2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 С4
Сообщение29.05.2010, 18:06 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Вот такая задачка из небезызвестной книжки "Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ, 2010, Математика" Высоцкого, Гущина и Ко (которая на 92 странички):

"Медиана $BM$ треугольника $ABC$ равна его высоте $AH$. Найдите угол $MBC$." (Шестой вариант.)

Так вот, решение достаточно тривиально (в отличие от окружающих С4; что, между прочим, не есть хорошо). Надо просто секундочку поиграться площадями, после чего мгновенно синус равен одной второй, а угол -- соответственно 30 или 150 градусам. Соответственно, ровно те два ответа в той брошюрке и приведены -- а напрасно, между прочим.

Ибо немедленно возникают два встречных предложения.

1) Доказать, что второй вариант фактически не реализуем.

2) Сообщить, что делать ребенку, оказавшемуся в подобной ситуации.

А ребенок, между прочим, непременно попадет в ту ситуацию (если он хоть мало-мальски добросовестен). Поскольку он знает, что это часть С и, следовательно, обязан свои выводы обосновывать. Т.е. не только вычислить возможные значения угла, но и представить примеры, когда те углы достигаются. Ну или опровергнуть.

Ну, с 30-ю градусами -- все, конечно, понятно. А вот со 150-ю -- проблема. Первая же попытка нарисовать картинку наводит на смутные, но глубокие подозрения. Чего-то тут явно не так. Но формально доказать, чего именно -- вовсе не очевидно.

Ну и куды бедному хрестьянину податьси?... Да еще и за ограниченное время?...

------------------------------------------
в порядке пикантности: у них там в этом же варианте еще и ответ на С5 неверен. Какой-то феноменальный вариант.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 19:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3824
Хм, заинтриговали. Никак не вижу проблемы со $150^\circ$. По-моему, вполне реализуется.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 19:31 
Заслуженный участник


20/04/10
1880
Я решал немножко по-другому, сначала опустил высоту из точки $M$ на $AH$, а потом, используя подобия треугольников, уже нашёл соответствующий синус. Но треугольник $OBH$ ($O$ точка пересечения медианы и исходной высоты) прямоугольный, поэтому второй вариант не подходит.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 19:50 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
RIP в сообщении #325286 писал(а):
Хм, заинтриговали. Никак не вижу проблемы со $150^\circ$. По-моему, вполне реализуется.

А где реализуется-то?... Вроде как при угле 150 градусов медиана выйдет заведомо больше высоты, как ни считай...

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 19:53 
Заслуженный участник


28/04/09
1933
lel0lel
lel0lel в сообщении #325287 писал(а):
Но треугольник $OBH$ ($O$ точка пересечения медианы и исходной высоты) прямоугольный, поэтому второй вариант не подходит.
Во втором случае ($\angle MBC=150^\circ$) точка $O$ совпадает с точкой $A$.

Собственно, соответствующую картинку нарисовать довольно легко (при наличии остро заточенного карандаша, циркуля и линейки). Берем произвольный отрезок $AC$ с серединой в $M$. Проводим окружность $(M, AM)$, затем прямую $CH$ ($H$ - точка пересечения окружности и прямой) таким образом, чтобы $\angle ACH$ был меньше $30^{\circ}$. Наконец, проводим окружность $(M, CH)$ и убеждаемся, что две точки пересечения оной с $CH$ дают 2 искомых решения.
Правда, на ЕГЭ можно пользоваться только ручкой, а $\angle ACB$ довольно маленький... С другой стороны, короткое решение оставляет достаточно места под большой рисунок.
Но меня искренне смущает, каким образом устная задача попала в C4.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 20:17 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
я чего-то ничего не понимаю. Да, 150 возможно, когда один из углов треугольника равен в точности нулю градусов. И только в этом случае. Но это уже никакой не треугольник.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 20:26 


20/12/09
1527
Быстрое решение: приставить симметричный треугольник и получить параллелограм, медиана будет половиной диагонали.
Тогда высота - это половина гипотенузы прямоугольного треугольника (диагонали параллелограмма).
Значит искомый угол 30 градусов.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 20:35 
Заслуженный участник


28/04/09
1933
ewert
ewert в сообщении #325313 писал(а):
Да, 150 возможно, когда один из углов треугольника равен в точности нулю градусов. И только в этом случае.
Существует бесчисленное множество треугольников, удовлетворяющих условиям задачи (для каждого $0^{\circ}<\angle ACB<30^{\circ}$ обязательно найдется пара: один с $\angle MBC=30^{\circ}$ и другой с $\angle MBC=150^{\circ}$).
Картинка прилагается.
Изображение

Upd: Забыл добавить, что помимо указанной пары существует 3-ий, самый очевидный, вариант, при котором $\angle ABC$ - острый (для двух вышеуказанных он тупой), а $\angle MBC=30^{\circ}$. Впрочем, это и так понятно...

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение29.05.2010, 20:39 


20/12/09
1527
EtCetera в сообщении #325325 писал(а):
Существует бесчисленное множество треугольников, удовлетворяющих условиям задачи (для каждого обязательно найдется пара: один с и другой с ).

Ну да, 150 градусов тоже может быть.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение30.05.2010, 14:20 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Да, действительно возможно (хотя зачем там круги -- так и не понял). Я просто перепутал там буквы. Вопрос снимается.

Ладно. Предлагаю все ж таки решить С5 того же варианта:

$f(x)=4|x-a|+|x^2+2x-3|$;

а найти надо те $a$, при которых наименьшее значение этой функции меньше четырех.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение30.05.2010, 14:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/07/09
1238
У меня получилось $-4<a<2$, $a \ne -1$

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение30.05.2010, 15:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/02/10
1928
ewert в сообщении #325522 писал(а):
Ладно. Предлагаю все ж таки решить С5 того же варианта

Там ответ неправильный, или какая другая трудность?

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение30.05.2010, 15:33 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Ответ (там почему-то (-4;-2) или (0;2); интересно, как они это получили). Но не только: не очень понятно, какую логику решения они имели в виду. Не раскрывать же модули; а иначе -- некоторые трудности с формальным обоснованием (из-за криволинейности).

Legioner93 в сообщении #325529 писал(а):
У меня получилось $-4<a<2$, $a \ne -1$

Это правда. Поэтому экзамен, боюсь, Вам не сдать.

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение30.05.2010, 15:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/07/09
1238
А мой ответ верный?:)

 Профиль  
                  
 
 Re: С4
Сообщение30.05.2010, 16:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/02/10
1928
ewert в сообщении #325547 писал(а):
не очень понятно, какую логику решения они имели в виду

мне кажется тут нечего делать кроме как показывать в какой точке достигается минимум...$x^2$ после $x=2$ растет быстрей, чем $4x$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group