Еще, по некоторым данным, изучение иностранных языков помогает поддерживать умственную активность, правда сильно отличающихся языков не так уж много, так что здесь заведомо есть предел в развитии.
А как насчет резкой смены моторных навыков, скажем если правша вдруг начнет по детским прописям учиться писать левой?
-- 14.05.2015, 20:47 --В тестах на IQ предлагаются недоопределённые задачи и большое количество баллов набирает тот, чьи шаблоны мышления совпадают с шаблонами мышления авторов тестов, которые либо не понимают, что вопросы теста предполагают любой ответ, либо скрывают это.
Поражённость мышления шаблонами в той же степени, что и мышление автора - вот то единственное, что может выявить тест IQ.
Это если все вопросы тестов обладают одинаковым весом. А вот если веса вопросов определяются в процессе тестирования генеральной совокупности (или репрезентативной выборки из нее), то результаты более валидны. Недоопределенные задачи, которые при традиционной системе попортили бы картину способным тестируемым, получат низкий вес и никак не скажутся на результатах.
-- 14.05.2015, 20:54 --Интересно, что даже Болгария имеет своё подразделение mensa.org, а Россия не имеет. Не связано ли это (и вообще история России) с нехваткой йода почти на всей территории exСССР?
Кроме йодированной соли или морской капусты можно посоветовать льняное масло, которое тоже продаётся в аптеках. В нём много омега-три жирных кислот.
Не только в Болгарии, но и в Белоруссии. Но что интересно: распределение IQ (а оно нормальное, только дебилов в левой ветви чуть больше предписанного) предписывает гораздо большее число потенциальных кандидатов в мензу, чем реальное их количество. А так чем черт не шутит: будет престижно нацеплять на одежду, даже верхнюю, 2 значка: мензы и ГТО.
-- 14.05.2015, 21:03 --Мобильность. Насколько помню, в эпоху Возрождения и позже, человек не мог считаться учёным, пока не совершит путешествие. Отсюда напрашивается вывод, что разнообразие географического окружения развивает мозг.
Если бы только ученые. Ученик ремесленника после первичного обучения обязан был распродать или раздарить свое имущество, и с котомкой и палкой, которую вырезал сам, отправиться в 3-годичное путешествие по Европе (сейчас уже по миру). При этом жить обязан был на зарабатываемое в пути, и не имел права приближаться к родному городу на 15 км. Хотя и этому есть рациональное объяснение - мастер, заработав на обучении, и поэксплуатировав ученика, не желал создавать себе конкурента. Или по крайней мере, имел возможность отсрочить его появление, понятно через выработанные гильдией правила. Мало того, они не имели права на переписку. Современные путешествующие подмастерья имеют смартфоны, но лишены права общаться голосом либо смс.