Полученный график "интенсивность - длина волны" и будет измеряемой величиной. Ну да, это не одно число, не очень удобно может быть пользоваться в каких-то случаях, ну и что?
Ну вообще-то это не то что бы не одно число, а бесконечное (или очень большое) количество чисел, спектр, короче.
Дальше это надо сворачивать с характеристиками колбочек, тогда получится три числа, условно говоря, уровни возбуждения колбочек. Эти три числа должны дать ответ "какой это цвет". Но поскольку восприятие цвета субъективно, то надо еще описать, что человек смотрит на это излучение в течение скажем 10 минут (или больше, адаптация из темного освещения в светлое и наоборот занимает разное время), в каком-то контролируемом окружении. Например комната с "серыми" стенами освещенная источником D65 так что получается такая-то освещенность. Или говорить что вообще в глаз попадает только это излучение (то есть человек смотрит на окружающий со всех сторон экран на который падает измеряемое излучение). В этом случае опять же происходит адаптация и ощущение цвета меняется со временем. Принято говорить о двухградусном стандартном наблюдателе, это примерно соответствует размеру центральной зоны макулы в центральной ямке, где концентрация колбочек наиболее высока. Так что ощущение от цвета определяют, располагая образец так чтобы он покрыл такой угол.
Ну допустим мы получили даже эти три числа, например
или без учета яркости --
А что дальше-то?
Дальше у нас есть законы Грассмана и мы можем, в определенных рамках, складывать и
иногда вычитать эти тройки чисел (смешивать цвета) и говорить, что и ощущения цвета будут меняться соответственно. В этом смысле можно построить (и строят) матмодели, которые предсказывают, что будет видеть человек в том или ином случае.
Но только цвет, при всем этом, не становится физической величиной.
Точно так же, как для некоторых других физических величин существуют отдельные названия для отдельных значений, типа "скорость света", "комнатная температура", "толщина волоса".
Да, но для температуры или толщины мы можем построить отношения порядка -- комнатная температура больше или меньше уличной, толщина волоса меньше толщины пальца и т.п. А для цвета "больше" или "меньше" смысла не имеет.
Физическая величина это количественная характеристика, а цвет -- качественная.
Для поределенных комбинаций задать словесные названия - "красный", "темно-зеленый" и т. д.
Ну в общем-то так и делают. Аналогия со вкусом и запахом, мне кажется, поможет это яснее понять. Хотя с цветом определенности намного больше, цвет всего лишь трехмерный.
(спектр отражения которой при освещении сплошным спектром на самом деле линейчатый, но складывается в мозгу до белого)
Тут надо заметить, что спектр не складывается в мозгу. Свет возбуждает три типа колбочек, каждый тип имеет свою спектральную чувствительность, так что свет действует на все три типа колбочек и каждый тип "возбуждается" в соответствии со своей спектральной характеристикой. В основе этого -- химические реакции в белках родопсинах. В мозгу складываются уже отклики от трех типов колбочек (т.е., очень грубо говоря, складываются три числа и получается ощущение цвета).
Есть еще интересный эффект когда "белую" поверхность (спектр отражения которой при освещении сплошным спектром на самом деле линейчатый, но складывается в мозгу до белого) освещают столь же "белым" (но с другим распределением по спектру) светом и она неожиданно приобретает какой то цвет
Этот эффект называется "метамеризм".
В соответствии с матмобелью "стандартного наблюдателя" можно вычислить цвет (три числа) этой вашей "белой" поверхности при освещении разными источниками. Понятное дело, для этого надо знать спектральные характеристики поверхности и источника. Тут тремя числами не отделаешься, т.е. если вы знаете цвет поверхности в виде трех чисел и цвет источника в виде трех чисел, то из этих шести чисел получить три числа цвета который увидит человек в общем случае нельзя. Но если спектры заведомо гладкие, то тогда примерно можно. Именно это делается при так называемой "правки баланса белого" -- по получившемуся по факту цвету предмета (зарегистрированному фотоаппаратом конечно не точно, при чем неустранимо неточно) угадать как этот предмет выглядел бы при освещении белым светом например температурой 6500.
Надо еще заметить, что любому цвету соответствует бесконечное количество излучений различающихся по спектру.
То есть отношение спектр-цвет это отношение типа "многие к одному"