2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 13:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
сабж

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 14:00 
Заслуженный участник


13/12/05
4521
Решать задачи по линейной алгебре -- строить базисы подпространств, находить линейные оболочки, проекции, ортогональные дополнения и т.д.

-- Пт дек 10, 2010 16:12:44 --

Парадокс: бесконечномерную интуицию развить проще, чем 4-мерную.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 15:44 


18/11/10
381
Мюнхен
Заниматься лепкой, например с пластилином можно поиграться. Мне в детстве нравилось ниточкой пластилин резать, очень занятно. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 16:37 
Аватара пользователя


03/03/10
1341
Padawan в сообщении #385711 писал(а):
Парадокс: бесконечномерную интуицию развить проще, чем 4-мерную.

А как вообще можно представить бесконечномерное пространство?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 16:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
Padawan в сообщении #385711 писал(а):
Решать задачи по линейной алгебре -- строить базисы подпространств, находить линейные оболочки, проекции, ортогональные дополнения и т.д.

Да, об этом мне уже подсказали. Читаю учебник потихоньку. Но хочется (хотя бы немного) развить "геометрическую" интуицию, т. е. не просто чисто механическим путём получать какие-то выводы, рассматривая линейные пространства, СЛАУ и др., а геометрически: так же как я могу интуитивно представить, что две (2-хмерные) плоскости в (3-хмерном) пространстве пересекаются по прямой или не пересекаются вообще -- без всякой линейной алгебры.

Ну или, скажем, в уме представлять какие-ниубдь проекции 4-куба на плоскость, пересечение многоменрных фигур... Или я замечтался, так нельзя?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 16:42 
Аватара пользователя


03/03/10
1341
caxap в сообщении #385768 писал(а):
Ну или, скажем, в уме представлять какие-ниубдь проекции 4-куба на плоскость, пересечение многоменрных фигур... Или я замечтался, так нельзя?

Можно: Гиперкуб; и посмотрите это: http://www.dimensions-math.org/

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 17:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Padawan в сообщении #385711 писал(а):
Парадокс: бесконечномерную интуицию развить проще, чем 4-мерную.

Ну, кому как. Мне, например, оказалось 4-мерную проще ($\infty$-мерную так до конца и не развил).

-- 10.12.2010 17:30:38 --

caxap в сообщении #385768 писал(а):
Но хочется (хотя бы немного) развить "геометрическую" интуицию, т. е. не просто чисто механическим путём получать какие-то выводы, рассматривая линейные пространства, СЛАУ и др., а геометрически: так же как я могу интуитивно представить, что две (2-хмерные) плоскости в (3-хмерном) пространстве пересекаются по прямой или не пересекаются вообще -- без всякой линейной алгебры.

Я сначала подумал, что мой ответ полностью покрывается ответом Padawan, но после этих слов могу что-то посоветовать. Решайте не просто задачи, а те, которые ставите сами себе. Конкретно, начните с какой-то геометрической формулировки: разобраться, как могут быть взаимно расположены две 2-плоскости в 4-пространстве. Потом аккуратно переведите её на язык алгебры. Решите её методами алгебры. И потом тот результат, который вы получили, снова "геометризуйте", переводите на язык объектов и образов. Постепенно у вас появится ощущение, что вы можете "видеть" 4-мерное пространство. Вы будете знать, как ведут себя 4-мерные объекты. Разбираясь таким образом, вы привыкнете к их свойствам, и вам не придётся их с трудом каждый раз рассчитывать, а можно будет просто вспоминать, всё легче и легче. Тогда это и будет интуиция.

По поводу визуализации. Мне помогали приёмы, аналогичные тому, как на плоской бумаге или экране изображают трёхмерные объекты:
- проекция. Лучше всего проекция сбоку, по диагонали, из какого-то общего положения, аналогичная чертёжной аксонометрической. При этом выгодно натренироваться "вертеть" 4-мерные объекты, сохраняя их форму, но беря проекцию под разными углами.
- "размеченная" или "раскрашенная" проекция. В этом варианте все точки 4-мерного объекта (или лучше рамки, которая его очерчивает) проецируются на 3-мерное пространство, но дополнительно для каждой точки кодируется её 4-я координата, "4-высота". Например, положительные координаты могут менять цвет точки от чёрного (серого) до красного, а отрицательные - до синего. Или можно представлять себе точки с $x_4=0$ как чёткие, "резкие", а точки с другими $x_4$ как размытые, "нерезкие", причём чем больше "4-высота", тем меньше резкость. Или какой-то ещё вариант, который вам придумается.
- сечение. Тут всё проще всего: мы видим не всё 4-пространство, а только то, что пересекается с некоторой нашей 3-плоскостью. Его удобно применять не само по себе, а в сочетании с предыдущими методами "проекции".

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 20:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
Проверьте, пожалуйста, я правильно мыслю? Вот, давайте рассмотрим 5-мерное пространство и пересечём там 3-плоскость с 2-плоскостью. 3-плоскость в 5-мерном пространстве записывается СЛАУ, в которой 3 переменные свободные, т. е. независимых уравнений $5-3=2$. Аналогично, 2-плоскость задаётся СЛАУ с 3 независимыми уравнениями. Для нахождения пересечения, объединим эти СЛАУ. Получим 5 уравнений и 5 неизвестных, т. е. пересечение либо точка, либо ничего. Так?

Если пересечь две 2-плоскости в 5-мерном пространстве, то "объединённая" система будет содержать 6 независимых уравнений, а т. к. неизвестных 5, то решений у системы нет и две 2-плоскости не пересекаются. Так?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 20:45 
Аватара пользователя


14/08/09
1140
caxap в сообщении #385883 писал(а):
Вот, давайте рассмотрим 5-мерное пространство и пересечём там 3-плоскость с 2-плоскостью.

Но может случиться и так, например, что 3-плоскость будет содержать один из базисных векторов 2-плоскости, и тогда пересечение будет по одномерному пространству.
С другой стороны, конечно, пространство натянутое на эти плоскости будет 4-мерным, но это не мешает рассматривать их в контексте пятимерного.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 20:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
Mathusic, а в каком месте я напортачил тогда в рассуждения про СЛАУ? (P.S. Запятые у вас убежали со своих мест :wink: )

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 20:56 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Получиться должно (надеюсь, не спутаю), что два подпространства размерности $m$ и $n$ могут пересечением давать подпространство размерности от $\max \{|m - n|, N\}$ до $\min \{m, n\}$ включительно с обоих концов, так?

-- Пт дек 10, 2010 23:58:34 --

caxap в сообщении #385898 писал(а):
Mathusic, а в каком месте я напортачил тогда в рассуждения про СЛАУ?
Хоть я и не Mathusic, рискну предположить, что потому что строки получившейся матрицы могут быть линейно зависимы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 20:58 
Аватара пользователя


14/08/09
1140
caxap в сообщении #385898 писал(а):
Mathusic, а в каком месте я напортачил тогда в рассуждения про СЛАУ?

Вы не напортачили, а просто, я бы сказал, неточно выразились (см. моё отредактированное сообщение).
Если вы упоминаете 5-ное пространство с той целью, что имеете в виду, что сумма плоскостей имеет размерность $5$, то ваши рассуждения верны.
В общем, хорошо описывает взаимное расположение подпространств в конечномерном случае формула Грассмана: $\dim(U+W)=\dim U+\dim W - \dim(U \cap W).$

-- Пт дек 10, 2010 22:01:17 --

arseniiv в сообщении #385901 писал(а):
Хоть я и не Mathusic, рискну предположить, что потому что строки получившейся матрицы могут быть линейно зависимы.

Да, это самое я и сказал, только более "геометрически" что ли.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 21:02 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Постойте, у вас в обоих местах плюсы, а пересечение куда ставить? :-)
(А вам, случайно, не нравится больше симметричный вариант, где сумма и пересечение по одну сторону $=$ ?)

-- Сб дек 11, 2010 00:03:43 --

arseniiv в сообщении #385901 писал(а):
два подпространства размерности $m$ и $n$ могут пересечением давать подпространство размерности от $\max \{|m - n|, N\}$ до $\min \{m, n\}$ включительно с обоих концов
Случайно тут не напортачил?..

Хочу сказать Muninу спасибо за описание, как улучшить интуицию, а то мне тоже хочется хотя бы для четырёхмерья, интересно настроить сечений тессеракта. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 21:07 
Аватара пользователя


14/08/09
1140
arseniiv в сообщении #385905 писал(а):
Постойте, у вас в обоих местах плюсы, а пересечение куда ставить?

Да, спасибо, я уже сам заметил и отредактировал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как развить >3-мерную интуицию?
Сообщение10.12.2010, 21:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
caxap в сообщении #385883 писал(а):
Проверьте, пожалуйста, я правильно мыслю? Вот, давайте рассмотрим 5-мерное пространство и пересечём там 3-плоскость с 2-плоскостью. 3-плоскость в 5-мерном пространстве записывается СЛАУ, в которой 3 переменные свободные, т. е. независимых уравнений $5-3=2$. Аналогично, 2-плоскость задаётся СЛАУ с 3 независимыми уравнениями. Для нахождения пересечения, объединим эти СЛАУ. Получим 5 уравнений и 5 неизвестных, т. е. пересечение либо точка, либо ничего. Так?

Проверьте себя сами: рассмотрите аналогичный случай, но в двумерном или трёхмерном пространстве. Mathusic правильно дополнил ваш ответ. Разумеется, даже оба базисных вектора 5-плоскости могут лежать в 3-плоскости, так что полная классификация возможных взаимных расположений плоскостей побогаче. Можете считать так: если у них есть общая точка, то в неё можно перенести начало координат, и СЛАУ становятся однородными, а они попроще. Будет одно подпространство, другое подпространство, и их пересечение - третье подпространство размерности меньше или равной, чем размерность каждого из подпространств.

caxap в сообщении #385883 писал(а):
Если пересечь две 2-плоскости в 5-мерном пространстве, то "объединённая" система будет содержать 6 независимых уравнений, а т. к. неизвестных 5, то решений у системы нет и две 2-плоскости не пересекаются. Так?

В общем случае так, но уравнения могут оказаться зависимыми, и тогда снова возникает ряд случаев - ступеньками по размерности общего подпространства.

Это всё ещё ничего, вот когда вы займётесь площадями и объёмами, или аналогами квадратичных кривых и поверхностей... впрочем, всё это тоже в линале рассмотрено, только не в начальных его главах. Площадям и объёмам посвящены внешние формы, квадрикам - квадратичные формы, вращениям в прострастве - ортогональные преобразования. Кстати, вращение в размерности $\geqslant 4$ в общем случае непериодическое :-)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group