2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2  След.
 
 Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:13 
Аватара пользователя
Пусть задан какой-либо вектор, например, $\vec a=(1,1,1)$ и я хочу повернуть его вокруг ортогональной ему оси, например, заданной вектором $\vec b=(1,-1,0)$ на угол, например, $\pi /2$.
Как составить матрицу оператора такого поворота?

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:37 
Матрица поворота в соответствующей системе координат (в $Ox'y'z'$, где $Oz'$ остается неподвижной) имеет вид
$$A=\begin{pmatrix}
\cos\varphi & -\sin\varphi & 0 \\
\sin\varphi & \cos\varphi & 0 \\
0 & 0 & 1
\end{pmatrix}$$
$\varphi$ - угол поворота по часовой стрелке, если на поворачиваемую плоскость смотреть сверху из оси $Oz'$ (по правилу буравчика короче). Находите эту матрицу там, а потом возвращаетесь в старую систему координат. Подробности ищите в учебниках аналитической геометрии (Базылев, Атанасян).

-- Пн дек 03, 2012 09:38:10 --

Я не утверждаю, что это оптимальный способ поиска матрицы, но так можно.

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:43 
Аватара пользователя
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0% ... 0.B8.D1.8F

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 12:51 
Аватара пользователя
Большое спасибо.

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 13:55 
Аватара пользователя
на угол $\theta$
$$
a\cos\theta+\frac{a\times b}{|b|}\sin\theta
$$

матрицы -- это же так гадко((

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 14:52 
Аватара пользователя

(Оффтоп)

А что есть в математике красивее матриц?

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 15:34 
Аватара пользователя

(Оффтоп)

serval в сообщении #653556 писал(а):
А что есть в математике красивее матриц?



бескоординатное изложение)

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 17:26 
Аватара пользователя

(Оффтоп)

alcoholist в сообщении #653533 писал(а):
матрицы -- это же так гадко((

А по-моему, наоборот. Берём матрицу бесконечно малого поворота вокруг нужной оси, умножаем на угол, засовываем в экспоненту - красота!..

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 18:24 
Кватернионы тоже хорошо заменяют матрицы поворота, хотя получится как раз что-то очень похожее (и неспроста) на
alcoholist в сообщении #653533 писал(а):
$$ a\cos\theta+\frac{a\times b}{|b|}\sin\theta $$

Кроме того, кватернионами намного проще делать сферическую линейную интерполяцию (SLERP), если она вдруг пригодится.

-- Пн дек 03, 2012 21:25:47 --

А ещё есть Geometric algebra, но, насколько я знаю, её реализации довольно медленные, если не учесть много частных случаев — а тогда получится всё как обычно.

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 18:36 
Аватара пользователя

(Оффтоп)

Munin в сообщении #653645 писал(а):
alcoholist в сообщении #653533 писал(а):
матрицы -- это же так гадко((

А по-моему, наоборот. Берём матрицу бесконечно малого поворота вокруг нужной оси, умножаем на угол, засовываем в экспоненту - красота!..



так пожалуйста, берите оператор и суйте в экспоненту)


-- Пн дек 03, 2012 18:43:12 --

arseniiv в сообщении #653671 писал(а):
Кватернионы тоже хорошо заменяют матрицы поворота

вращают же не только в трехмерном пространстве

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 19:40 
Тогда только векторами, но выкинуть векторное произведение и заменить внешним или ещё каким. :-)

-- Пн дек 03, 2012 23:00:46 --

Платон как-то в переводе сказал: «Красивы симметріи матрицы поворота, да нравъ на число умноженія и сложенія зѣло коваренъ».

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:06 
Аватара пользователя
ага, ему Сократ, наверное, сообщил)

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:27 
Если вектор задан своими координатами, то он свободен т.е. может быть расположен где угодно в пространстве.
То же относится и к оси вокруг, которой происходит вращение.
Все почему-то решили, что вращается вектор исходящий из начала координат и вокруг оси, проходящей через начало координат, хотя в постановке задачи об этом ничего не говорится.

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:37 
Аватара пользователя
alcoholist в сообщении #653679 писал(а):
так пожалуйста, берите оператор и суйте в экспоненту)

Дык, я так и делаю, а чем это не матрицы?

-- 03.12.2012 21:39:05 --

Nacuott
Если вращать свободный вектор вокруг свободной оси, то получится именно то же самое (что опять надо воспринимать как свободный вектор). Попробуйте!

 
 
 
 Re: Матрица поворота
Сообщение03.12.2012, 20:40 
Какого ещё начала координат, кстати?

-- Пн дек 03, 2012 23:55:50 --

В линейном пространстве никаких начал координат нету, да и векторы все свободные.

 
 
 [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group