справедливости, я вообще сомневаюсь в существовании некоего критерия для
любых экономических отношений. Слишком уж они разные. Тут и благотворительность, и рабский труд, и разнообразные диктатуры, и ростовщичество, продажа/покупка предметов искусства/культа, и прочее. Маркс вроде бы ограничивался классификацией лишь экономического строя (в рамках последних обсуждений - капитализм vs социализм), а не абсолютно любых товарно-денежных отношений? Вы же замахнулись гораздо шире. Это странно. Возможно я что-то не понял.
Ну и всё равно, участие (с некоторыми неявными оговорками) в процедуре обмена - как раз и есть такой критерий. Участвуешь - тебя всё устраивает, не устраивает - не участвуешь. А оговорки - типа: не под принуждением, при наличии выбора/конкуренции, ненаказауемости за результат выбора, ну и т.д.
И да, как подсказывает realeugene, нет объективной прямой связи справедливости обмена с величиной дохода/прибыли/убытка любой из сторон. Лишь через мораль (в том числе общественную), которая "продажная девка известно кого" и вообще особа ветренная и непостоянная.