2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение09.04.2015, 21:55 


16/02/13
49
Недавно читал на форуме одну тему, которая навела на такую задачу. Пусть в $\mathbb R^4$ даны двумерные плоскости $P_1$ и $P_2$ (подпространства), такие, что $P_1\cap P_2=\{0\}$. Верно ли, что $P_1$ можно совместить с $P_2$ одним поворотом? Поворотом будем называть ортогональное преобразование, матрица которого в некотором базисе имеет вид
$$R=\begin{pmatrix}
\cos\varphi & -\sin\varphi & 0 & 0\\
\sin\varphi & \cos\varphi & 0 & 0\\
0 & 0 & 1 & 0\\
0 & 0 & 0 & 1
\end{pmatrix}.$$ У меня есть версия доказательства (могу выложить, если надо), что такой поворот существует, но там используются довольно муторные вычисления, где нужно работать с выражениями, имеющими 10-12 слагаемых. Вопрос: есть ли какое-нибудь короткое и наглядное доказательство этого факта?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение09.04.2015, 22:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Муторных вычислений не надо, а вот результат их, пожалуй, покажите. Пусть плоскости наши - это $0xy$ и $0zt$; какая матрица переводит их друг в друга? Да уж понятно, какая: $\begin{pmatrix} 0 & 0& 1 & 0\\ 0 & 0 & 0 & 1\\ 1 & 0 & 0 & 0\\ 0 & 1 & 0 & 0 \end{pmatrix}$ (есть и другие варианты). В каком базисе она (неважно, конкретно эта или другая) станет матрицей поворота?
За ней, надо полагать, так же поведут себя и остальные.

-- менее минуты назад --

Да ведь собственно, нет никаких "остальных". Разве не каждая Ваша ситуация заменой базиса приводится к моей?

-- менее минуты назад --

Правда, то будет не ортогональная замена, так что некоторая разница есть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение09.04.2015, 23:24 


16/02/13
49
Цитата:
В каком базисе она (неважно, конкретно эта или другая) станет матрицей поворота?


Та матрица, что Вы написали, является матрицей поворота, так как у нее определитель $1$ и есть собственное значение, равное $1$. Но это удачно подобранная матрица. Если же мы возьмем произвольное ортогональное преобразование с определителем $1$, переводящее $P_1$ в $P_2$, то оно может не иметь собственного значения $1$.

Цитата:
Да ведь собственно, нет никаких "остальных". Разве не каждая Ваша ситуация заменой базиса приводится к моей?


Но в этом случае, если я не ошибаюсь, плоскости $P_1$ и $P_2$ были бы ортогональны, а мы этого не предполагаем.

Цитата:
результат их, пожалуй, покажите


Вот:

Единичные векторы $e_1\in P_1$ и $h\in P_2$ выберем так, чтобы угол между $e_1$ и $h$ был равен углу между $P_1$ и $P_2$. Пусть также $e_2\perp e_1$, $e_2\in P_1$ и $p\perp h$, $p\in P_2$ ($e_2$ и $p$ - единичные векторы). Аналогичным образом выберем $e_3,e_4\in P_1^\perp$ и $s,q\in P_2^\perp$. В качестве ортонормированного базиса $\mathbb R^4$ возьмем набор $\{e_1,e_2,e_3,e_4\}$. Тогда координаты векторов $h,p,s,q$ в выбранном базисе задаются ортогональной матрицей
$$Q=\begin{pmatrix}
h_1 & p_1 & s_1 & q_1\\
h_2 & p_2 & s_2 & q_2\\
h_3 & p_3 & s_3 & q_3\\
h_4 & p_4 & s_4 & q_4
\end{pmatrix}.$$ Пусть $e=\cos\alpha e_1+\sin\alpha e_2$. В силу выбора $e_1$ и $h$, справедливо неравенство $$\langle e,h\rangle=h_1\cos\alpha+h_2\sin\alpha\le h_1$$ или $$\sqrt{h_1^2+h_2^2}\sin(\alpha+\beta)\le h_1,$$ где $\sin\beta=\frac{h_1}{\sqrt{h_1^2+h_2^2}}$. При $\alpha=\frac{\pi}{2}-\beta$ получаем $\sqrt{h_1^2+h_2^2}\le h_1$, поэтому $h_2=0$. Возьмем теперь вектор $f=h\cos\gamma+p\sin\gamma$. Аналогично $$\langle e,f\rangle=h_1\cos\alpha\cos\gamma+p_1\cos\alpha\sin\gamma+p_2\sin\alpha\sin\gamma\le h_1.$$ При $\alpha=0$ это неравенство принимает вид $$h_1\cos\gamma+p_1\sin\gamma\le h_1,$$ что влечет $\sqrt{h_1^2+p_1^2}\le h_1$, поэтому $p_1=0$. Подобным образом доказывается, что $s_4=q_3=0$, в результате чего матрица $Q$ принимает вид
$$Q=\begin{pmatrix}
h_1 & 0 & s_1 & q_1\\
0 & p_2 & s_2 & q_2\\
h_3 & p_3 & s_3 & 0\\
h_4 & p_4 & 0 & q_4
\end{pmatrix}.$$ Без ограничения общности считаем, что $\det Q=1$. Чтобы доказать, что существует простой поворот, переводящий $P_1$ в $P_2$, достаточно найти матрицу
$$R=\begin{pmatrix}
\cos x & -\sin x & 0 & 0\\
\sin x & \cos x & 0 & 0\\
0 & 0 & 1 & 0\\
0 & 0 & 0 & 1
\end{pmatrix},$$ удовлетворяющую равенству $\det(Q-R)=0$. В самом деле, можно эквивалентно написать $\det(QR^T-E)=0$. Тогда матрица $QR^T$ (как и $Q$) задает ортогональное преобразование, переводящее $P_1$ в $P_2$, имеет определитель $1$ и собственное значение, равное $1$. Следовательно, канонический вид матрицы $QR^T$ представляет простой поворот. Заметим также, что если выполнено равенство $\det(Q+R)=0$, то $\det(Q(-R^T)-E)=0$. Матрица $Q(-R^T)$ также представляет простой поворот, переводящий $P_1$ в $P_2$. Кроме того, равенство $\det(Q+R)=0$ эквивалентно $\det(Q^T+R^T)=0$. Имеем $$\det(Q-R)\det(Q^T+R^T)=\det(QQ^T+QR^T-RQ^T-RR^T)=\det(QR^T-RQ^T).$$ Матрица $QR^T-RQ^T$ кососимметрическая, поэтому ее определитель нетрудно вычислить $$\det(QR^T-RQ^T)=\begin{vmatrix}
s_1-h_3\cos x+p_3\sin x & q_1-h_4\cos x+p_4\sin x\\
s_2-h_3\sin x-p_3\cos x & q_2-h_4\sin x-p_4\cos x 
\end{vmatrix}^2.$$ Покажем, что найдется $x$, для которого $\det(QR^T-RQ^T)=0$. Это условие эквивалентно $a\cos x+b\sin x=c$, где $$a=h_3q_2-h_4s_2+p_4s_1-p_3q_1,$$ $$b=h_4s_1-h_3q_1+p_4s_2-p_3q_2,$$ $$c=-(h_4p_3-h_3p_4+q_1s_2-q_2s_1).$$ Покажем, что $a^2+b^2=c^2$. Имеем $$c^2=u+v,$$ где $$u=h_3^2p_4^2+h_4^2p_3^2+q_1^2s_2^2+q_2^2s_1^2-2h_3p_3h_4p_4-2q_1q_2s_1s_2,$$ $$v=2h_3p_4q_2s_1-2h_3p_4q_1s_2+2h_4p_3q_1s_2-2h_4p_3q_2s_1.$$ Используя ортогональность матрицы $Q$, легко показать $$a^2+b^2=r+t,$$ где $$r=(h_3^2+p_3^2)(q_1^2+q_2^2)+(h_4^2+p_4^2)(s_1^2+s_2^2),$$ $$t=2h_3p_4q_2s_1-2h_3p_4q_1s_2+2h_4p_3q_1s_2-2h_4p_3q_2s_1.$$ Мы получили, что $v=t$. Так как $q_1^2+q_2^2=h_4^2+p_4^2$, то $$r=(h_3^2+p_3^2)(h_4^2+p_4^2)+(q_1^2+q_2^2)(s_1^2+s_2^2).$$ Используя ортогональность $Q$, окончательно получим $$r-u=(h_3h_4+p_3p_4)^2+(q_1s_1+q_2s_2)^2=0,$$ поэтому $u=r$ и $a^2+b^2=c^2$. Следовательно, уравнение $a\cos x+b\sin x=c$ имеет решение, то есть либо $\det(QR^T-E)=0$ либо $\det(Q(-R^T)-E)=0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 00:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Много букв (Вы, кажется, как раз хотели от них как-то избавиться). Я думал, может, если описать словами базис в том случае, то и в общем получиться описать, какие такие оси стоят на месте, когда другие вращаются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 00:43 


16/02/13
49
ИСН в сообщении #1002146 писал(а):
Я думал, может, если описать словами базис в том случае, то и в общем получиться описать, какие такие оси стоят на месте, когда другие вращаются.
Пытался это сделать хотя бы в частном примере. Брал более-менее простую ортогональную матрицу $Q$, умножил на подходящую матрицу $R$, чтобы матрица $QR$ представляла поворот. Для базиса, в котором $QR$ имеет канонический вид (помимо того, что его координаты в исходном базисе содержат кучу радикалов) я не нашел адекватного описания. Плоскость, в которой происходит поворот, пересекается по нулю с $P_1$ и $P_2$. То же самое верно для неподвижных векторов. Угол между $P_1$ и $P_2$ оказывался равным $\frac{\pi}{6}$, а поворот производился на угол $x$, $\cos x=-\frac{3}{4}$, поэтому связь между углами тоже не особо прослеживается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 08:36 


13/08/14
350
GDTD в сообщении #1002101 писал(а):
Пусть в $\mathbb R^4$ даны двумерные плоскости $P_1$ и $P_2$ (подпространства), такие, что $P_1\cap P_2=\{0\}$. Верно ли, что $P_1$ можно совместить с $P_2$ одним поворотом? Поворотом будем называть ортогональное преобразование, матрица которого в некотором базисе имеет вид
$$R=\begin{pmatrix}
\cos\varphi & -\sin\varphi & 0 & 0\\
\sin\varphi & \cos\varphi & 0 & 0\\
0 & 0 & 1 & 0\\
0 & 0 & 0 & 1
\end{pmatrix}.$$

Никакие двумерные плоскости $P_1$ и $P_2$ четырехмерного подпространства, такие, что $P_1\cap P_2=\{0\}$ совместить плоским поворотом, указанным Вами, нельзя. Надо вращать все четырехмерное подпространство.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 09:08 
Заслуженный участник


06/02/11
356
Любые два поворота, переводящие данную плоскость $P_1$ в другую данную плоскость $P_2$, отличаются на элемент ${\rm SO}(2)\times{\rm SO}(2)$, который вращает конечную плоскость $P_2$ и ее ортогональное дополнение. Т.е. пространство поворотов, переводящих $P_1$ в $P_2$, двумерно. Мы хотим, чтобы у матрицы поворота было два с.з., равных единице -- это дает два уравнения. Два уравнения с двумя неизвестными обычно имеют решение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 10:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
GDTD в сообщении #1002101 писал(а):
Поворотом будем называть ортогональное преобразование, матрица которого в некотором базисе имеет вид
$$R=\begin{pmatrix}
\cos\varphi & -\sin\varphi & 0 & 0\\
\sin\varphi & \cos\varphi & 0 & 0\\
0 & 0 & 1 & 0\\
0 & 0 & 0 & 1
\end{pmatrix}.$$

Такое преобразование оставляет неизменным что-то общее двумерное. Но у тех двух не было ничего общего.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 10:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
У них - не было, но может быть, было где-то между ними, как в моём частном случае?

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 11:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
ИСН в сообщении #1002231 писал(а):
У них - не было, но может быть, было где-то между ними, как в моём частном случае?
В частном случае увидеть бы матрицу поворота.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 12:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Сейчас $x$ меняется местами с $z$, а $y$ - с $t$. Перейдём к другому базису, в котором вместо $x$ и $z$ будут их сумма и разность; то же самое для $y$ и $t$. Сумма будет оставаться на месте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 13:13 


16/02/13
49
Evgenjy в сообщении #1002205 писал(а):
Никакие двумерные плоскости $P_1$ и $P_2$ четырехмерного подпространства, такие, что $P_1\cap P_2=\{0\}$ совместить плоским поворотом, указанным Вами, нельзя. Надо вращать все четырехмерное подпространство.

Не очень понял написанное. ИСН написал выше пример вращения, при котором $P_1=\langle e_1,e_2\rangle$ переходит в $P_2=\langle e_3,e_4\rangle$.

type2b в сообщении #1002209 писал(а):
Мы хотим, чтобы у матрицы поворота было два с.з., равных единице -- это дает два уравнения. Два уравнения с двумя неизвестными обычно имеют решение.
Достаточно, чтобы матрица имела определитель $1$ и собственное значение $1$. Тогда она имеет еще одно собственное значение, равное $1$. Здесь не нужно двух уравнений, достаточно для произвольной ортогональной матрицы $Q$, переводящей $P_1$ в $P_2$, $\det Q=1$, подобрать $R$, чтобы $\det(QR-E)=0$, где
$$R=\begin{pmatrix}
\cos x & -\sin x & 0 & 0\\
\sin x & \cos x & 0 & 0\\
0 & 0 & 1 & 0\\
0 & 0 & 0 & 1
\end{pmatrix}.$$ Собственно, уравнение $\det(QR-E)=0$ и вызывает главные трудности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 14:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
$P_1=\langle e_1,e_2\rangle$ переходит в $P_2=\langle e_3,e_4\rangle$.
В базисе $\langle e_3 - e_1, e_4 - e_2, e_3 + e_1, e_4 + e_2\rangle$
вращение
$$R=\begin{pmatrix}
-1 & 0 & 0 & 0\\
0 & -1 & 0 & 0\\
0 & 0 & 1 & 0\\
0 & 0 & 0 & 1
\end{pmatrix}.$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 14:15 


16/02/13
49
TOTAL в сообщении #1002293 писал(а):
В базисе $\langle e_3 - e_1, e_4 - e_2, e_3 + e_1, e_4 + e_2\rangle$
вращение

Поделить только еще на $\sqrt{2}$, чтоб нормировать базис.

 Профиль  
                  
 
 Re: Перевести одну плоскость в другую одним поворотом
Сообщение10.04.2015, 16:52 


13/08/14
350
TOTAL в сообщении #1002293 писал(а):
$P_1=\langle e_1,e_2\rangle$ переходит в $P_2=\langle e_3,e_4\rangle$.
В базисе $\langle e_3 - e_1, e_4 - e_2, e_3 + e_1, e_4 + e_2\rangle$
вращение
$$R=\begin{pmatrix}
-1 & 0 & 0 & 0\\
0 & -1 & 0 & 0\\
0 & 0 & 1 & 0\\
0 & 0 & 0 & 1
\end{pmatrix}.$$

По моему это $R$ переводит $P_1$ в себя (с отражением) и $P_2$ в себя (с отражением).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group