2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
 
 Re: Распределение по "Планку"
Сообщение31.01.2015, 00:10 
Заслуженный участник


29/09/14
1151
Munin в сообщении #971352 писал(а):
Cos(x-pi/2) в сообщении #971301 писал:
Цитата:
где $v$ - усреднённая по трём акустическим ветвям скорость звука; в каждой такой ветви $\omega_{\mathbf{k}, j}=v_j  |\mathbf{k}|,$ а усреднение определено формулой:
$\dfrac{3}{v^2} = \dfrac{1}{v_1^2}+\dfrac{1}{v_2^2} + \dfrac{1}{v_3^2}$.

А вот кстати, я призадумался, эти скорости же переходят друг в друга, при вращении кристалла? Там усреднение точно корректно, то есть, можно взять любое направление, три скорости для трёх поляризаций, и оглы?

Всё-таки для реального кристалла не написать формулу для $D(\omega);$ можно только численно рассчитать спектр частот и его плотность состояний. А эта "формула усреднения" лишь поясняет нам, почему в модельной формуле Дебая пишется коэффициент $3/v^2:$ потому что в реальном кристалле для каждого направления волнового вектора $\mathbf{k}$ имелась бы продольная волна с какой-то скоростью звука $v_1$ и две поперечные волны с какими-то скоростями звука $v_1$ и $v_2$. В кристаллах эти скорости звука сами зависят от направления волнового вектора, что не учитывается в модели Дебая.

С этой точки зрения модель Дебая лучше подходит для фононов в изотропной среде (если опять-таки игнорировать некоторые реалии жизни: в жизни-то не не всё так просто, потому что реальные "изотропные среды" это неупорядоченные системы атомов, например, типа стёкол, а неупорядоченность ведёт к "андерсоновской локализации" колебаний и к некоей специфике в плотности состояний.) В изотропной среде скорость продольного звука $v_{\parallel}$ и скорость поперечного звука $v_{\perp}$ не зависит от направления волнового вектора, причём скорости поперечного звука для двух поперечных мод одинаковы: $v_2=v_3=v_{\perp}.$ Поэтому в модельную дебаевскую плотность состояний $D(\omega)$ для изотропной среды войдёт множитель

$\dfrac{3}{v^2} = \dfrac{1}{v_{\parallel}^2}+\dfrac{2}{v_{\perp}^2}$ .

Входящие сюда скорости инвариантны к вращениям среды (но, конечно, продольная в поперечную не переходит, т.к. продольную волну никаким вращением в поперечную не превратить).

Кстати, наверное полезно заметить (для студентов), что плотность состояний фотонов в вакууме даётся такой же "формулой Дебая", но только без вклада продольных мод (т.к. продольных фотонов нет), и со скоростью света вместо скорости поперечного звука. Т.е. для фотонов вместо множителя $3/v^2$ надо в "формулу Дебая" подставить множитель $1/c^2+1/c^2=2/c^2,$ соответствующий сумме вкладов от двух поперечных мод со спектром $\omega_{\mathbf{k}, j}=c|\mathbf{k}|,$ где $j=1, \,2$ нумерует поляризацию фотонов; и тогда получается как раз формула плотности состояний фотонов в вакууме.

Munin в сообщении #971352 писал(а):
Cos(x-pi/2) в сообщении #971301 писал:
Цитата:
где $m$ - эффективная масса электрона

Для неизотропной долины её тоже можно усреднить, аналогично скорости звука. Например, в Si шесть анизотропных долин, но формула по сути та же самая (шестикратно умноженная).

Да. Только формула усреднения чуток другая, потому что масса входит в выражение для энергии электрона не так, как скорость в энергию фотона или фонона. В общем случае если имеется N эквивалентных долин ("эквивалентных" означает переходящих друг в друга при преобразованиях симметрии кристалла), и собственные значения тензора эффективной массы в каждой долине есть $m_1,$ $m_2$ и $m_3$, то в приведённой выше формуле плотности электронных состояний $g(E)$ надо подставить в качестве множителя $m^{3/2}$ выражение

$m^{3/2}=N \, (m_1m_2m_3)^{1/2}$ .

 Профиль  
                  
 
 Re: Распределение по "Планку"
Сообщение31.01.2015, 15:21 


27/02/09
2803
C равновесным "планковским" распределением связан один вопрос, который я безуспешно пытался прояснить на форуме "математика", может в физическом разделе кто-то может пояснить, что имелось в виду:

(Оффтоп)

druggist в сообщении #877560 писал(а):
В книге Шредера(М.Шредер Фракталы, хаос, степенные законы. 528 стр. Ижевск; РХД, 2001.) на стр.254 читаем:
Цитата:
...Возьмите пучок света, испускаемый старомодной лампой накаливания, и разделите его на две равные части. Число фотонов в половинных пучках будет неодинаковым, как не будет одинаковым и число фотонов в четвертных пучках, и т. д. Или рассмотрим электромагнитное излучение в полости, возникающее при нагреве ее стенок до определенной температуры. (Проделайте в стенке такой полости крохотное отверстие, и вы получите знаменитое излучение черного тела, описываемое формулой Планка.) Число фотонов в одной фазовой ячейке или число колебательных мод резонатора находится в соответствии с геометрическим распределением: добавьте один фотон, и соответствующая вероятность уменьшится в постоянное число раз, равное $m/(m + m)$, где $m$ — среднее число фотонов (задаваемое распределением Бозе-Эйнштейна). Дисперсия такого распределения $\sigma^2$ равна $m^2 + m$ , где первое слагаемое ($m^2$) происходит от случайных флуктуаций классического электромагнитного поля, индуцированных нагретыми стенками. Второе слагаемое ($m$) отражает «корпускулярность» энергии, обусловленную эйнштейновскими фотонами — частицами света, существование которых он вывел из добавочного т в выражении $\sigma^2= m^2 + m$. (Эта корпускулярность первоначально была введена Планком, чтобы согласовать теоретические выводы с экспериментальными данными.)
При больших $m$ можно считать, что $\sigma^2 \approx m^2$. Деление объема резонатора пополам приводит в этом случае к ожидаемой доле фотонов $p$ в одной его половине и $1-p$ — в другой. Если деление произведено так, чтобы максимизировать $p$, то $p\approx  0,6$, причем независимо от числа фотонов. При больших $m$ геометрическое распределение масштабноинвариантно, или самоподобно, так как $\sigma \sim m$. Таким образом, повторные деления объема продолжают распределять имеющиеся фотоны с самоподобным коэффициентом ветвления $p/( 1 -p) \approx  1,5$ до тех пор, пока их число не уменьшится настолько, что отношение $\sigma /m$ не будет более постоянным, а существование отдельных фотонов нарушит строгое самоподобие.
В случае лазерного излучения фотоны подчиняются распределению Пуассона $\sigma^2 \approx m$. Следовательно, масштаб распределения $\sigma \sim \sqrt m$ не пропорционален его среднему ($m$), и самоподобия не возникает.

Вопрос, каким образом получается коэффициент $p$ для бозонов примерно равный 0,6?

p.s. Насколько я понимаю, речь идет о дисперсии $\sigma^2$ геометрического распределения, а число фотонов в ячейке- это случайная величина обычно интерпретируемая как количество испытаний случайного эксперимента до наблюдения первого «успеха»., $m$ - среднее или мат.ожидание.

 Профиль  
                  
 
 Re: Распределение по "Планку"
Сообщение31.01.2015, 17:18 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
 !  Первоначальный смысл темы явно исчерпан, тема закрыта.

druggist, если хотите, попросите перенести в ПРР(Ф) уже существующую тему с этим вопросом. Размножать его по разным разделам и темам не стоит.

 Профиль  
                  
 
 Re: Распределение по "Планку"
Сообщение31.01.2015, 19:53 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
 i  По просьбам участников содержательная часть темы выделена (путем частичного копирования) сюда: «Бозонный газ в полости» и открыта.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group