2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Бог или Дьявол?
Сообщение31.10.2006, 20:09 
Заслуженный участник


05/09/05
515
Украина, Киев
WFKH-ВФКГ писал(а):
Пока я не увижу двугорбых жирафов, дельфинов с ногами, текста доказательства теоремы Геделя "о неполноте формальных систем определённого рода" или песчаных ящеров, обитающих на Луне: буду вынужден не признавать их существования. В противном случае останется маленький шажок до "чертиков на плечах и под лавкой", до объявления шаманизма величайшей наукой и т.д.


Да ладно, недавно по телевизору показывали акулу, которая ползает по дну, а не плавает. Этого разве недостаточно или надо с ней лично познакомиться.

Или сегодня прочитал -
Цитата:
На Крымском полуострове в одной из самых красивых пещер мира Эмине-Баир-Хосар обнаружено крупное скопление костей ископаемых животных.

Как сообщают "Известия", самые уникальные находки - кости мамонта и шерстистого носорога, возрастом в 40 тыс. лет, способные дать материал для клонирования.


Так что будут Вам и дельфины с ногами и черти с рогами.

WFKH-ВФКГ писал(а):
Материал из Википедии свободной энциклопедии

Я согласен с Dan_Te - как то странно приводить в виде аргументов Википедию и летнюю математическую школу...

WFKH-ВФКГ писал(а):
Цитата:
Известнейший физик и математик Роджер Пенроуз поставил ее во главу угла, рассматривая вопросы об человеческом разуме... (его не эквивалентности компьютеру). Не смог он обойти и серьезные философские вопросы и во многих своих выводах опирался именно на эту теорему (хотя и использовал ее, чтобы показать различие между работой мозга и логическим выводом в аксиоматических теориях). Его работа спорна (привлечение квантовой физики к объяснению работы человеческого мозга, хотя несомненно это интересный подход), очень непроста, но увлекательна: Роджер Пенроуз. Тени разума. В поисках науки о сознании. :


Право, не серьезно с Вашей стороны, приводить столь сомнительные аргументы. На "западе" не только порно-звезды рекламируют себя мелкими скандальчиками. Это повседневная практика на потеху публике. Кто будет спорить с "неэквивалентностью" человека компьютеру, с тем, что он "опирался", с произвольными "аксиоматическими теориями", со "спорностью", "увлекательностью" и "Тенями разума"?


Роджер Пенроуз физик первой величины в современной науке и к тому же замечательный математик, ... но думаю ему совершенно без разницы что Вы о нем думаете. Я понимаю, если бы у Вас возникло такое мнение после чтения книги, почитали бы, хоть будет и трудно (интересненько, но непонятненько).

WFKH-ВФКГ писал(а):
А Вы отрицаете "существование Бога"? Не того "дедушки с ключами от рая на облаке", не того "самодура", который устраивает потопы или прислуживает "просящим", а некой организующей субстанции - ипостаси Бытия!?


Вы бы поосторожнее, а вдруг Он есть, тогда за базар придется отвечать...


WFKH-ВФКГ писал(а):
Рассудочная деятельность - лишь приобретаемая каждой отдельной особью отряда высших приматов, мыслительная функция. Без "правды" и лжи нам никак не обойтись, потому мы не Боги и не Черти, но вечные путники на дороге из "ада" лжи, страха и насилия а "рай" знания, понимания и гармонии - реализуемой функциональности.


М-да и дальше по тексту...

WFKH-ВФКГ писал(а):
Истина - это Вечный СМЫСЛ, открытый Разумом: обличенный им в понятие и адекватные термины (Слова), ставший руководством к действию и дальнейшему постижению (Святого Духа) - Смысла.


и, наконец, финал:

WFKH-ВФКГ писал(а):
P.S. Математики и физики, к сожалению, часто мнят себя великими философами, пытаются циркулем и формулами проверять достоверность философских категорий. Они забывают, что их объект исследования - объемно-материальный мир.


А кто по Вашему были Декарт, Рассел и Мах?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение31.10.2006, 20:33 


13/03/06
79
Dan_Te писал(а):
Вы как будто утверждаете, что доказательства теоремы Геделя "нет". Ну вы же сами должны понимать, что это глупость.


Я такого не утверждал, но я говорил, что в этой теореме присутствует очень много "но", "если", "допустим" и т.д., которые не дают оснований для распространения ее выводов за рамки оговоренных допущений.

Цитата:
Хм. У меня вот другое понимание науки. Ваша фраза - это ваше мнение, она не претендует на истинность, поскольку все мнения субъективны, и у всех разные.


Так изложите Ваше понимание. О состоянии "обслуживающей" науки я хорошо знаю, но мы рассматривали принципиальные вопросы познания и функции Научной деятельности в процессе эволюции цивилизации. В таких вопросах я умею абстрагироваться от собственной и чьей бы то ни было "субъективности".

Цитата:
В таких случаях лучше цитировать, а не интерпретировать слова оппонента.

Хорошо, я попробую еще раз.
WFKH-ВФКГ писал(а):
Я представляю себе изложение доказательства как изложено по адресу: Теорема Гёделя о неполноте ...(ссылка)

Вы пишете, что вам понравилось изложение доказательства в этом листке. Но тут, вообще-то, нет доказательства.[/quote]

Опять "субъективность"!? Я сказал: "Я представляю себе (форму) изложения доказательства (в таком виде), как изложено (доказательство) по адресу: ".

Мне не важно, что там доказывается или рассматривается, метод решения конкретной задачи, уравнения или чего другого.

Вы переводите внимание читателей с "формы" на якобы мои эмоции, связанные с якобы неразличением решения задачи от доказательства теоремы. Это просто не солидно с Вашей стороны, если "грубо" выражаться!
=============
По указанному адресу доказательства не нашел, возможно вспомните точнее.
Рекламная пауза закончилась, возвращаемся к основной теме, поскольку читателям не интересны "разборки" методов ведения полемики.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.11.2006, 20:32 
Заблокирован
Аватара пользователя


27/07/06

1301
Тольятти
Отвлечемся несколько от Геделя в сторону Понтия Пилата и Христа.Я все опять об ИСТИНЕ.Истина ОТНОСИТЕЛЬНА (Пилат),она АБСОЛЮТНА (Христос).Кто и какой части прав в этом двухтысячелетнем споре?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.11.2006, 21:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Мне непонятны попытки применять теорему Гёделя о неполноте за пределами математики. Она относится к формализованным системам определённого рода, и даже к математике в целом эта теорема неприменима, поскольку математика не является формализованной системой и не может быть формализована в полном объёме. А вы хотите применять эту теорему в философии и ещё Бог знает где. Вы сначала формализуйте философию, проверьте, что эта формализованная система удовлетворяет условиям теоремы Гёделя, и тогда уже применяйте.

 Профиль  
                  
 
 Истина абсолютна!
Сообщение02.11.2006, 07:34 


13/03/06
79
Кардановский писал(а):
Отвлечемся несколько от Геделя в сторону Понтия Пилата и Христа.Я все опять об ИСТИНЕ.Истина ОТНОСИТЕЛЬНА (Пилат),она АБСОЛЮТНА (Христос).Кто и какой части прав в этом двухтысячелетнем споре?


Вы уже задавали этот вопрос.
В системе лжи истина ОТНОСИТЕЛЬНА.
В системе вечной жизни Истина АБСОЛЮТНА.

Остается применить "свободную волю" и выбрать себе, детям и т.д. реальное или гипотетически невозможное будущее!?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение02.11.2006, 15:24 
Заслуженный участник


05/09/05
515
Украина, Киев
Someone писал(а):
Мне непонятны попытки применять теорему Гёделя о неполноте за пределами математики. Она относится к формализованным системам определённого рода, и даже к математике в целом эта теорема неприменима, поскольку математика не является формализованной системой и не может быть формализована в полном объёме. А вы хотите применять эту теорему в философии и ещё Бог знает где. Вы сначала формализуйте философию, проверьте, что эта формализованная система удовлетворяет условиям теоремы Гёделя, и тогда уже применяйте.


Спасибо за сообщение, но думаю Someone, что Вы заблуждаетесь. Философия достаточно сложная наука и у нее много течений (часто противоположных), сказать какое течение истинно, а какое ложно бывает не просто, а то и невозможно. А вдруг Вы не знаете, что какое-то из течений серьезно относится к этой теореме. Например, в книге Роджера Пенроуза "Тени разума" (ссылка в постах выше) около половины книги относится к обсуждению теоремы (а книга то почти 700 страниц). А в остальной части он рассматривает применимость квантовой механики к таким вещам, о которых, возможно, Вы тоже скажите - Неприменимо. Если не читали книгу, то рекомендую именно эту ссылку (она djvu), потому, что в книге достаточно формул, а они повыпадали из doc-овских загрузок.

Ну что же - хотите аргументированный ответ, я Вам его дам, но позже (но учтите, еще раз, что это Гуманитарный раздел, а не Математика и строгих формул в доказательстве здесь не существует).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение02.11.2006, 17:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Macavity писал(а):
Спасибо за сообщение, но думаю Someone, что Вы заблуждаетесь. Философия достаточно сложная наука и у нее много течений (часто противоположных), сказать какое течение истинно, а какое ложно бывает не просто, а то и невозможно.


Я о том и говорю.

Macavity писал(а):
А вдруг Вы не знаете, что какое-то из течений серьезно относится к этой теореме. Например, в книге Роджера Пенроуза "Тени разума" (ссылка в постах выше) около половины книги относится к обсуждению теоремы (а книга то почти 700 страниц).


Сомневаться-то я могу? Пенроуз, конечно, уважаемый человек, но уважаемые люди тоже могут заблуждаться. Я математик, и прежде, чем применять какую-нибудь теорему, проверяю, можно ли её применять, то есть, выполняются ли в данном случае условия теоремы. В случае философии и теоремы Гёделя совершенно очевидно, что условия теоремы Гёделя не выполняются: философия не является формализованной теорией такого типа, который указан в теореме Гёделя. Поэтому применять теорему нет оснований. Или Пенроуз применяет теорему Гёделя не к философии? Тогда к чему?

Macavity писал(а):
Ну что же - хотите аргументированный ответ, я Вам его дам, но позже (но учтите, еще раз, что это Гуманитарный раздел, а не Математика и строгих формул в доказательстве здесь не существует).


Подождём.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение03.11.2006, 16:34 
Заслуженный участник


05/09/05
515
Украина, Киев
Someone писал(а):
Подождём.


Вот и дождались... :)

Someone писал(а):
В случае философии и теоремы Гёделя совершенно очевидно, что условия теоремы Гёделя не выполняются: философия не является формализованной теорией такого типа, который указан в теореме Гёделя. Поэтому применять теорему нет оснований.


Я Вам так скажу, Someone, даже в самой математике практически ни одна теорема автоматически не переносится из одного раздела в другой. Поэтому, думаю, Вы тут лукавите. На самом деле речь идет о применимости теоремы Гёделя в философии, и Вы эту применимость отвергаете.

В действительности, если обратиться к Д.Пойа. "Математика и правдоподобные рассуждения", то в математике для использования результатов одних разделов математики в других используются как метод: индукция, обобщение, специализация и аналогия. Я ограничусь аналогией и приведу цитату из Пойа:
Цитата:
Аналогия есть некоторого рода сходство. Она, можно сказать, есть сходство, но на более определенном и выражаемом с помощью понятий уровне. Однако мы можем выразиться несколько более точно. Существенное различие между аналогией и другими видами сходства, как мне кажется, в намерениях, думающего. Сходные предметы согласуются между собой в каком-то отношении. Если вы намереваетесь свести это отношение, в котором они согласуются, к определенным понятиям, то вы рассматриваете эти сходные предметы как аналогичные. Если вам удается добраться до ясных понятий, то вы выяснили аналогию.

(все курсивы самого Пойа).

В качестве примера в математике я могу привести фрагмент лекций Сержа Ленга. "Математические беседы для студентов" о гипотезе abc. Там рассматриваются две сходные (аналогичные) теоремы, одна для полиномов другая для чисел, так вот аналогия совсем не просто просматривается (тем более связь теории чисел с другими разделами математики совсем не просто просматривается).

Однако надо иметь определенные основания, чтобы пользоваться аналогией. Если кто-то (например, Macavity или Гёдель, или, скажем, Тарский) за уши втянул математическую теорему в философию, то какие тут основания? Очевидно, никаких. Однако, я утверждаю, что основания есть (хоть они и не прозрачные, это бывает часто).

Прежде всего я утверждаю, что философия на момент возникновения и доказательства теоремы была намного больше к ней готова, чем математика. У математики как раз особой готовности не было, были взгляды Гильберта совершенно противоположные теореме, да и сама теорема, когда появилась нанесла очень сильный удар по самой математике.

А вот для философии это не было каким то переворотом или свероткровением, поскольку ещё когда философия была просто любомудрием, а не наукой в ней существовали софисты, которые придумывали и исследовали софизмы и следовательно соотношение между истинной и ложью. Эти вопросы поднимались в философии когда, ни математики, ни даже логики ещё не было.

Об этом знает любой будущий философ, студент, потому, что именно с софизмов, парадоксов, modus ponens и т.д. и т.п. начинают изучать философию (или начинали при Гёделе!).
Это аргумент к тому, что в принципе философия давно "ходила" вокруг этих проблем, но вот вопрос, а как близко подошла?

Надо сказать, что выдающиеся умы философии представляли и проблемы, и решения, которые впоследствие выразились через теорему Гёделя. Я процитирую статью А.Н. Паршина из института математики им. Стеклова о русском философе Розанове (в статье приводится цитата из Розанова так, что убъем сразу двух зайцев):
Цитата:
"Но миром правят, в самом деле, не языческие ясные истины, а христианские запутанности: никак не удается никому доказать, что мир держится на истине, вроде "дважды два - четыре". В основе мира, в запутанности мира, в "пупе" мира, - если назвать так ту темную бездну, из которой рождаются все вещи и выкидывается целая всемирная история, -лежит скорее какая-то "мнимая величина", √2, √-2 , около которого можно что-то делать, можно его обдумывать, можно его комбинировать, можно "принимать во внимание", наконец, можно, строить около него фикции, символы, дополнения",

Занятный образ, в духе немецкой романтики, не более того, и вдруг как небо разверзлось:

"но только "решить"то его, "сделать задачу", не только теперь невозможно, но и никогда вообще невозможно ее разрешить. И та "точная наука", которая никак разрешить этой задачи не может, совершенно точно доказывает ту плачевнейшую истину, что задача эта и вообще неразрешима до скончания веков и даже по ту сторону окончания "веков", неразрешима в себе самой и по существу".

Это 1909-ый год, все открытия неразрешимости в математике впереди, Гильберт еще и не знает, что через двадцать лет будет доказывать "разрешимость"~ всей математики, а Гедель ему и всем докажет, что это доказать нельзя !


Вот так рассуждал Розанов!

Ну что же это не конец, продолжу в следующем письме.

Добавлено спустя 2 часа 39 минут 52 секунды:

Выше был рассмотрен вопрос насколько математика и философия и, разумеется, математики и философы были готовы к появлению теоремы Гёделя.
Теперь посмотрим как в настоящее время философы и математики относятся к этой теореме.
А по разному. Возьмем, в качестве примера, финнского логика Яаaкко Хинтикка, вот, что он пишет (1994) в статье "Проблема истины в современной философии":
Цитата:
Но тот. кто живет результатами Тарского и Геделя - тот и умирает вместе с ними Я показал что результат Тарского не имеет философских следствии которые ему обычно приписывают. Фактически, бочее тщательный анализ ситуации ведет к заключению диаметрально противоположному тому, что как обычно считают следует из результатов Тарского. Что же касается результатов Геделя, то более внимательное исследование показывает, что Гедель вообще не опроверг полноты какой-либо аксиоматической системы в наиболее важном смысле полноты, именно в том смысле который я назвал дескриптивной полнотой.

Цитата:
Тем не менее я показал, что результаты Тарского и Геделя просто не имеют тех негативных философских следствий которые им первоначально приписывали и которые у них обычно подразумевают.

Цитата:
Например, нет необходимости интерпретировать истину как открытость, что делает Хайдеггер, но определенный (не обязательно порочный) круг, как можно доказать, присутствует даже в трезвом научном исследовании.

Как минимум это означает, что сторонников использования результатов Тарского и Гёделя в философии более чем достаточно. К тому же, претензии у Хинтикки похоже именно к математической части, если судить по первому фрагменту. Но особенно умиляют претензии Хинтикки к знаменитому философу Мартину Хайдеггеру.
Вот другая работа того же автора ИСТИНА ПОСЛЕ ТАРСКОГО:
Цитата:
Состоявшееся недавно обсуждение проблемы истины в философии было в целом основано на ложных, или, в лучшем случае, серьезно вводящих в заблуждение допущениях. Это могло бы быть простительно лишь для тех результатов, которые оценивались по материалам, изданным только частично. Таким образом, кратко подводя итог этим результатам, необходимо указать некоторые из их следствий."

"Допущения" это как раз теоремы Гёделя и Тарского. Как видно, последователи Гёделя просто не дают спокойно жить и работать финнскому логику. Someone, Вы говорили, что философия неформализована. Я прошу Вас выступить как математик-эксперт, посмотреть статью Хинтикки (http://korfo.kubsu.ru/totum/eng/012002/hintikka.html) и объяснить мне (с учётом формализмов, которые он использует в статье), что он критикует - математику теорем Гёделя-Тарского или философию их теорем.

Ну а философы. Ребекка Голдштейн написала книгу "Гёдель и природа математической истины", Edge взял интервью у нее (http://www.edge.org/3rd_culture/goldstein05/goldstein05_index.html), в котором, в частности она сказала:
Цитата:
The summer before entering college I had to read a book that was popular back then, by an NYU philosopher, William Barrett, called Irrational Man. It was, vaguely existentialist and it argued pretty strenuously that man constructs all truths. It spoke a lot about Nietzsche and Heidegger, but there were a few pages on relativity theory and the incompleteness theorems, arguing that the upshot of these results was that even in physics and mathematics there's no objective truth and rationality: everything is relative to man's point of view, and that the proofs of mathematics are incomplete because there's no foundation for mathematical knowledge. Everything is infected with man's subjectivity, leaving us no grounds for distinguishing between rational and irrational.

Иными словами, многие философы склонны использовать теоремы Гёделя, хотя вроде бы для этого нет достаточных оснований (исходного формализма).
Гёдель в конце концов перешел от математики к философии. К сожалению, насколько я помню, для Гёделя все закончилось трагически, примерно как и у Ницше. Ницше был профессором филологии, стал философом и в конце концов сошел с ума. Гёдель был математиком, стал философом и опять же сошел с ума.

Я закончу ссылкой на Германа Вейля. В своей статье, которая является приложением к его работе "Философия математики и естественных наук", он рассматривает проблемы наблюдения за физическим процессом в квантовой механике и пишет:
Цитата:
Это противоречие между физическим процессом и наблюдением аналогично противоречию между формализмом и сознательным мышлением в гильбертовой системе математики.

То есть Вейль был склонен проводить аналогии между "чистой" математикой и "экспериментальной" физикой. Кстати его последующие расуждения сильно напоминают Гёделевские расуждения о невозможности пополнить систему аксиом. (Прикладная комбинаторная математика. Сборник статей под редакцией Э.Беккенбаха, 1968, стр. 335). Вполне возможно, что попытки Роджера Пенроуза объяснить механизм работы человеческого разума с помощью теоремы Гёделя и квантовой механики исходят именно отсюда.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение03.11.2006, 20:49 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
Someone писал(а):
Мне непонятны попытки применять теорему Гёделя о неполноте за пределами математики. Она относится к формализованным системам определённого рода, и даже к математике в целом эта теорема неприменима, ... А вы хотите применять эту теорему в философии и ещё Бог знает где...

Мне кажется, что тут существует некоторое несовпадение в понимании глагола "применять".

Начну с примера. Карл Прибрам высказал гипотезу, которую назвал "голографической метафорой": отдельные фрагменты человеческой памяти ("воспоминания") не локализованы в определенных участках мозга, а распределены в нем, как фрагменты изображения - на голограмме. Когда Майкл Арбиб попытался, ссылаясь на Прибрама, построить "голографическую модель" памяти, Прибрам его за это критиковал, объясняя, что метафору нельзя понимать (применять) буквально.

Нечто подобное происходит с теоремой Гёделя о неполноте. Математические результаты о неполноте формальных систем поколебали уверенность в универсальности дедуктивного метода. Именно этот факт философы и пытаются понять и интерпретировать в рамках своей науки. Разумеется они не применяют теорему Геделя в том смысле, в каком ее применяют математики. Для них главное - вывод о том, что построить науку дедуктивно нельзя.

Скорее всего сам Пенроуз это прекрасно понимает. Сложнее с теми, кто ссылается на Пенроуза.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение03.11.2006, 23:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
Виноват, неправильно интерпретировал. Речь идёт, конечно, не о применении теоремы Гёделя к философии, а о её применении в философии. И, вероятно, не о непосредственном применении (иначе это будет не философия, а математика), а об использовании самого факта существования подобных теорем, ограничивающих возможности дедуктивных систем. Здесь я согласен с тем, что написал Yuri Gendelman: построить науку дедуктивно нельзя. Если речь идёт о таких применениях, то спора у нас не получится.

Macavity, спасибо за разъяснения, у меня, в общем, возражений нет. Скорее некоторое недоразумение, о котором я написал выше. А статью Хинтикки - ту её часть, которая формализована - я бы отнёс к математической логике. Впрочем, тут однозначности нет. И математики изучают логику, и философы изучают логику, и нет ничего удивительного, что наблюдается взаимодействие. Но от роли эксперта я отказываюсь, поскольку это не моя область. Могу только сказать, что Хинтикки заметил, что обычно применяемая логика первого порядка может выразить не всё, что требуется для выражения понятия истинности. И, видимо, нашёл способ расширить логику первого порядка так, чтобы требуемые выражения стали возможны. Но я с этими работами не знаком.

 Профиль  
                  
 
 Дедуктивно-индуктивное познание.
Сообщение05.11.2006, 22:17 


13/03/06
79
Someone писал(а):
... Здесь я согласен с тем, что написал Yuri Gendelman: построить науку дедуктивно нельзя. ...

... А статью Хинтикки - ту её часть, которая формализована - я бы отнёс к математической логике. Впрочем, тут однозначности нет. И математики изучают логику, и философы изучают логику, и нет ничего удивительного, что наблюдается взаимодействие. ...


На чем основана уверенность в "невозможности" дедуктивной систематизации научного знания?
Я могу доказывать совершенно противоположное:
По нескольким логическим цепочкам возможно постигнуть обобщающий принцип, что позволяет воссоздать непротиворечивую теорию, поясняющую не только известные данные и феномены, но и успешно расширяющую сферу познания.
Утверждение "Гелиоцентрической планетарной системы", открытие "Периодичности свойств химических элементов в зависимости от особенностей атомарного строения веществ" и некоторые другие прорывные открытия, отправили в утиль множество человеко-веков индуктивных поисков, теорий и версий. Одновременно на несколько порядков сократили объем аргументационно-доказательных данных.

Образно говоря: индуктивными методами накапливается "критическая масса" противоречивых данных в какой-либо сфере познания. Их всестороннее рассмотрение позволяет открыть обобщающи(й)(е) принцип(ы), дающи(й)(е) системное понимание сути процессов и явлений. Так-что дедуктивные процессы познания оказываются более продуктивными (революционными), но не умаляющими роли индуктивного (эволюционного) научного метода.

На данный момент дедуктивным постулатом и критерием истинности научных знаний является: "Неразрывное Триединство Бытия".

Сакральные знания возродятся в научном понимании и объяснении, а методы научного познания очистятся от наслоений сакрализации, мифологизации и мистификации.
=====
Надо уточнить, что математическая логика является лишь частным проявлением философской логики и всеобщей ЛОГИКИ Бытия, поэтому любое математическое выражение легко выразить лексическими формулами, но лишь малую часть утверждений можно выразить языком математических соотношений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Дедуктивно-индуктивное познание.
Сообщение05.11.2006, 23:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
WFKH-ВФКГ писал(а):
На чем основана уверенность в "невозможности" дедуктивной систематизации научного знания?


Я говорю не о дедуктивной систематизации, а о дедуктивном построении всей науки. Так сказать, "из начальных положений", которые ещё откуда-то надо взять, и никакая дедукция в этом не поможет. Но даже и с систематизацией уже накопленных знаний ситуация не такая радужная. Даже в математике, чтобы найти вполне дедуктивное доказательство теоремы на основе точно описанных предпосылок, одной дедукции недостаточно. Мешают всякие теоремы об алгоритмической неразрешимости. Даже в элементарной арифметике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Дедуктивно-индуктивное познание.
Сообщение06.11.2006, 00:15 


13/03/06
79
Someone писал(а):
WFKH-ВФКГ писал(а):
На чем основана уверенность в "невозможности" дедуктивной систематизации научного знания?


Я говорю не о дедуктивной систематизации, а о дедуктивном построении всей науки. ...


Вы процитировали третьестепенное. Ниже я говорил о том-же.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.11.2006, 11:45 
Заслуженный участник


05/09/05
515
Украина, Киев
Someone писал(а):

Macavity, спасибо за разъяснения, у меня, в общем, возражений нет. Скорее некоторое недоразумение, о котором я написал выше. А статью Хинтикки - ту её часть, которая формализована - я бы отнёс к математической логике. Впрочем, тут однозначности нет. И математики изучают логику, и философы изучают логику, и нет ничего удивительного, что наблюдается взаимодействие. Но от роли эксперта я отказываюсь, поскольку это не моя область. Могу только сказать, что Хинтикки заметил, что обычно применяемая логика первого порядка может выразить не всё, что требуется для выражения понятия истинности. И, видимо, нашёл способ расширить логику первого порядка так, чтобы требуемые выражения стали возможны. Но я с этими работами не знаком.


Someone, спасибо.
Да, тут скорее недоразумение...
Спасибо за разъяснение идей Хинтикки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Дедуктивно-индуктивное познание.
Сообщение28.11.2006, 17:04 


13/03/06
79
Someone писал(а):
WFKH-ВФКГ писал(а):
На чем основана уверенность в "невозможности" дедуктивной систематизации научного знания?

Я говорю не о дедуктивной систематизации, а о дедуктивном построении всей науки. Так сказать, "из начальных положений", которые ещё откуда-то надо взять, и никакая дедукция в этом не поможет. ... Мешают всякие теоремы об алгоритмической неразрешимости. Даже в элементарной арифметике.


Ваши интересные рассуждения обрубили почти все пути развития темы. Предлагаю подумать над информацией:
http://www.polg2.narod.ru/logic/2001/tes2001.htm

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group