ИМХО, не нужно смешивать работы Альтшуллера, и деятельность его современных "последователей". Последние, да, "на той же полке", что и тренинги личностного роста.
Присоединяюсь к вышесказанному.
К сожалению, после Альтшуллера ТРИЗ открыли для себя разнообразные шарлатаны. Они быстро поняли, что данная штука, если убедительно размахивать руками, может производить прямо-таки гипнотическое впечатление на клиентов. И теперь используют внешние атрибуты ТРИЗ для окучивания лохов. Плюс, на ТРИЗ набежали искренние, но недалёкие профаны, и их потуги тоже совсем не способствовали улучшению репутации ТРИЗ.
Короче, ТРИЗ постигла примерно та же судьба, что и книги Дейла Карнеги: сами по себе они практически шедевр, но после радостного набега широкой публики — со временем сделались чуть ли не пугалом для людей, желающих считать себя мыслящими.
Увы, перефразируя известное высказывание, такие вещи подобны тонкому льду, по которому один человек может пройти, а целые народы — рухнут в бездну. :)
И есть особый сорт людей, претендующих на интеллектуальность, у которых теперь сразу загорается в голове красная лампочка при одном упоминании ТРИЗ, НЛП, заветов Дейла Карнеги или ещё чего-то подобного (в основе своей интересного, но изрядно опопсевшего, пройдя сквозь народные массы). Эти высокомерные товарищи способны увидеть лишь внешнюю попсовую оболочку, а копать глубже попросту не считают нужным. Им кажется, что они демонстрируют свой ум, когда без разбору отвергают всю эту "ерунду". На самом же деле они лишь показывают ограниченность собственного кругозора. :)
Как Вы верно заметили, творчество самого Альтшуллера и творчество его "последователей" — это две большие разницы, и нельзя всё грести под одну гребёнку.
ozheredovЧувствуется, что вы читали Альтшуллера уже с определённым настроем, и потому увидели там ровно то, что и ожидали увидеть. :) Всё остальное вы предпочли не заметить.
Как уже неоднократно упоминалось на форуме, в каждом подобном тексте существуют определенные зацепки, позволяющие отличать наукоемкий текст от ... скажем, наукообразного. Я взял книгу, полистал и сразу же их увидел. Они есть и в приведенной вами большой цитате.
Альтшуллер никогда не пытался притворяться серьёзным учёным, пишущим научные тексты. Он был изобретателем и писателем-фантастом.
Изобретательство — это ведь скорее разновидность искусства, чем научная деятельность. Далеко не всегда изобретатели способны внятно объяснить, как у них что-то получилось, как они до этого додумались. Альтшуллер же попытался привнести в изобретательство некоторые элементы научного подхода, "алгеброй гармонию поверить".
Однако это вовсе не означает, что его деятельность претендовала на научную. Он ближе к живописцу, который впервые в истории попытался для себя сформулировать и использовать законы перспективы. (Без тригонометрии, а просто глядя на пересечения линий, некоторые из которых сходятся в одной точке.) Живописец в этот момент не занимался наукой, он занимался творчеством.
Так же и ТРИЗ — это искусство, а не наука. Вот почему у большинства людей, пытающихся применять ТРИЗ на практике, редко получается что-то путное. :) Выучить ноты могут все. Сочинять гениальные мелодии — лишь немногие. Но вины нот в этом нет.
Поэтому довольно смешно читать обвинения в адрес Альтшуллера, якобы он научный фрик, альтернативщик. :) Повторюсь, его деятельность всегда была параллельна науке, она попросту лежала в другой плоскости. На территорию науки он никогда не лез. Новых законов физики не открывал, старые не закрывал, вечные двигатели не создавал. Просто искал закономерности в творчестве изобретателей. Имел право.
Думаю, здесь в какой-то мере срабатывает "магия имени": кажется, что человек с фамилией, начинающейся на "Альт" (да ещё связанный с изобретательской деятельностью, да ещё оставивший после себя наследие, привлекающее толпы фриков), прямо-таки обязан и сам быть либо шарлатаном, либо сумасшедшим альтернативщиком. :) Но вот нет.
Альтшуллер был нормальным человеком, который несмотря на нелёгкую жизнь (четыре года лагерей, и это ещё повезло, мог бы сидеть двадцать пять, но был реабилитирован) сумел сохранить интерес к изобретательству и творчеству, сам сделал ряд изобретений, писал книги, многое сделал для развития творческих способностей у детей, оставил после себя ряд интересных идей, и вообще в целом прожил достойную жизнь, был яркой личностью.
Стоит избавляться от "магического мышления", заставляющего видеть альтов там, где их нет. :)
Если я напишу книгу про технологию угадывания стороны, на которую приземлилась монета, или пин-кода от вашей кредитной карты, причем 80% книги будет посвящено не (пусть даже примитивным и не правильным, как в разделе про теорему Ферма) выкладкам, якобы позволяющим вскрыть полезные в этом плане теоретико-вероятностные закономерности, а пространному описанию экспериментов с детьми, слез и радости детей, тому как вставляли какие-то штыри в дырки и пр., то в лице вас, Denis Russkih, я 100% найду благодарного читателя.
Это вряд ли — с литературной точки зрения ваши тексты местами физически больно читать. :) Уж простите.
Но с объективной точки зрения я, во-первых, альт - потому как не знаю понятие "комбинаторного взрыва", а во-вторых - шулЛер (Евгений Машеров весь кайф обломал
), потому что очень четко понимаю отсутствие у себя доказательной базы по тому вопросу по которому у меня есть желание втирать, и потому начинаю махать руками и давить на базовые инстинкты читателя (умиление перед детьми, ожидание "чуда" и Happy End'a, праздный интерес типа "О, глянем, чо они там с этим Васей щас намутят..." и т.п.).
Книга, о которой идёт речь, была написана с целью популяризации ТРИЗ, и со своей задачей справилась хорошо. Бессмысленно предъявлять к ней требования как к научному труду. Её задача — вдохновлять и показывать некоторые эффектные вещи. Тем не менее, эта книга позволяет получить хорошее представление о ТРИЗ.