Да, понаписали тут по поводу этого сверхзвукового самолёта...
Ну давайте разберём задачу с формулами и графиками, тогда будет ясно, можно ли понять, что это один объект, или его можно спутать с двумя.
Договоримся, что может измерять наблюдатель. Во первых, это время прихода звука, во-вторых - направление на источник звука. Строго говоря, этих данных недостаточно для однозначного восстановления траектории источника, причём, проблема вовсе не в сверхзвуковой скорости источника. Но если возможно определять расстояние, то траектория восстанавливается без труда вместе с временными метками, и в этом случае перепутать один источник с двумя нельзя. Кстати, вопрос возник в связи с какой-то попыткой объяснения наблюдаемой картины расширения Вселенной сверхсветовыми движениями. Астрономы умеют измерять расстояния до астрономических объектов (до миллиардов световых лет), так что такое объяснение не пройдёт даже гипотетически.
Поэтому будем предполагать, что наблюдатель не может измерять расстояние.
Много информации о движении источника может дать измерение частоты звука, но мне не хочется заниматься соответствующими расчётами, поэтому такую возможность проигнорируем.
Исходные предположения: самолёт пролетает по прямой с постоянной скоростью
на постоянной высоте
, проходя в какой-то момент над головой наблюдателя. Скорость звука будем обозначать
(
). Кривизной поверхности Земли пренебрегаем.
Система координат: начало координат совпадает с расположением наблюдателя, ось
совпадает с проекцией траектории самолёта на Землю и направлена в сторону движения самолёта, ось
горизонтальна и перпендикулярна оси
, ось
вертикальна и направлена вверх.
Начало отсчёта времени выберем так, чтобы приход первого звукового сигнала произошёл в момент
.
Уравнения движения самолёта в этой системе координат имеют вид
где
- время, а параметр
выберем позже так, чтобы звук от самолёта впервые дошёл до наблюдателя в момент
. Ясно, что должно быть
, так как при
самолёт в момент
ещё не долетит до наблюдателя, а его звук, распространяющийся медленнее - тем более.
Найдём момент времени
, когда до наблюдателя, находящегося в начале координат, от самолёта дойдёт звук, родившийся в момент
. Расстояние от самолёта до наблюдателя равно
, звуку для прохождения этого расстояния потребуется время
, поэтому
Выразим из этого равенства
через
, поскольку наблюдатель непосредственно измеряет
, а
ему неизвестно. Перенося
в левую часть и возводя обе части равенства в квадрат, получим квадратное уравнение
Как говорил
vpalex, в момент
наблюдатель впервые слышит звук самолёта, а дальше он слышит два источника, разлетающихся в противоположных направлениях. Это означает, что при
данное уравнение должно иметь один корень, а при
- два корня, то есть, при
дискриминант уравнения равен
:
Подставляя в равенство (4)
и
, получим
, откуда
Решая уравнение (3), найдём при
Подставим сюда выражение (5), разделим числитель и знаменатель на
и упростим:
Таким образом, можно найти величину запаздывания звука:
Наконец, найдём положения самолёта в моменты времени
:
Как мы договорились, наблюдатель не может измерять расстояние до самолёта, в частности, он не знает правильную величину
и может думать, что высота полёта самолёта равна
. Помешает ли это установить, что объект один, и что он движется со сверхзвуковой скоростью?
Мы также договорились, что наблюдатель умеет определять направление, откуда пришёл звук; в частности, он может измерить углы
между осью
и направлениями прихода звука (угол считаем положительным в полупространстве
и отрицательным в полупространстве
). Через вычисленные нами величины эти углы выражаются так:
Из подобных треугольников на рисунке получаем координату самолёта, определяемую наблюдателем
и величину запаздывания звука
откуда находим соответствующий координате
момент времени
Пусть
,
,
. Рассчитаем траектории
для трёх значений
:
,
,
. Вот полученные графики.
Зелёная часть траектории построена по точкам
, красная - по точкам
. Наклонные чёрные линии изображают распространение звука. При интерпретации рисунка нужно не забывать, что координаты
и
на рисунке отсутствуют, и изображены проекции мировых линий на плоскость
. В частности, наблюдатель находится в начале координат, с
, а траектории - в плоскостях
при трёх разных значениях
.
Наиболее устойчивой является часть графика в окрестности стыка красной и зелёной линий. Эта часть соответствует моменту, когда наблюдатель впервые обнаруживает звук самолёта, и сразу после этого момента. Из рисунка видно, что красная и зелёная линии состыковываются в гладкую линию, причём, временная координата на этом участке монотонно возрастает, поэтому наблюдатель однозначно придёт к выводу, что имеется один объект, движущийся слева направо, а не два, разлетающихся в разные стороны. Это несложно подтвердить расчётом:
Подставляя в последнее выражение
, получим
. Таким образом, акустические наблюдения позволяют правильно определить, что объект один, и найти его скорость хотя бы вблизи точки
, "несмотря" на то, что эта скорость сверхзвуковая.