А цель "получить удовольствие от наркоты" (достижение которой скорее всего чревато ранней смертью)?
Здесь я противоречия не вижу. У "системы" мало шансов предсказать, что данное получение удовольствия чревато. Хотя, зачастую, реакция организма на первую попытку бывает весьма настораживающей и систему обманывают "воспитанием".
Дело не в противоречии, а в непонятности определения. Сейчас Вы его уточняете таким образом, что "самонаправленность" целевой функциии человека следует понимать как направленность исключительно на получение физиологического удовольствия. А если понимать её как направленность на длительное выживание и продолжение рода, то смысл "самонаправленности" целевой функции становится совсем другим.
Если говорить об определении, то я предпочёл бы характеризовать (авто)направленность посредством степени вовлечения в один из механизмов обратной связи системы. Для каких-то целей выделение этой характеристики может быть не таким уж бессмысленным.
Обратная связь -- это то, что возвращает систему в целевое состояние (в случае отклонения). При этом ничего не сказано о том, каково должно быть это целевое состояние, т.е. вопрос о "самонаправленности" целевой функции остаётся смутным.
Попробую понятнее сформулировать вопрос: На какое из состояний системы должна быть направлена целевая функция, чтобы она считалась "самонаправленной"?
Про разницу в понимании целевой функции в зависимости от вовлечённых элементов среды и их активности я не совсем понял. Думаю, что это разница скорее количественная, чем качественная. Впрочем, не исключаю, что может быть полезно делить по ортогональным координатам, и не только по этим. Хотя бы чтоб рассматривать что-то более конкретное, а не общую кучу.
На самом деле модели целенаправленного и игрового поведения -- весьма сильно разные. Да, формально вся разница заключается в том, как трактуется окружающая среда. Если окружающая среда трактуется как подчиняющаяся некоторым более или менее определённым законам динамики, то получим модель целенаправленного поведения. А если в окружающей среде выделяются субъекты, поведение которых рассматривается с точки зрения их собственных целевых функций, то получим модель игрового поведения.
На первый взгляд кажется: Какая разница? Разве лагранжиан (аналог целевой функции) не приводит к тем самым уравнениям динамики? Ан нет, это только если в системе у нас одна целевая функция. А если их несколько, то у нас возникает задача теории игр с поиском точки равновесия и т.п. Совсем другой подход.
Интересно, что в жизни игровое поведение можно наблюдать у продвинутых коммерсантов. Я, например, совершенно не умею торговаться. Но с интересом наблюдал, как торгуется мой знакомый -- человек с коммерческой жилкой. Вроде бы и цель та же -- дороже продать или дешевле купить, а поведение совсем не такое, как при общении с запрограммированным на фиксированую цену автоматом.