Одной из аксиом Цермело-Френкеля является аксиома степени: "для всякого множества
есть множество всех его подмножеств
".
С подмножествами, однако, не все так просто. Определение «
, если
верно
» дает критерий, является ли
подмножеством
, но не дает ответа,
какие подмножества существуют. В наивной теории множеств мы полагались на свое интуитивное видение, выраженное в формулировках типа «подмножеством
является любое множество, состоящее из натуральных чисел». Но наивная теория разбила лоб об антиномии. ТЦФ, дабы не повторить ее судьбы, в своих аксиомах указывает
способы, которыми можно получать множества, и предполагается, что других множеств нет. Поэтому, пока не указано, какие существуют подмножества
, неясно, из каких элементов состоит
.
Для выделения подмножеств
служит
аксиома выделения (вообще, она выводится в качестве теоремы из более сильной аксиомы замены, но здесь это не важно):
Для всякого множества и предиката существует множество , состоящее из тех и только тех , для коих выполняется.
Эта аксиома, однако, ставит вопрос о том,
что такое предикат. Этот вопрос не так прост, как кажется. Ведь если, например, потребовать, чтобы предикат описывался конечной фразой какого-то языка, получится, что имеется лишь счетное число предикатов, а значит, из множества
с помощью аксиомы выделения может быть получена не более чем счетная система подмножеств. Получается, что континуальная система подмножеств может быть выделена только с помощью аксиомы выбора. Но с этим еще можно смириться, а вот нельзя ли опровергнуть предположение "множество всех предикатов, определенных на всем
, счетно" с помощью диагональной процедуры Кантора?
Пусть
- любое счетное множество предикатов, определенных на всем
. Занумеруем его и составим предикат
.
отличается от всех элементов
хотя бы в одном числе и, значит, не входит в него. Следовательно, множество всех предикатов, определенных на всем
, несчетно. Я в этом рассуждении ошибки не вижу, хотя это еще не значит, что ее нет.
Соблазнительно было бы определить предикат через его график, но само существование декартовых произведений и, следовательно, упорядоченных пар выводится из аксиомы выделения.
Отсюда два простых вопроса:
1. Какое определение предиката используется (сегодня) при формулировании аксиом Цермело-Френкеля?
2. Корректно ли я опроверг гипотезу о счетности множества всех предикатов, определенных на всем
?