2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:13 
Аватара пользователя


25/02/07

887
Симферополь
Пусть задан какой-либо вектор, например, $\vec a=(1,1,1)$ и я хочу повернуть его вокруг ортогональной ему оси, например, заданной вектором $\vec b=(1,-1,0)$ на угол, например, $\pi /2$.
Как составить матрицу оператора такого поворота?

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:37 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Матрица поворота в соответствующей системе координат (в $Ox'y'z'$, где $Oz'$ остается неподвижной) имеет вид
$$A=\begin{pmatrix}
\cos\varphi & -\sin\varphi & 0 \\
\sin\varphi & \cos\varphi & 0 \\
0 & 0 & 1
\end{pmatrix}$$
$\varphi$ - угол поворота по часовой стрелке, если на поворачиваемую плоскость смотреть сверху из оси $Oz'$ (по правилу буравчика короче). Находите эту матрицу там, а потом возвращаетесь в старую систему координат. Подробности ищите в учебниках аналитической геометрии (Базылев, Атанасян).

-- Пн дек 03, 2012 09:38:10 --

Я не утверждаю, что это оптимальный способ поиска матрицы, но так можно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13437
с Территории
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0% ... 0.B8.D1.8F

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:51 
Аватара пользователя


25/02/07

887
Симферополь
Большое спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 13:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
на угол $\theta$
$$
a\cos\theta+\frac{a\times b}{|b|}\sin\theta
$$

матрицы -- это же так гадко((

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 14:52 
Аватара пользователя


25/02/07

887
Симферополь

(Оффтоп)

А что есть в математике красивее матриц?

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 15:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб

(Оффтоп)

serval в сообщении #653556 писал(а):
А что есть в математике красивее матриц?



бескоординатное изложение)

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 17:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

alcoholist в сообщении #653533 писал(а):
матрицы -- это же так гадко((

А по-моему, наоборот. Берём матрицу бесконечно малого поворота вокруг нужной оси, умножаем на угол, засовываем в экспоненту - красота!..

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 18:24 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Кватернионы тоже хорошо заменяют матрицы поворота, хотя получится как раз что-то очень похожее (и неспроста) на
alcoholist в сообщении #653533 писал(а):
$$ a\cos\theta+\frac{a\times b}{|b|}\sin\theta $$

Кроме того, кватернионами намного проще делать сферическую линейную интерполяцию (SLERP), если она вдруг пригодится.

-- Пн дек 03, 2012 21:25:47 --

А ещё есть Geometric algebra, но, насколько я знаю, её реализации довольно медленные, если не учесть много частных случаев — а тогда получится всё как обычно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 18:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб

(Оффтоп)

Munin в сообщении #653645 писал(а):
alcoholist в сообщении #653533 писал(а):
матрицы -- это же так гадко((

А по-моему, наоборот. Берём матрицу бесконечно малого поворота вокруг нужной оси, умножаем на угол, засовываем в экспоненту - красота!..



так пожалуйста, берите оператор и суйте в экспоненту)


-- Пн дек 03, 2012 18:43:12 --

arseniiv в сообщении #653671 писал(а):
Кватернионы тоже хорошо заменяют матрицы поворота

вращают же не только в трехмерном пространстве

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 19:40 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Тогда только векторами, но выкинуть векторное произведение и заменить внешним или ещё каким. :-)

-- Пн дек 03, 2012 23:00:46 --

Платон как-то в переводе сказал: «Красивы симметріи матрицы поворота, да нравъ на число умноженія и сложенія зѣло коваренъ».

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
ага, ему Сократ, наверное, сообщил)

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:27 


20/04/12
147
Если вектор задан своими координатами, то он свободен т.е. может быть расположен где угодно в пространстве.
То же относится и к оси вокруг, которой происходит вращение.
Все почему-то решили, что вращается вектор исходящий из начала координат и вокруг оси, проходящей через начало координат, хотя в постановке задачи об этом ничего не говорится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
alcoholist в сообщении #653679 писал(а):
так пожалуйста, берите оператор и суйте в экспоненту)

Дык, я так и делаю, а чем это не матрицы?

-- 03.12.2012 21:39:05 --

Nacuott
Если вращать свободный вектор вокруг свободной оси, то получится именно то же самое (что опять надо воспринимать как свободный вектор). Попробуйте!

 Профиль  
                  
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:40 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Какого ещё начала координат, кстати?

-- Пн дек 03, 2012 23:55:50 --

В линейном пространстве никаких начал координат нету, да и векторы все свободные.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group