Someone писал(а):
"Противоречие" есть только на уровне бытовой логики, которая сваливает всё в одну бесформенную кучу.
Вот на уровне моей "бытовой логики" я и не могу понять, существует ли такая (вполне определённая) сущность как "аксиоматическая теория множеств" или существуют
только её различные интерпретации, зависимые от де-факто принятого синтаксиса мета-языка и проч.
Someone писал(а):
Что касается зависимости от интерпретации, то что Вас, собственно говоря, удивляет? Все формализованные теории зависимы от интерпретации, включая арифметику натуральных чисел.
Да нет, ничего не смущает. Просто у меня есть такое подозрение, что для любой (сколь угодно хорошо формализованной) теории для любого её утверждения (теоремы) при желании можно построить такую интерпретацию теории, что в ней станет доказуемым (т.е. теоремой) утверждение, прямо противоположное данному.
Естественно, это тоже не будет формальным противоречием, потому что речь будет идти о различных интерпретациях, которые нельзя сравнивать непосредственно.
Someone писал(а):
Вы не слышали о нестандартных моделях арифметики Пеано? Например, с несчётным натуральным рядом.
Увы нет. Но я, кажется, примерно догадываюсь о чём идёт речь.
Кстати, я как раз дозрел до того, чтобы задаться вопросом, каким образом аксиоматика Пеано (стандартная) скрещивается с аксиоматикой теории множеств (например, ZF). И я понял, что многого здесь не понимаю.
С одной стороны, вроде бы можно записать в качестве определения нечто вроде:
что подразумевает:
Вроде бы это даже подходит под аксиому бесконечности (которая разрешает существование множества, включающего последователя для каждого своего элемента). Что касается других аксиом Пеано (помимо аксиом единицы и последователя, которые явно вошли в данную запись), то они вроде бы тоже учтены:
- Предшественнику единицы в этом множестве просто неоткуда взяться.
- Единственность последователя
вроде бы следует из его определения как
.
- Аксиома индукции не вошла, но можно считать, что она является следствием трансфинитной индукции по отношению порядка
, которая присутствует где-то в более общей аксиоматике.
Но вот в чём проблема: Это определение очевидным образом тавтологично, и я не очень понимаю, что с этим можно сделать. Действительно, как можно определять понятие (в данном случае -
) таким образом, что правая часть определения записана через само это понятие?
Я посмотрел, какую аксиоматику предлагал
сам Пеано (который не привязывался к аксиомактике теории множеств), и у меня тоже возникли вопросы. Давайте я для начала выпишу эту аксиоматику, чтобы можно было посмотреть, правильно ли я её понимаю. Итак, определяем предикат
, который читается как "является натуральным числом", как удовлетворяющий следующим аксиомам:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Аксиомы 2 - 5 сейчас вроде бы принято относить к базовой аксиоматике, определяющей отношение равенства:
2.
- рефлексивность
3.
- симметричность
4.
- транзитивность
5.
- замкнутость предиката
по отношению к равенству
Из оставшихся пяти аксиом (собственно и относимых сегодня к аксиоматике Пеано):
1. Аксиома единицы - с ней всё ясно
Аксиомы 6 - 8 определяют функцию
(взятия последователя):
6. Существование последователя
7. Инъективность функции (единственность последователя)
8. Отсутствие предшественника единицы
И наконец:
9. Аксиома индукции
Что мне здесь непонятно:
- Аксиома (5) - замкутость по отношению к равенству - если её не относить собственно к аксиоматике Пеано, то она является высказыванием в логике
второго порядка, поскольку является утверждением относительно
любого предиката. Поэтому я не могу понять, как она может быть частью теории, записанной в логике первого порядка.
- Аксиома индукции (9), собственно, тоже является высказыванием относительно любого предиката, а потому непонятен её статус в теории первого порядка.
Насколько я понимаю, конструктивное решение может быть, например, таково:
- Аксиома (5) не исключается из аксиоматики Пеано, т.е. необходимость её формулировки для произвольного предиката отпадает.
- Аксиома бесконечности (из теории множеств) не принимается. Как следствие этого "множество
всех натуральных чисел" как понятие вообще не определяется. Аксиомы (6) и (7) - существование и единственность последователя - трактуются как индуктивная схема для построения определений следующих натуральных чисел через предыдущие. Естественно, множество всех актуально определённых чисел остаётся всегда конечным.
- Аксиома (9) - индукция - выносится за рамки арифметики натуральных чисел, т.е.она появляется в аксиоматике теории только после того, как арифметика
закончена на каком-то из актуально определённых натуральных чисел, и относится она к определению того конкретного предиката
, который мы намерены определить на
конечном множестве актуально определённых натуральных чисел.
Естественно, теории при этом получаются заведомо разными в зависимости от того, на каком конкретно натуральном числе мы остановились. На первый взгляд обобщение этих теорий на "все натуральные числа" представляется естественным. Однако я что-то пока никак не пойму, как это можно сделать на формальном языке логики первого порядка без тавтологии в определениях.
P.S.Кстати, я тут подумал как определяется предикат
- "является ординалом", и там вроде бы можно обойтись без тавтологий. Сначала определяем предикат
- "содержит только подмножества":
(где
)
Т.е.
Таким образом мы гарантируем, что
, для которого выполняется данный предикат, является множеством, содержащим только элементы "заключённые в фигурные скобки" (в том числе - пустое множество
), "внутренность" которых (если она не пуста) тоже присутствует в списке элементов множества.
Поскольку не очевидно, что из
следует
, то добавим это условие в определение
:
Видно, что:
-
- Поскольку
ложно, из него следует любое утверждение. А поскольку с квантора
начинаются обе части конъюнкции, составляющей
, то обе они истинны и конъюнкция в целом истинна.
-
- непосредственно проверяется для обоих элементов пары
, где
-
- тоже нетрудно доказать.
Ясно также, что натуральное число - это ординал, меньший чем
, но как последнее условие записать - ума не приложу. Что касается отношения "меньше", то оно записывается как
, но вот как определить
...
P.P.S. Вау! Я кажется сообразил, как без всяких тавтологий определить
, оно же
, а именно - через ординалы. Логика такова:
1. Берём определённый выше предикат
- "является ординалом".
2. Определяем предикат "является предельным" следующим образом:
- т.е. что между данным ординалом и любым ординалом, который меньше него, имеется ещё ординал.
3. Через них определяем предикат: "является счётной бесконечностью" следующим образом:
- т.е. предельный ординал, меньше которого есть только один предельный ординал - единица.
Дело за малым: доказать, что
- счётная бесконечность существует и единственна...