2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 11:44 
Заморожен


10/10/11
109
Привет. За лето попробую подготовиться к школьной и районной олимпиаде по математике. Дело в том, что школьное решаю всё, но вот с олимпиадными заданиями бывают проблемы. Особенно трудно даются задания, где нужно что-то доказать, ибо такого на уроках не решаем и даже не знаю за что взяться.

Пока решаю задачи из "Как решают нестандартные задачи. Каннель-Белов, Ковальджи"
Сейчас запишу то, что решил, а что нет. Было бы отлично, если бы кто-нибудь проверил: правильно ли, что нужно в решение изменить, как можно быстрее и так далее. Некоторые задачи легкие и для меня, но меня интересует сама правильнасть рассуждений.

1. Легко распилить кубик $3$×$3$×$3$ на $27$ кубиков шестью распилами. Можно ли уменьшить число распилов, если разрешается перекладывать части перед тем как их пилить?

Решение: Наш куб состоит из 27 единичных кубиков. Чтобы распилить куб на его единичные составляющие, нужно совершить все уникальные прямые распилы. Их будет $(a-1)\cdot3$, где $a$ - габариты куба. В нашем случае таких линий будет 6.
Нельзя уменьшить кол-во распилов, перекладывая части, ибо от этого уникальных линий не может стать меньше.
P.S. Нужно ли обосновывать вот этот момент: $(a-1)\cdot3$ ?

2. Докажите, что в выпуклом n-угольнике сумма внутренних углов равна $180◦(n − 2)$

Решение: Рассмотрим выпуклый многоугольник. Соединим произвольную вершину со всеми остальными поочередно прямыми линиями. Получится $(n-2)$ треугольников, где $n$ - кол-во сторон, которые не имеют общих углов и покрывают весь многоугольник. Следовательно сумма углов выпуклого многоугольника равна $180◦(n − 2)$.
P.S. Опять же нужно ли обосновывать момент с $(n-2)$ ?
3. Докажите, что $n(n + 1)(n + 2)$ делится на $6$ при любом целом $n$.

Решение: Легко заметить, что данное выражение есть произведение трех последовательных чисел, среди которых есть $2$, либо число, кратное $2$; $3$, либо число, кратное $3$; Исходя из свойст делимости на 6 можно утверждать, что данное выражение делится на $6$.

4. Решите уравнение $(x^2+x-3)^2+2x^2+2x-5=0$

Решение:
заменим $x^2+x = t$.
$(t-3)^2+2t-5=0, t^2-4t+4=0$.
$t=2$. $x=1$.

5. I 1. В кладовой лежат $300$ сапог: $100$ хромовых, $100$ кирзовых и $100$ яловых, причём левых и правых поровну - по $150$.
Докажите, что из имеющихся сапог можно составить по крайней мере $50$ пар.

Решение: Тут не знаю как доказывать. Вот только до чего дошёл:
Может быть $2$ слуачая: либо кол-во правых(левых) сапог распределяется на $2$ вида - например на $100$ сапог одного вида и $50$ другого. И второй случай: распределение правых(левых) сапог на все три вида. Рассмотрим второй случай.
Пусть $L_1, L_2, L_3$ - распределение левых сапог на 3 вида сапог соответственно. $R_1, R_2, R_3$ - распределение правых сапог. Тогда имеют место быть равенства:
$(100-L_1)=R_1, (100-L_2)=R_2, (100-L_3)=R_3$
$L_1+L_2+L_3=R_1+R_2+R_3=150$
Если $L_x>P_x$, то пар сапог данного вида $=P_x$
Если $L_x<P_x$, то пар сапог данного вида $= L_x$
Если $L_x=P_x$, то пар сапог данного вид $=L_x=R_x$
6. Из бумажного параллелограмма вырезали треугольник. Докажите, что его площадь не превосходит половины площади параллелограмма.
Решение: Достаточно рассмотреть случай, когда треугольник будет максимальной площади. Такое возможно только ли при разделение параллелограмма его диагональю. По формулам площади параллелограмма и треугольника заметно, что в данном случае площадь треугольника равно полу-площади параллелограмма.
P.S. Такого док-ва достаточно?
P.S. Когда будет накапливаться 5-6 задач, по которым будут вопросы, то писать в эту тему или создавать новую?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 11:49 
Админ форума
Аватара пользователя


19/03/10
8952

(Оффтоп)

ZARATUSTRA в сообщении #583338 писал(а):
Когда будет накапливаться 5-6 задач, по которым будут вопросы, то писать в эту тему или создавать новую?
Лучше всего под каждую задачу создавать новую тему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 11:55 
Заморожен


10/10/11
109
Toucan в сообщении #583342 писал(а):

(Оффтоп)

ZARATUSTRA в сообщении #583338 писал(а):
Когда будет накапливаться 5-6 задач, по которым будут вопросы, то писать в эту тему или создавать новую?
Лучше всего под каждую задачу создавать новую тему.

(Оффтоп)

Они тут достаточно легкие для большинства и думается, что не следует выделять каждую в одну тему. Или даже если они простые(не для меня, а для большинства здешних завсегдатаев), то всё равно выделять в отдельную тему? Я каждый день буду разбирать по 5-6 задач - создавать по 5-6 разных тем, или в одну всё-таки? Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 12:57 


26/05/12
108
Минск, Беларусь
1. Уточните понятие "уникальные разрезы"
2. Здесь правильно, только желательно уточнить, почему образуется именно $n-2$ треугольника, мало ли к чему жюри может придраться... а ещё нужно дописать условие - там не $180$, а $180(n-2)$ :wink:
3. Здесь всё правильно... только 2 и так кратно 2, и 3 кратно трём, могли уже это и не писать :D
4. Один корень пропустили. Внимательнее решите квадратное уравнение с $x$
6. А докажите, что он максимальной площади. Всем интуитивно понятно, что это так, а вот доказать)...

Хорошо, давайте разбираться с задачей 5. Вот расположим мы сапоги:
$L_1 -- R_1$
$L_2 -- R_2$
$L_3 -- R_3$
Сумма элементов в каждом столбике равна 150 (по условию).
Без ограничения общности будем считать, что минимумами являются $L_1, L_2, R_3$.
А теперь поменяйте R_3 и L_3 местами и скажите, на сколько поменяется сумма элементов в столбиках? :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 13:35 
Заморожен


10/10/11
109
Tanechka в сообщении #583372 писал(а):
1. Уточните понятие "уникальные разрезы"
2. Здесь правильно, только желательно уточнить, почему образуется именно $n-2$ треугольника, мало ли к чему жюри может придраться... а ещё нужно дописать условие - там не $180$, а $180(n-2)$ :wink:
3. Здесь всё правильно... только 2 и так кратно 2, и 3 кратно трём, могли уже это и не писать :D
4. Один корень пропустили. Внимательнее решите квадратное уравнение с $x$
6. А докажите, что он максимальной площади. Всем интуитивно понятно, что это так, а вот доказать)...

Хорошо, давайте разбираться с задачей 5. Вот расположим мы сапоги:
$L_1 -- R_1$
$L_2 -- R_2$
$L_3 -- R_3$
Сумма элементов в каждом столбике равна 150 (по условию).
Без ограничения общности будем считать, что минимумами являются $L_1, L_2, R_3$.
А теперь поменяйте R_3 и L_3 местами и скажите, на сколько поменяется сумма элементов в столбиках? :wink:

Спасибо.
1. Рассмотрим куб $2$x$2$. Рассмотрим боковую грань. Вертикальный и горизонтальный разрез - уникальные. Теперь рассмотрим верхнюю грань куба. Там останется только один уникальный разрез, ибо второй уже использовался при рассмотрении боковой грани, когда говорилось про вертикальный разрез.
2. Да, формула не дописалась. А как объяснить? Интуитивно-то понятно, но как понятно объяснить?)
4. $-2$ пропустил.
5. А как доказать? Через производные что ли?
6. На $L_3-R_3$. И? :?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 13:44 


26/05/12
108
Минск, Беларусь
1. Я тогда не совсем понимаю это решение.
2. Ясно, что если из одной вершины многоугольника провести $n$ линий, то фигура разрежется на $n+1$ многоугольников. Вот и докажите, что разрезов будет $n-3$ штуки)
6. А как вообще можно порезать параллелограмм, чтобы получился треугольник.

5. Скажите, какое минимальное значение примет сумма элементов левого столбика? И каким чудесным свойством обладают теперь элементы этого столбика?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 14:09 
Заморожен


10/10/11
109
Tanechka в сообщении #583388 писал(а):
1. Я тогда не совсем понимаю это решение.
2. Ясно, что если из одной вершины многоугольника провести $n$ линий, то фигура разрежется на $n+1$ многоугольников. Вот и докажите, что разрезов будет $n-3$ штуки)
6. А как вообще можно порезать параллелограмм, чтобы получился треугольник.

5. Скажите, какое минимальное значение примет сумма элементов левого столбика? И каким чудесным свойством обладают теперь элементы этого столбика?

5. Понятно, 50.
1. Ну я вывел формулы, которая высчитывает минимальное количество распилов, чтобы разделить куб на его единичные составляющие. Получается 6 распилов. По-другому попробую объяснить: Рассмотрим 3 соседние грани: на первой сделаем все горизонтальные распилы, на второй - вертикальные, на третей(верхней) - недостающие. Ну и я утверждаю, что от перестановок куба в процессе распилки кол-во распилов не уменьшится. Только вот нужно ли доказывать мою формулу?
2. Разрезов будет $n-3$ штуки. 3 - это сама вершина и соседние.
6. Вырезать можно какой угодно треугольник, но чтобы была площадь максимально большой, нужно чтобы стороны были максимально большими, а они не могут быть больше сторон и диагонали параллелограмма. Правильно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 14:18 


26/05/12
108
Минск, Беларусь
2. Всё, теперь доказательство (как я считаю) полное :-)
6. Из того, что стороны треугольника больше, не следует то, что его площадь тоже больше. Вы лучше скажите: разве при любом разрезе от параллелограмма отламывается треугольник?
5. Ну да, т. е. сумма минимальная 50, а эти элементы - это как раз число пар обуви.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 14:20 
Заморожен


10/10/11
109
Tanechka в сообщении #583409 писал(а):
2. Всё, теперь доказательство (как я считаю) полное :-)
6. Из того, что стороны треугольника больше, не следует то, что его площадь тоже больше. Вы лучше скажите: разве при любом разрезе от параллелограмма отламывается треугольник?
5. Ну да, т. е. сумма минимальная 50, а эти элементы - это как раз число пар обуви.

6. Так там не разрезать, а вырезать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 14:26 


26/05/12
108
Минск, Беларусь
ZARATUSTRA, ну вырезать...

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 14:29 
Заморожен


10/10/11
109
Tanechka в сообщении #583415 писал(а):
ZARATUSTRA, ну вырезать...

так вырезать любой можно вроде как.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 14:34 


26/05/12
108
Минск, Беларусь
ZARATUSTRA, не, вы не поняли... ладно, пойдём немного другим путём: просто узнайте, какая наибольшая высота и основание могут быть, а из этого и площадь максимальную найти нетрудно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 14:38 
Заморожен


10/10/11
109
Tanechka в сообщении #583420 писал(а):
ZARATUSTRA, не, вы не поняли... ладно, пойдём немного другим путём: просто узнайте, какая наибольшая высота и основание могут быть, а из этого и площадь максимальную найти нетрудно.

Ясно. Передохну пожалуй, а то уже 6 часов знакомлюсь со спецификой олимпиадных задач. Правда в классе 4 занимал первые места, но там нужна была просто логика, а не знание каких-либо алгоритмов.
Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 19:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6743
ZARATUSTRA в сообщении #583338 писал(а):
2. Докажите, что в выпуклом n-угольнике сумма внутренних углов равна 180

180 чего - градусов? Как-то я сомневаюсь.

-- Пн июн 11, 2012 20:21:42 --

Там дальше в решении появляется множитель $n-2$.

-- Пн июн 11, 2012 20:24:19 --

Извиняюсь, в пятом посту исправлена эта ошибка.

-- Пн июн 11, 2012 20:27:59 --

По поводу первой задачи. Надо конкретно рассмотреть центральный кубик.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проверьте(подскажите) пару задач.
Сообщение11.06.2012, 20:10 
Заморожен


10/10/11
109
мат-ламер в сообщении #583514 писал(а):
ZARATUSTRA в сообщении #583338 писал(а):
2. Докажите, что в выпуклом n-угольнике сумма внутренних углов равна 180

180 чего - градусов? Как-то я сомневаюсь.

-- Пн июн 11, 2012 20:21:42 --

Там дальше в решении появляется множитель $n-2$.

-- Пн июн 11, 2012 20:24:19 --

Извиняюсь, в пятом посту исправлена эта ошибка.

-- Пн июн 11, 2012 20:27:59 --

По поводу первой задачи. Надо конкретно рассмотреть центральный кубик.

По поводу центрального кубика: а если бы габариты были другими?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group