Думаю, это не так уж и тривиально. Особенно, если задуматься, что такое
,
,
,
и
.
В книгах по психиатрии написано, что люди, больные шизофренией, склонны превращать в вопросы самые простые бытовые действия: "как поставить книгу в шкаф?", "почему тарелка круглая?", "что такое говорить?". Больной мучается вопросами, вязнет в бесплодных рассуждениях и не доводит до конца своих действий - он же еще не знает, что такое поставить книгу в шкаф. И как он может быть уверен, что действительно ее туда поставил, что это действительно книга, что это действительно шкаф? Р. Лэйнг в книге "Разделенное Я" попытался понять чувства больных шизофренией и изобрел для этого термин "онтологическая неуверенность".
Могу признаться, что изредка чувствую что-то похожее. Не про книгу и шкаф, а про слова, смысл и понимание. Что такое "равно"? Могу ли я быть уверен, что мой собеседник понимает под "равно" то же самое, что и я? Я могу спросить его, но правильно ли он поймет мои слова и правильно ли я пойму его ответ? Что вообще такое "понимать"? Это бесконечная последовательность вопросов, не ведущая ни к чему, бездонный колодец. Теряется уверенность в чем бы то ни было. Когда впадаешь в этот цикл, нужно внешнее прерывание. Хорошо помогает заняться бездумной работой, желательно физической. Книги по основаниям математики в этом состоянии читать категорически нельзя:)
Именно поэтому я, в отличие от многих других на этом форуме, не испытываю брезгливости к философии. Брезгливость я испытываю по отношению к некоторым текстам, выходящим из-под пера некоторых авторов, размахивающих словом "философия", как флагом. Терпеть не могу паралогичности, шапкозакидательства, самодовольного шарлатанства. Но к самим попыткам найти ответы на философские вопросы - да,
именно на вопросы, на которые мы заведомо никогда не ответим которых мы не можем даже внятно сформулировать - я отношусь с глубоким человеческим пониманием и теплом, пусть и не верю, что из этих попыток что-нибудь получится. Мне очень понятно, что ими движет. И, может быть, здесь важен именно процесс, а не его недостижимый результат, потому что процесс может создавать у человека иллюзию, что он по шажочку выбирается из этой пропасти. Искать не чтобы найти, искать чтобы успокоиться.
Может быть, со временем я тоже впаду в благородную шизофрению, или, что вероятнее, в плебейский маразм. И буду создавать на форуме темы с названиями "Структура понимания" и "Смысл бесконечности". И люди
в белых халатах с зелеными никнеймами будут с полным основанием переносить их в Пургаторий.
Но пока я еще вполне функционирую.