Возьмем какой-нибудь трак, скажем, в середине соприкасающегося с дорогой участка гусеницы.
Очевидно, что он покоится относительно дороги. Сила трения есть, перемещения нет.
Если рассматривать силу, действующую на один трак, то так и есть. Но если объединить силы, действующие на лежащую на земле часть гусеницы в одну, то получится, что точка приложения этой силы перемещается относительно дороги.
Насколько правомерен такой подход?
Для изучения взаимодействия с дорогой - нет, неправомерен - во-первых, сил много, во-вторых действуют они не на одну точку, а если рассматривать ещё подробнее, то и происхождение у них может быть разное. Но в этом случае и силы трения покоя нет, а есть множество других сил.
Но есть задачи, в которых можно абстрагироваться от этих деталей и взять единственную внешнюю силу, которая ускоряет наше транспортное средство - силу трения покоя.
Так вот, для этих задач, правильно ли считать, что сила трения покоя совершает работу?
Ответ зависит от того,
a. приводит ли эта трактовка к правильным решениям и
b. даёт ли она какую-либо выгоду по сравнению с предположением, что сила трения покоя работу не совершает?
Как предлагаете считать работу?
Формально - легко, умножаем перемещение транспортного средства на силу трения покоя - если, конечно, она не менялась на протяжении этого отрезка. Если менялась - интегрируем
-- Сб янв 18, 2014 09:29:45 --... с чего вы взяли, что сила трения действует против силы тяги?
Я этого не говорил. Про "силу тяги" вообще ни слова в этой теме не было.
Обычно бывает наоборот.
И наоборот тоже не говорил. По-моему, у вас какой-то воображаемый собеседник.
Обоснуйте это утверждение.
Нет уж, давайте сами, только в своей теме, ладно?
-- Сб янв 18, 2014 09:32:35 --Может быть, мне лучше рассмотреть конкретную задачу, в которой бы фигурировала сила трения покоя и совершаемая ей работа?
Вы стоите в вагоне, набирающем ход, и не держитесь руками за поручень.
Ну, допустим, я в вагоне, а задача-то где?