Это нечто можно описать той же физической теорией, назвав эти ненаблюдаемые сущности, например, "темными" шарами, а можно сказать, что теория недостаточно хорошо описывает действительность и попросту ложна. Допустим, существуют пара или больше таких теорий. Неизбежно все, кроме одной, будут "альтовскими", хотя у всех, в той или иной мере, есть "темные" сущности.
Всё не так. Во-первых, разные теории,
одинаково успешно описывающие наблюдаемые сущности, будут все нормальными, а не "альтовскими".
Во-вторых, дальше наступает следующий этап. По движению наблюдаемых шаров можно исследовать ненаблюдаемые сущности, "тёмные шары", и делать выводы о них, строить их теорию. Если окажется, что они хорошо подчиняются тем же законам, например, движутся как массивные шары с таким же законом тяготения, то успешность построения такой теории подкрепит идею о том, что "нечто" - на самом деле "тёмные шары". Если же такого не окажется, будут исследовать другие идеи (на самом деле, это происходит параллельно). Отброшенная идея становится в науке неверной, а вот если её кто-то продолжит поддерживать, закрывая глаза на полученные факты и выводы, то вот это уже будет "альтовством".
Скажем, движение Меркурия. В границах Солнечной системы "темная" сущность, отклоняющая его движение от расчетной по Ньютону, составляет мизерные доли процента. Тем не менее, этого считается достаточным, чтобы выбрать между отрицанием применимости к данному случаю классической механики и существованием "темной" сущности, отклоняющей его движение.
Нет, неправильно. Движение Меркурия приводило к отрицанию ньютоновской механики, и другим разным интерпретациям. Например, была построена теория Ньюкомба. Интерпретации, связанные с лишней массой между Меркурием и Солнцем, провалились по астрофизическим соображениям (никакое вещество там не могло присутствовать, иначе было бы так или иначе замечено, и привело бы к существенным последствиям для Солнца). Но вот появилась ОТО. Появилась она из совсем других соображений - из СТО и необходимости построить полевую теорию гравитации, и из одного подхода к построению такой теории, выбранного за красоту, - принципа эквивалентности. Потом, уже по факту её построения, выяснилось, что она предсказывает ряд новых явлений, в том числе и отклонение движения Меркурия. И вот дальше, самое интересное, что численно это предсказание совпало с тем отклонением, которое астрономы заметили, а его не пришлось подгонять. Кроме того, у ОТО масса других подтверждений и аргументов за неё, так что её истинность не опирается только на один Меркурий. Поэтому, из этой всей ситуации, движение Меркурия и интерпретируется как следующее ОТО.
Совершенно другая картина наблюдается в космологии, там 96% "темных" сущностей принимаются безоговорочно, а неадекватность ОТО даже не обсуждается.
Здесь тоже не "совершенно другая картина". Здесь тоже адекватность ОТО была проверена многими разными проверками, и по всем подтвердилась, а только одна оценка (вообще не связанная с ОТО) разошлась с предсказаниями, и привела к необходимости ввести какую-то новую сущность. Если появится новая теория, для которой эта новая сущность будет только одним частным проявлением, среди других наблюдаемых проявлений, то будет здорово, если эта новая сущность войдёт в набор её подтверждений. Но пока такой теории нет в наличии, и теоретических предпосылок к её построению нет - в отличие от ОТО, которая была крайне востребована ситуацией в теоретической физике.
Вот и думайте, есть ли какие-либо объективные критерии разрешения таких общих дилемм: признать существование "ложных" сущностей, вроде теплорода, или признать ложность теории.
Нету такого "разрешения дилемм" вообще. Есть историческое развитие науки. Сначала ставятся вопросы, потом на них находятся ответы. В промежутке между постановкой вопроса и нахождением ответа взгляды на ситуацию разные. Но нельзя сказать, что сначала дилемму разрешали как-то так, а потом - как-то иначе.