2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 О среднем росте учеников в классе (олимпиада 6-8 класс)
Сообщение21.08.2010, 22:05 


21/08/10
2
Измерялся рост учеников в классе. Измерялся с точностью до одного сантиметра. Без учета роста самого низкого ученика средний рост всех остальных учеников в этом классе составил 147 целых и 3/7 сантиметра. А без учета самого рослого ученика, он составил 148 целых и 4/7 сантиметра. Сказанно, что число учеников в классе не превышает 40. Найти средний рост всех учеников этого класса.


Это олимпиадная задача нашего города. Адрессована к ученикам 6-8-ого класса. Я уже давно не ученик. Олимпиада тоже давно прошла. А задача эта так же давно не дает покоя. Трудность в том, что если допустить опечатку, повлекшую отстутствие какого либо данного, то не могу предположить какого именно данного. При подключении любого дополнительного данного решение становится слишком очевидным. А между тем задача - олимпиадная.
Помогите избавиться от назойливой задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 00:03 


21/06/06
1721
Мне кажется, что здесь нужно просто сообразить, что этот средний рост всех учеников заключен между числами $147\frac{3}{7}$ и $148\frac{4}{7}$.
Поэтому, если исходить из точности в один сантиметр, то между этими двумя числами имеется одно лишь целое число, а именно 148 сантиметров.
Если же настаивать на более точном ответе, например с точностью до $\frac{1}{7}$ сантиметра, то тогда можно показать, что всегда можно подобрать так числа (количеством не более 40), что их среднее значение будет равно любому числу из этого промежутка. Разумеется с сохранением условий по средним без крайних.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 00:10 
Заслуженный участник


09/08/09
3438
С.Петербург
ravil в сообщении #346087 писал(а):
Без учета роста самого низкого ученика средний рост всех остальных учеников в этом классе составил 147 целых и 3/7 сантиметра. А без учета самого рослого ученика, он составил 148 целых и 4/7 сантиметра.
А как средний рост без учёта самого рослого может быть больше среднего роста без учёта самого низкого?

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 00:33 


21/06/06
1721
Да там опечатка просто.
Поменяйте числа местами и все.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 00:43 
Аватара пользователя


23/11/09
1607
Здесь, ИМХО, весь "фокус" во внимательном прочтении условия!
$n$ учеников в классе. Средний рост $n$ учеников без учёта роста самого маленького 147 целых и 3/7 сантиметра.
Средний рост $n-1$ учеников (т.е. не учитывается "лямка", как единица счёта, но учитывается его рост) - 148 целых и 4/7 сантиметра.

(Оффтоп)

Дальше и считать неохота, да и ночь на дворе...

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 01:06 


21/06/06
1721
Ну из этих условий, Вы не посчитаете точно средний рост.
Вы можете только оценить разность между самым высоким и самым низким учеником.
А это ничего не даст для ТОЧНОГО решения.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 01:24 
Заслуженный участник


04/05/09
4582
А если добавить условие, что у всех учеников разный рост?

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 01:30 


21/06/06
1721
А это ничего не дает.
Даже при n=3 (при n=2 задача тривиальна) всегда можно подобрать три различных числа числа, так что:
1) Среднее двух наименьших равно $147\frac{3}{7}$
2) Среднее двух наибольших равно $148\frac{4}{7}$
3) Среднее всех трех равно любому заданному числу между первыми двумя.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 01:31 
Заслуженный участник


04/05/09
4582
Числа целые, так что $n=7k+1$.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 01:38 
Заслуженный участник


09/08/09
3438
С.Петербург
Для начала хотелось бы понять условие.
Допустим, ученики упорядочены по росту: $a_1 \leq a_2 \leq ... \leq a_n$

Одно из предположений -- опечатка в условии, и правильная формулировка:
$1. \dfrac {\sum\limits_{i=2}^{n} a_i} {n-1} = 148~4/7$
$2. \dfrac {\sum\limits_{i=1}^{n-1} a_i} {n-1} = 147~3/7$

А ещё какие есть варианты?

Предложение Gravista я, к сожалению, не понял, ибо не знаю, что такое "лямка", о которой он пишет.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 01:58 


21/06/06
1721
У меня получилась верхняя оценка среднего роста (когда я учел, что все чила целые) $148\frac{19}{55}$.
Отсюда с учетом нижней оценки в 147, окончательный ответ 148.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 02:14 
Заслуженный участник


09/08/09
3438
С.Петербург
Sasha2 в сообщении #346132 писал(а):
У меня получилась верхняя оценка среднего роста (когда я учел, что все чила целые) $148\frac{19}{55}$.
Отсюда с учетом нижней оценки в 147, окончательный ответ 148.
А с чего Вы взяли, что средний рост должен быть целым?

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 16:15 


23/01/07
3419
Новосибирск
Если количество учеников $n$, общий рост учеников $L_0$, рост самого высокого $x$, а самого низкого $y$,
то можно составить соотношение:
$\dfrac {x-y}{8}=\dfrac {n-1}{7}$
из которого следует, как справедливо отмечал venco,
что $n=7k+1$ (где $k\leq 5$),
а также, что разница в росте $x-y$ кратна $8$.

Тогда можно составить другие соотношения:
$L_0-x=1032\cdot k$
$L_0-y=1040\cdot k$
$x-y=8k$
$2L_0-(x+y)=2072\cdot k$

Не берусь утверждать, но есть подозрение , что на основе анализа степеней четности членов, входящих в эти выражения,
решение все же можно найти.

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение22.08.2010, 17:17 
Заслуженный участник


28/04/09
1933
Батороев
Если я нигде не напутал, то средний рост учеников (в зависимости от $k=1\dots 5$) принадлежит отрезку $\left[\frac{1032k+149}{7k+1};\frac{1040k+147}{7k+1}\right]$, т.е. (объединяя отрезки) $\left[147\frac{17}{36};148\frac{19}{36}\right]$ (что не намного лучше $\left(147\frac{3}{7};148\frac{4}{7}\right)$), и без дополнительных данных выцепить его из этого отрезка не получится.
Правда, все вышенаписанное справедливо, если топикстартер действительно в условии перепутал местами числовые значения (иначе задача вообще не имеет решения).

 Профиль  
                  
 
 Re: О среднем
Сообщение23.08.2010, 08:47 


23/01/07
3419
Новосибирск
EtCetera
Соглашусь, что задача не корректная.
Для любого $k$ можно подобрать разные значения$x$ и $y$ такие, что будут удовлетворять условию, но давать разные ответы.
Например, $k=1$
$n=8$

$x=152$, $y=144$
$L_0 = 1032+152=1040+144 = 1184$

$\dfrac {1184}{8}=148$

$x=153$, $y=145$
$L_0=1032+153=1040+145=1185$

$\dfrac {1185}{8}=148,125$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group