2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 12:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6680
Случайно натолкнулся в youtubе на ролики С.Савельева http://www.youtube.com/watch?v=nXnQZcU5z9Q , посвящённые анализу гениальности. У него и книга вышла http://mirknig.com/knigi/psihologiya/1181570595-izmenchivost-i-genialnost.html. То что он пишет, в корне противоречит устоявшимся понятиям. Так гениальность по его понятиям есть не результат упорного труда, а чисто наследственное свойство. Разные структуры мозга, оказывается, во-первых, весьма специфичны, а, во-вторых, очень сильно отличаются по размеру и весу у разных людей. И у кого что на роду написано, упорным трудом не изменишь. (См. по этому поводу лекцию Остапа Бендера в Васюках. Хотя там только о способностях к шахматной игре). В частности он (Савельев) утверждает, что количество нейронов вообще и в разных структурах мозга после рождения у человека не изменяется. В то же время некоторые учёные утверждают обратное http://www.pressdisplay.com/pressdisplay/ru/viewer.aspx. Также размер головы и вес мозга после рождения увеличивается. Где-то лет до 17, наверное. Может быть это происходит за счёт установления новых связей между нейронами? На гениальность я не претендую. Уж чего не дано, того не дано. Что касается способностям к абстрактным областям математики, то на мой взгляд, она обуславливается во многом компетенцией и трудом, и не имеет отношение к врождённым способностям. Желая разобраться насколько прав Савельев, решил поэкспериментировать на себе в области элементарной олимпиадной математики. Особо интереса к этой области ранее не испытывал. Ранее заходил на сайт problems.ru и спокойно решал задачи второго-третьего уровня сложности. Любопытно, смогу ли я подняться там на несколько уровней выше? Хотя тут возникают вопросы. Имеет ли этот уровень какое-то отношение к так называем способностям или это следствие увеличивающейся компетентности? И имеют ли эти способности к тому как устроена голова, или это чисто функциональные способности (т.е. те же клетки в той же структуре, но обеспечивают другую, повышенную функцию). Собственно книгу Савельева я ещё не читал, просмотрел только ролик на youtube. Призываю заинтересованных прочитать её и высказать здесь свою оценку этой книги.

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 13:31 


01/09/12
174
Мое мнение о Вашем вопросе-заголовке: надо адски пахать и всё получится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 13:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
Chernoknizhnik в сообщении #706949 писал(а):
надо адски пахать и всё получится

Если выбрать правильное поле.
Да и то не факт... :x

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 14:57 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Chernoknizhnik в сообщении #706949 писал(а):
надо адски пахать и всё получится.
Человек не может пахать выше некоторого уровня. Очевидно же.

мат-ламер в сообщении #706931 писал(а):
Разные структуры мозга, оказывается, во-первых, весьма специфичны, а, во-вторых, очень сильно отличаются по размеру и весу у разных людей. И у кого что на роду написано, упорным трудом не изменишь..... Что касается способностям к абстрактным областям математики, то на мой взгляд, она обуславливается во многом компетенцией и трудом, и не имеет отношение к врождённым способностям.
ИМХО, при таком описании истина тривиальна: часть математических способностей врожденная, а часть - нет (это я взял $\vdash (\forall P)((\exists x)(P(x)) \wedge ((\exists y)(\neg P(y)))$ и тупо подставил вместо $P(x)$ предикат "способность $x$ врожденная").
А вот как соотносится - сказать точно трудно. Ясно, что зависит от образования, от питания, от отсутствия травм головы, от доступности к информации, от наличия свободного времени и т.п.. Известно также, что знание евклидовой геометрии врожденное (могу дать ссылку). Есть также у Маркова во 2-м томе описание неких функциональных зон, которые прямо связаны со способностью рассуждать и видеть истину, каковых в мозге у 95% населения в среднем $7\pm 2$ (есть также стандартный психологический тест, который более-менее точно оценивает число таких зон). Число таких зон вроде бы врожденное тоже.
Условно, мы также можем уподобить человека компьютеру, знание - полезной информации на жестком диске, а качество мозга - скорости процессора и числу ядер, решение задачи - исполнению некоторой программы. Тогда видно, что исполнение программы к одному фактору явно не сводится.

мат-ламер в сообщении #706931 писал(а):
Призываю заинтересованных прочитать её и высказать здесь свою оценку этой книги.
Давно не слышал таких хороших предложений. Я прочту и отвечу (заранее извиняюсь, если мое мнение Вам априори неинтересно :mrgreen: )

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 15:23 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Я думаю, на самом деле всё несколько сложнее, чем утверждают две полярные точки зрения.

Да, действительно, некоторые люди сразу рождаются с плюсами к определённым способностям. Им легко и непринуждённо даются те вещи, над которыми другие корпят и никак не могут осилить. (Есть куча исторических примеров, как великие учёные и деятели искусства с раннего детства демонстрировали гениальность в своей области.)

Кому-то лучше даётся математика, а кому-то музыка. Люди изначально рождаются с разными способностями, это факт.

С другой стороны, отстающие поначалу сверстники со временем могут догнать и значительно обогнать одарённого ребёнка. Лёгкость, с которой даются сложнейшие вещи, расслабляет. Поэтому у тех, кто "адски пашет", есть все шансы оставить позади большинство гениев. :) Это реально имеющий место эффект, что-то вроде "ресурсного проклятия" в экономике. Одарённые отстают, потому что у них слишком просто всё получается.

Кроме того, далеко не всегда одарённый человек имеет желание заниматься тем, к чему у него талант. Известно, к примеру, что Гаусс некоторое время колебался, не пойти ли ему в филологи. :) Но потом всё же выбрал математику. Так мир понёс огромную потерю, лишился гениального филолога. (Шутка.)

В общем, я склоняюсь к мнению, что если человек занимается усердно и именно тем, что ему интересно, то не так уж важно, есть ли у него к этому особые способности.


Что же касается конкретно размышлизмов Савельева, то, на мой взгляд, они во многом спекулятивны. Работа человеческого мозга ещё недостаточно хорошо изучена, чтобы с таким апломбом что-либо говорить. Раньше френологи пытались судить о талантах человека по шишкам на голове. Теперь история сделала виток, и идейные последователи френологов делают далеко идущие выводы, основываясь на грубых оценках количества нейронов в разных частях мозга. :)

А как вам жизнерадостный американец Карлос Родригес, у которого после катастрофы вообще почти полностью отсутствует мозг?.. :) Это не компьютерная графика, такой человек реально есть. Конечно, он и до катастрофы не был Гауссом, так что не слишком-то много потерял. Но всё равно, способности человеческого организма к адаптации поражают воображение. Тут на самом деле ещё изучать и изучать... А Савельев уже всё знает. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 15:39 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Denis Russkih в сообщении #706983 писал(а):
Что же касается конкретно размышлизмов Савельева, то, на мой взгляд, они во многом спекулятивны.
А Вы уже книжку прочитали?! :shock:
Автор вроде биолог, с самого начала ему стоить доверять...

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 15:48 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Sonic86

Не всякому, кто назовёт себя биологом, стоит доверять...

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение07.04.2013, 18:11 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Я немного почитал интервью (просто они короче) :
http://s-v-saveliev.ru/interview/text/184/
http://s-v-saveliev.ru/interview/text/185/
Я, конечно, не специалист, но общее ощущение такое, что автор слишком просто мыслит и много фантазирует. Но это, конечно, косвенно...

upd:
книжка Савельева писал(а):
Под мышлением следует понимать такую активность животного, которая приводит к появлению в поведении нестандартных решений стандартных ситуаций.
...
1. Любые генетически детерминированные формы поведения не могут считаться мышлением
Это не определение мышления. Такие "определения" строятся людьми очень просто: если им надо определить термин $X$, то они просто что-то вспоминают о том, что знают об $X$, комбинируют из этих знаний фразу и говорят (пишут), что $X$ - это %скомбинированная фраза%. Даже не проверяют соответствие определения известным фактам. Из такого определения в частности следует, что если возникшая последовательность мыслей не приводит к изменению поведения, то это - не мышление. Т.е. если Вы узнали задачу, решили ее в голове для развлечения и пошли себе дальше, то это - не мышление.
Кроме того, знание евклидовой геометрии генетически детерминировано.

Вообще первые минимум 25 страниц, исключая введение, это описание структуры мозга и общее описание работы памяти.

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение08.04.2013, 19:24 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Книжка вполне содержательная, может там представление и упрощенное, но я и такого не знал. С 30-40-х страниц читать очень интересно. Явно опровергнута связь между массой мозга и его способностями. Опровергнута и пояснено почему опровергнута связь между сложностью форм борозд и гениальностью, поскольку функциональные зоны мозга не полностью совпадают с топологией борозд (вообще есть картинка множества разных зон). Есть сильная корреляция между площадью функциональных зон мозга и соответствующими способностями (в пример приводятся художники и некая зона затылочной коры и музыканты с их зоной височной коры). Площади функциональных зон мозга индивидуально различаются в пределах в 2-3 раза. А индивидуальная изменчивость мозга в рамках популяции больше, чем изменчивость между разными нациями или расами.
И это я только на 70-й странице!

upd: с другой стороны, автор страниц десять (80 - 90) издевается над мозгом Ленина (а начал это даже раньше). Факт действия идеологии в СССР общеизвестен, заниматься издевательством в книге с названием "Изменчивость и гениальность", где всего-то 120 страниц, из них 40 - картинки, все это какбе намекает нам на недостаточное кол-во мыслей у автора. :? Кроме того, я не думаю, что кто-то будет рассматривать гениальность вообще каких-либо политиков или руководителей именно как гениальность мыслителей, деятелей науки, музыкантов. А впрочем, автор и сам об этом пишет:
Савельев писал(а):
Следовательно, искать гениев среди политиков и других социальных функционеров любых профессий бесполезно.
Издевательство над мозгом Ленина даже унылее чем морфология мозга вначале.

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение08.04.2013, 23:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
11581
Эфроимсон ещё сочинял на эту тему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение08.04.2013, 23:31 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Sonic86 в сообщении #707435 писал(а):
Книжка вполне содержательная, может там представление и упрощенное, но я и такого не знал.

Ох, лучше даже не открывать такие книги, если нет собственных знаний по вопросу, полученных из надёжных источников. (Из популярных общепризнанных учебников, справочников, статей в рецензируемых журналах, и т.д. Хотя и там не следует полностью отключать критические фильтры. :) В конце концов, бывают просто опечатки.)

Когда автор книги активно смешивает реальные факты с собственными фантазиями, а для читателя и то, и другое в новинку, то самостоятельно поймать фокусника за руку очень сложно. Читающий действительно узнаёт для себя ряд интересных вещей! Но вместе с ними в голову проникают и сомнительные домыслы, которые также воспринимаются как истина.

Если же человек впоследствии натыкается на нормальную достоверную информацию, которая не соответствует чему-то прочитанному ранее, то уже воспринимает её в штыки, потому что усвоенные ранее "сведения" успели раствориться в его разуме, стать частичкой мировоззрения, и своё мировоззрение люди меняют крайне неохотно.

Чем больше таких сомнительных книг поглощает неподготовленный человек, тем больше его голову заполняют представления, не имеющие никакого отношения к реальности. В терминальной стадии мозг отвергает уже любые доводы рассудка, и человек пополняет собой ряды поклонников Левашова, пьющих мочу по заветам Малахова. :)

ИМХО, если сочинения С.Савельева ещё способны научить Вас чему-то полезному, то Вам рановато их читать. Дело Ваше, конечно, но будьте готовы к тому, что могут набежать мозговые тараканы, под видом красивых бабочек.

Скепсис в этом случае проявляется лишь тогда, когда автор начинает "пробуксовывать". А потом снова идёт интересный фрагмент, и критика опять отключается. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение09.04.2013, 18:14 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Denis Russkih в сообщении #707566 писал(а):
ИМХО, если сочинения С.Савельева ещё способны научить Вас чему-то полезному, то Вам рановато их читать. Дело Ваше, конечно, но будьте готовы к тому, что могут набежать мозговые тараканы, под видом красивых бабочек.
Вот Вы буковок много написали, интересно, конечно, а конкретики нет :-) Указать на конкретные ошибки было бы содержательней.

Короче, книжку я прочел. Мое, как неспециалиста мнение следующее.
Очень кратко и урезанно концепция автора такая: заставить просто так работать произвольный мозг практически невозможно (энергетические и эволюционные соображения), мозг формируется до рождения в основном под действием генетической программы, мозг делится на множество функциональных зон, каждая зона отвечает за какую-то способность человека (у автора этого нет, я сам дописал), имеет место почти случайная изменчивость размеров зон на несколько порядков, иногда до их наличия или отсутствия. Размер (площадь) зоны практически полностью определяет способность к соответствующему действию.
Концепция автора по-моему слишком проста: автор просто взял простую точку зрения и подобрал все факты под нее, максимально упростил и остальное игнорировал. Автор прежде всего не определил, что он понимает под гением, даже не описал множество факторов, которые следовало бы попытаться учесть, он практически прямо переходит к мозгу как к важному фактору, определяющему способность человека. При этом, даже изменяется множество существующих гениев (просто тех, кого обычно так называют), и тех гениев, которых рассматривает он. Автор рассматривает художников, композиторов (грубо говоря, активных и пассивных), а дальше веселее - обонятельных гениев (парфюмеров) и гениев-спортсменов, причем последних он считает идеальным объектом для исследования проблемы гениальности (это ваще :facepalm: ). Наиболее значимые гении - физики, математики, химики, биологи, изобретатели, писатели, социологи и некоторые гуманитарные гении оказываются вне его внимания! Автор также явно указывает зоны только для таких гениев, а для остальных не указывает (может он таких не знает, а может таких попросту и нет. Например, еще Пуанкаре выделял среди математиков интуитивистов и логиков - у них могут оказаться задействованным разное множество областей в разных пропорциях). Т.е. принцип, по которому каждой зоне соответствует какая-то гениальная функция сомнителен (этот принцип я написал, но если этот принцип отбросить, то утверждение автора о том, что все способности определяются мозгом остается в большинстве наиболее важных случаев вообще безосновательным).
Очень кратко: автор выбрал один аспект темы, его рассмотрел (и то неполностью и то на малом объеме страниц), а остальное игнорировал. fail.
Встречаются также веселые перлы:
Савельев писал(а):
Тот, кто сможет находить гениев, будет управлять миром...
Однако существует одна маленькая проблема. Выявлять, разыскивать и отбирать гениев при помощи посредственной невозможно. Обыватель всегда будет инстинктивно примеривать свое ограниченное понимание устройства мира на талант будущего и успешно отбирать не гениев, а самых приспособленных обывателей... Обыватель инстинктивно отбирает обывателя, а гений вообще не пригоден для такой работы.
Здесь каждое утверждение ложно. Автор фактически заявил, что никто никогда не сможет распознать гения, а все известные нам гении - это обыватели. :-)
И еще у него где-то про "коварный" СССР было, который всем запудрил мозг мнимым равенством людей, из-за чего нигде, кроме СССР, мозговые причины различия способностей людей не изучались. Я аж порадовался за родину :lol:

(Оффтоп)

Ну и про мозг Ленина - это еще раз :facepalm: Наверное, его в свое время Лениным сильно достали. Вспоминается
Зияющие высоты писал(а):
Мыслитель обозвал всех трусами, как они того и заслуживали, и сократил число цитат из Хозяина вдвое. И опять ничего не произошло. Мыслитель успешно защитил диссертацию. Социолог вместо обычного титула Хозяина "самый гениальный сверхгений из всех гениальнейших гениев" употребил сильно ослабленный титул "величайший гений". Ничего не произошло и на этот раз.

Еще автор приводит в качестве примера гения А.А.Богданова. Кто-нибудь его знает?
Вопросы по ходу мозге: человек же не рождается с полностью сформированным мозгом. У него даже кости черепа еще специально не срослись, чтобы мозг еще вырос. Он у него еще долго растет. Как в данном периоде обстоит дело с развитием функциональных областей?

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение09.04.2013, 21:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6680
Sonic86 в сообщении #707794 писал(а):
Вопросы по ходу мозге: человек же не рождается с полностью сформированным мозгом. У него даже кости черепа еще специально не срослись, чтобы мозг еще вырос. Он у него еще долго растет. Как в данном периоде обстоит дело с развитием функциональных областей?

По моим скромным понятиям, развитие областей происходит за счёт возникновения новых связей между нейронами. А у нейронов эти связи занимают больше места, чем сами нейроны. Именно поэтому врождённые способности определяют не всё.

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение09.04.2013, 21:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Sonic86 в сообщении #707435 писал(а):
Опровергнута и пояснено почему опровергнута связь между сложностью форм борозд и гениальностью, поскольку функциональные зоны мозга не полностью совпадают с топологией борозд (вообще есть картинка множества разных зон).

Интересно, а как их определяли? Если математик решает великую задачу, и за этим процессом следят по ФМРТ, и при этом у математика чешется нос - что, область, отвечающую за восприятие чесотки в носу, причислят к отвечающим за математические способности?

 Профиль  
                  
 
 Re: Можно ли увеличить свои способности?
Сообщение09.04.2013, 22:46 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Sonic86 в сообщении #707794 писал(а):
Указать на конкретные ошибки было бы содержательней.

Специально сейчас скачал и немного полистал сей эпохальный труд. (До этого мне хватало высказываний С.Савельева.)

Что касается изложения общеизвестных фактов, тут он грубых ошибок не допускает — хотя, может, просто не попались на глаза при беглом осмотре... Во всяком случае, с ходу я его за руку поймать не могу. (Но я и не специалист по таким вопросам, хотя интересовался одно время устройством и работой человеческого мозга.) Отдельные неточности, которые я заметил, вполне можно расценить как намеренное упрощение в целях популяризации.

Подвох кроется в другом — в его манере рассуждений. Слишком уж смело скачет его мысль, и всё по бурелому. Отделить зёрна от плевел в его речах не так-то просто. Он приводит кое-какие факты, делает из них сомнительные выводы, затем основываясь на них неожиданно приходит к парочке дельных мыслей, но тут же дополняет всё это взятыми с потолка "очевидными" для него идеями, и на основании всего этого выводит новые сомнительные утверждения, иногда просто бредовые... Всё это разбавлено банальностями, не имеющими отношения к делу, но придающими "вес" словам. А иногда идёт большой кусок текста со вполне нормальным изложением фактов — но потом вдруг опять начинается бред.

В целом — какая-то "нейрофизиология для чайников" с разноцветными картинками, плюс собственные фантазии автора, которые являются очень вольной интерпретацией известных фактов и домысливанием неизвестных. Примерно такую картину я и ожидал увидеть, и сейчас убедился, что был прав.

Интересно, что он ссылается в основном на исследования, которые проводились до первой половины XX века, когда о мозге ещё толком ничего не знали. :) Такое впечатление, что из более поздних исследователей он признаёт только Зворыкина В.П. и самого себя. :) Возможно, дело вот в чём:

Савельев С.В., ''Изменчивость и гениальность'' писал(а):
В те времена гуманистические идеи, декларируемые появившимся в России диким социализмом, стали ощутимо влиять на мировоззрение человечества. В конце концов это привело к патологической вере во всеобщее равенство и практически остановило изучение изменчивости мозга человека во всём мире, за исключением СССР. Вожди коммунизма ни в какое равенство не верили и тратили дефицитные ресурсы на прямо противоположные исследования

Похоже, по его мнению, где-то с 50-х годов XX века во всём мире исследования пошли в неправильном направлении, и более поздние работы уже не могут ничего полезного сказать на тему гениальности. :)

Некоторые вещи у него вообще умиляют, например:

Савельев С.В., ''Изменчивость и гениальность'' писал(а):
Сказочные потенциальные возможности очень привлекают обывателей и являются излюбленным утешением ленивого и жирного мозга.
[...]
Объём энергетических затрат организма при активной работе мозга очень высок, а их восстановление всегда было большой биологической проблемой. По этой причине ресурсы мозга каждого человека охраняются целой системой защитных механизмов. К ним относятся сопровождающие интеллектуальные усилия ощущения дискомфорта, постоянная смена внимания на второстепенные события, острая потребность в еде и напитках, расстройство пищеварения и многие другие неприятные явления. Все сложности мгновенно исчезают вслед за прекращением напряжённой работы мозга. Мозг как продукт биологической эволюции всеми силами защищается от сомнительных человеческих занятий, которые мы безуспешно пытаемся навязать ему всю жизнь.

Ну что сказать, автор тут явно пишет то, что думает. :) Думать ему дискомфортно, в чём он честно признаётся.

А ведь редкое занятие способно приносить столько же удовольствия, сколько даёт продуктивный интеллектуальный труд. Но для этого мозг должен быть тренированным. А у кого он всё время простаивает без дела, становится "ленивым и жирным", тем и правда тяжело приходится при попытках сосредоточиться на какой-то проблеме.

Савельев С.В., ''Изменчивость и гениальность'' писал(а):
Творческие личности используют этот биологический артефакт для создания бесценных произведений искусства, науки и человеческой мысли. Однако затраты при такой эксплуатации мозга крайне велики, а часто просто губительны.

Тут уже начинаются подтасовки с его стороны. На самом деле, лучший способ сохранить ясность ума до глубокой старости — это активно использовать свой мозг. Поддерживать его в тонусе постоянным умственным трудом.

Люди, которые потакают своей умственной лени, и не "пытают" мозг размышлениями серьёзнее того, какой ТВ-канал выбрать — частенько к старости тупеют, а то и вовсе их догоняет Альцгеймер. Праздность — вот что по-настоящему губительно.

Конечно, если по несколько дней не спать, решая какую-то задачу, то для мозга это отнюдь не пользительно. Однако, насколько я понял, автор вообще любой умственный труд считает таким же вредным! Что явная ерунда.

Савельев С.В., ''Изменчивость и гениальность'' писал(а):
Иначе говоря, мышление — не постоянное свойство человека, а дорогая резервная система.
[...]
Механизм мышления оказался для мозга затратным и биологически сомнительным, поэтому животные и человек всячески избегают использования этого свойства мозга в стабилизированной среде обитания.

На самом деле мозг устроен так, что без постоянной умеренной нагрузки в нём развиваются патологические явления. Полное отсутствие нагрузки для мозга почти так же вредно, как чрезмерная нагрузка, просто эффект становится заметен не так быстро.

Автор берёт правильную мысль: "Перенапрягать мозг вредно" — и распространяет её на вообще любую мыслительную деятельность. :) И многократно повторяет идею, что мозг можно использовать лишь от случая к случаю, а пользоваться им регулярно — только себе вредить.

Между тем, здесь полная аналогия с физическими упражнениями: дистрофик надорвётся, поднимая штангу, а спортсмен может крутить её одной рукой. Всё дело в постоянных тренировках, в регулярном использовании мозга.

Савельев С.В., ''Изменчивость и гениальность'' писал(а):
Следовательно, процесс эволюции был направлен на то, чтобы большой мозг использовался только от случая к случаю, но не перегружался постоянно. Он эффективен для решения любых сложных проблем, но время его использования ограничено энергетическими запасами организма.

Вот чтобы мозг не воспринимал умственную деятельность как "перегрузку", как раз и надо использовать его регулярно. И эффективен мозг "для решения любых сложных проблем" лишь тогда, когда он как следует развит.

Такой подменой понятий автор занимается всю дорогу, и чтобы нормально разобрать хотя бы несколько примеров, нужно написать книжку такого же объёма. :)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group